Что такое война

Татьяна Панарина: литературный дневник

(отрывок из повести "Мусиренок")


- Что, мусир? - спросила маленькая девочка лет трех.
От неожиданности дачница, половшая грядки, чуть не села в то самое ведро, куда выбрасывала сорняки.
- Ты откуда взялась? - спросила она недоумевая, ведь нигде в округе не было детей.
- Я к бабушке с дедушкой приехала. - деловито ответила девочка. Женщина рассмеялась, увидев на ней огромные резиновые сапоги, которые были ей выше колена.
- Ну что же, Мусиренок, пойдем пить чай!
И они вместе зашли в дом.
- Я еще никогда не пила такой чай. Почему он такой вкусный?
- Он не только вкусный, но и полезный. Это чай на травах: медуница, мята, мелиса...
С этого и началось удивительное знакомство Мусиренка с потрясающей женщиной, которое навсегда отпечаталось в ее памяти. А прозвище Мусиренок закрепилось потом за ней на долгие года.


Соседку по дачным участкам звали Евдокия Романовна. Это была уже пожилая женщина, которая, будучи подростком, в возрасте 13 лет повидала войну. Была она из многодетной семьи. Отец погиб на фронте. Мать тяжело болела. Вместе с ними жила еще бабушка 89 лет. А родом они все были откуда-то с Волги (точное место она не называла).


За те непродолжительные периоды жизни в деревне на протяжении всего детства эта чудо-соседка дала Мусиренку столько, что не стыдно назвать ее первым серьезным наставником в жизни. Но это все позже, а пока...


А пока они пили самый лучший чай на свете, ели самый вкусный хлеб из деревенской пекарни и рвали самый лучший "мусир"! Казалось, а что может быть лучше! Миг был, как вечность, а вечность - как миг! Только голубое небо над головой и это вечно палящее солнце! А еще - ласточки, снующие туда-сюда. Прямо под навесом дома бабушки было ласточкино гнездо. Именно такой запомнилась Мусиренку деревня, несмотря на полчища насекомых и частые нападки домашних птиц, которые так и норовили клюнуть. Да что там деревня, таким и запомнилось детство!


Мусиренок часто убегала из дома бабушки к той самой соседке, которую называла просто тетя Дуся. Как хвостик, ходила за ней повсюду и норовила в чем-нибудь помочь. Рвала зелень на салат, ходила вместе с ней в пекарню за хлебом через всю деревню, помогала с прополкой и посадкой и постоянно все-все расспрашивала.
- Что это за цветочки?
- Это ландыши.
- А это?
- Это маргаритки. А это клевер.
- Почему коровы одну траву едят, а другую оставляют?
- Это ядовитая трава, коровы сами знают, что им лучше.


Когда на участке т.Дуси дружно всходил посаженный Мусиренком горох, бабушка то ли не доверяла внучке выполнять эти задачи, то ли оберегала от непосильной, как ей казалось, работы, разрешая лишь рассыпать корм для птиц.


Спустя еще пару лет, в такое же жаркое лето, Мусиренок с т.Дусей шли как обычно в другой конец деревни за хлебом. Дорог, как таковых, не было. С наезженной земляной колеи они свернули в сторону вагончика, служившего пекарней. Уже доносился запах свежеиспеченного хлеба. Под ногами были наспех сколоченные из широких досок мостки, брошенные через болотистую местность. Тетя Дуся шла впереди, а Мусиренок за ней по этим качающимся от шагов доскам. И вдруг нога Мусиренка застряла между досками и провалилась в болото. Тетю Дусю остановил истошный крик, потому как самостоятельно выбраться было невозможно.
- Ты что орешь?! - испуганно спросила т.Дуся.
- Я провалилась.
- Ну и что! Сейчас вытащу.
- Сандалики теперь мокрые...
- Так снимай их и иди босиком!
- Как... босиком?..
- Знаешь, когда я была маленькой, у меня вообще не было никаких сандаликов. Все дети по улице летом бегали босиком.
Мусиренок, шагая по теплым доскам, подумала, что это все же лучше, чем идти в мокрых..
- А сколько тебе лет?
- Много.
- Сандалей у тебя не было, а что же было?
- У всех детей того времени была война!
- Что такое война?
- Война - это страшно!
- Ну расскажи.
- Потом расскажу, а то много будешь знать - скоро состаришься.
- Когда потом?
- Когда вырастешь.
- Я уже большая.
- Ага, большая! А кричишь по пустякам.


Так ничего и не рассказала она в то лето. Зато Мусиренку довелось послушать такие сказки, которые передавались из уст в уста и, как говорила сама т.Дуся, она их слышала от своей бабушки. Больше Мусиренку никто не рассказывал сказки.


