Уничтожить любыми средствами"Они выехали в пять часов утра. Сначала за окном машины мелькали заснеженные горные вершины, их сменили пустыни, чтобы уступить место выжженным солнцем скалам; кучки глинобитных домиков с тростниковыми крышами чередовались с полями, засеянными пшеницей. На горизонте чернели шатры кочевников. Все чаще стали попадаться сгоревшие советские танки и скелеты подбитых вертолетов. Вот он, Афганистан Ахмада и Ноора, подумала Лейла. Вот где шла настоящая война. Кабул оставался в стороне. Если бы не редкие перестрелки, не советские патрули и не военная техника на улицах, могло показаться, что никакой войны и нет. Ближе к полудню, миновав два блокпоста, они въехали наконец в долину. Баби указал Лейле на далекие красные стены, от которых веяло древностью: — Это Шахри-Зохак, Красный Город. Когда-то здесь была крепость. Ее построили девятьсот лет тому назад, чтобы защищать долину от захватчиков. В тринадцатом веке внук Чингисхана вторгся в эти места и был убит. Тогда крепость разрушил сам Чингисхан. — Вот вам, мои юные друзья, история нашей страны: вторжение за вторжением, — подхватил таксист. — Александр Македонский. Сасаниды. Арабы. Монголы. Теперь Советы. Но мы вроде этих вот стен. Обветшавшие, полуразрушенные — а стоим. Ведь правда, бадар? — Воистину так, — подтвердил Баби.
— Эй, вы, — позвал детей Баби. — Выходите и полюбуйтесь. Дверь такси хлопнула — участники похода выбрались наружу. — Вот они, — показал Баби. — Глядите. Тарик изумленно разинул рот. Лейла последовала его примеру. Ничего столь величественного они в жизни не видели. И вряд ли еще когда увидим, промелькнуло в голове у Лейлы. Два колосса — два Будды — оказались куда больше, чем можно было судить по фотографиям. Гигантские скальные изваяния величественно взирали на мир с головокружительной высоты, как и две тысячи лет назад, когда у их подножия тянулись по Шелковому пути караваны. Словно сыр дырками, статуи были изъедены многочисленными пещерами. — Перед ними я такой маленький, — пробормотал Тарик. — Поднимемся наверх? — спросил Баби. — А разве на статуи можно забраться? — не поверила Лейла. Баби с улыбкой подал ей руку: — Идем. Восхождение по узкой, вырубленной в камне темной лестнице Тарику далось нелегко: одной рукой он опирался на Лейлу, другой — на Баби. Ходы пронизывали скалу во всех мыслимых направлениях, и в конце их был свет. — Осторожнее ставьте ноги, — голос Баби громким эхом отразился от стен. — На ступеньках легко упасть. Местами