Прошел еще год. К тому времени Мусиренок закончила 1 класс и на летних каникулах снова была в деревне. Впервые увидев т.Дусю, она бросилась к ней с радостным возгласом:
- А я в школу пошла! В обычную и еще в музыкальную!
- И как успехи?
- Отличница. А в музыкальной - не очень..
- Ну это не страшно. Вы там наверное и песни поете?
- Да
- Это хорошо. С песней то всегда веселее. Вот раньше, бывало, выйдем в поле и поем - так и время быстро пролетает. А многие ведь хорошо пели.


И тут т. Дуся запела, стоя с лопатой. А Мусиренок - смеялась. Эта женщина, в галошах, в трико с заплатами и белой в горошек панамке так проникновенно пела какую-то старинную песню о любви! Потом вдруг сказала:
- У меня тоже дочка училась играть на пианино. Да и вообще... на тебя была похожа..
- Где она сейчас?
- Она уже давно выросла и сейчас далеко от меня.
- Вы с ней не встречаетесь?
- Да, уже более 20 лет.
- Почему вы с ней не встретитесь? Она наверное тоже скучает.
- Это невозможно.
- Что, она настолько далеко живет?
- Да, очень-очень далеко!.. Так далеко, что и не встретиться...
Спустя несколько дней т.Дуся позвала Мусиренка, как всегда крутившуюся у нее в огороде, к себе на обед. Она поставила перед ней тарелку пшенной каши, на что Мусиренок сказала:
- Я не люблю кашу.
- Как это - не любишь?! Смотри, какая вкусная, с маслом!
- Почему ты все время варишь кашу?
- Много из города не привезешь, а ездить туда постоянно тоже нет времени, к тому же есть такие слова "Хлеб да каша - пища наша!" Слышала?
- Слышала.
- О такой каше раньше мы могли только мечтать, а тебе не нравится...
- А что же вы тогда ели, если не было даже каши?
- Да что придется. Времена были голодные, тяжелые. Чаще всего ели тюрю.
- Что это?
- Это редька с квасом, куда добавляли еще, по возможности, хлеб, картошку, яйца. Я даже восьмимесячную сестренку так выкормила.
- А молоко?.. Все-все мне расскажи! Ну ты же обещала.
- Расскажу. Это надо передавать из поколения в поколение, как те сказки, что я тебе рассказывала, чтоб люди знали, чтоб никогда не забывали!

И она начала свой рассказ:
- Когда началась война, первое время все было как обычно, за исключением того, что большинство мужчин ушли на фронт. Надо же было их кому-то заменять, и все то, что делали они до войны, теперь выполняли женщины, а то, что делали женщины - поручали детям, кто постарше. Все в те времена очень много и очень тяжело трудились.


Немцы подступали, и жизнь с каждым днем становилась все хуже и хуже. В семье нашей было 7 человек детей, я была самая старшая. Когда наша деревня была оккупирована, мне было 13 лет, а самой младшей не было и года. К тому моменту мать уже не вставала. В избе нашей какое-то время находились немцы. Они забирали все, что хотели из деревни, забивали скотину, ели всю живность, оставленную жителями, чтоб хоть как-то выжить. Но немцы забирали последнее. Так моя сестренка осталась вовсе без молока, когда они закололи нашу единственную корову.


Школа находилась за 7 км от деревни. Зимой мы ходили туда по очереди, потому что у нас были одни валенки на всех детей. Одежда по несколько раз перешивалась и переходила от одного ребенка к другому. Многие в то время стремились хорошо учиться, побольше узнать чего-то нового и даже в морозы ходили в такую даль, потому как не всегда была такая возможность - учиться. Учителей мы - ученики очень любили и уважали, внимательно слушали и ловили каждое слово.


Для всех был шок, когда немцы однажды устроили показательное повешание некоторых учителей. За что - мы не понимали. Они не разрешали никому какое-то время снимать тела, которые несколько дней висели прямо посреди деревни.


Зимой мы вручную лопатами расчищали от снега дорогу. По обеим сторонам были минные поля. Дорогу можно было распознать по так называемым указателям - колышкам, воткнутым в землю. Ни шага в сторону. Дикие животные каким-то образом чуяли опасность и оставляли следы, аккуратно обходя закопанные мины. На той самой дороге я встретила однажды волка, но не сразу поняла это. Тогда я подумала "Какая большая собака!" и захотела погладить ее. Но собака холодно сверкнула глазами и прошла стороной. А придя домой, я услышала, что еще некоторые люди встречали там волка. Если бы он был голодный, то непременно набросился. Тогда мне крупно повезло. А впрочем, и не только тогда...


Немцы, если им нужен был дом, обычно сгоняли несколько семей в одно жилище. Отмечая очередное удачное наступление, они собрались у нас в доме, но выгонять нас не стали. Наверное потому, что мама была лежачей больной. Их было очень много, и когда они сели за стол, то одному не хватило ложки. Он потребовал меня принести ему ложку. Я отчасти понимала, что они говорят и могла ответить, потому что немецкий язык мы учили в школе.
В тот момент, от отчаяния и злости, зная, что в доме не только ложки, а вообще ничего больше нет после их пришествия, пошла в сарай, достала большущую ложку их корыта, которой накладывали еду свиньям, принесла в дом и сказала: "Вот тебе ложка!" Немец в порыве ярости тут же направил на меня автомат. Бабка быстро подскочила, закрыла меня собой и сказала: "Не трогай ребенка! В меня стреляй!" Солдат ничего не ответил, медленно опустил автомат и сел обратно за стол.


Немцы тоже были разные: кто-то угощал детей, давал сахар, рассказывал о своих детях и еще что-то о том, что "вот возьмем оветский Союз, и каждый день у вас будет сахар, и будет вам счастье!" Но даже самый маленький ребенок всей душой ненавидел тех людей, которые убивали их родных и близких людей и отнимали последнее. А кто-то из немцев спокойно кидал лимонки прямо в ограды домов. Были случаи, что дети находили себе "новую яркую игрушку" (она была ярко-желтого цвета) и подрывались на ней.


Во время оккупации я мыла посуду у немцев. Однажды они дали мне петуха. Я принесла его домой , и мы сварили настоящий куриный суп, впервые за несколько месяцев.


Когда ситуация на фронте изменилась, и наши перешли в наступление, а потом и вовсе стали выжимать немцев с занятых территорий, то они в панике бежали из деревни, завернувшись в бабье тряпье. Выглядело это очень смешно. Им было непривычно воевать в такие морозы. Форма была не предусмотрена для таких условий, кителя продувались, а абувь промерзала насквозь. Тогда немцы заворачивались в шали, женские пальто, на ноги наматывали куски одеяла. И даже толстый немецкий офицер, проезжая по деревне на мотоцикле, был завернут в шали. Над ним даже кто-то пошутил из местных, крикнув в след неугодные слова. Об этом самом случае, этом офицере и нашей деревне я читала потом в какой-то книжке. Немцам было уже тогда все равно, они как от огня бежали отнаших танков, очень боялись "Катюши", да и вообще были сломлены. Ведь никто из них не хотел умирать, а воевали, рассчитывая на молниеносный захват Советского Союза.


Когда объявили 9 мая Днем Победы, люди выбегали из домов, отменили занятия в школе, все обнимали и поздравляли друг друга! Я не испытывала большей радости, как в тот день.


Глубоко запал в душу Мусеренку этот рассказ. Глаза сразу сделались взрослыми, а в голове кипело куча вопросов, которыми она тут же осыпала т. Дусю
- Как же нашей армии удалось победить? Ведь сначала это казалось невозможным?
- Основной причиной, я считаю, было то, что народ был един, сплочен одной общей бедой. Не зря же говорят "народ-победитель". Это не победа конкретных каких-то групп людей, не заслуга того или иного человека, хотя, конечно, кто-то внес больший вклад, кто-то меньший, но все делалось сообща и с одной только целью - победа любой ценой! Часто люди стояли друг за друга так, как бабушка моя. Это невероятная стойкость и мужество каждого человека, даже ребенка малого. Вот это по-настоящему поражало немцев! Дети-партизаны, дети-разведчики - они вообще себе представить не могли, что такое возможно. Настоящий русский дух всего народа. Одна большая победа складывалась из победы каждого маленького человека. Люди принимали в дом беженцев, прятали наших солдат, рискуя жизнью, брали в семьи чужих детей, делились последними крохами. Даже в школе - дети делились тем, что было с собой из еды с теми, кто ничего не принес, потому что вовсе нечего. Никто нас не заставлял, каждый ребенок понимал, что сегодня он поделится, а если ему нечего будет взять - его тоже не оставят голодным. Вот именно это помогло нам выжить.


Не все было идеально, были и трусы, и предатели, да и просто те, кто хотели себе лучшей доли ценой своих ближних, но, как правило, таких людей свои же выявляли и наказывали.
Новый учебный год начался стандартно с сочинения "Как я провел лето". Особых навыков сочинительства во 2 классе не требовалось, проверялась скорее граммотность, потому как написав свое сочинение в три строки, гласящие " Лето я провела в деревне. Там я узнала, что такое война. Это так страшно, что я даже не хочу об этом писать!" Мусиренок получила пятерку...



Другие статьи в литературном дневнике: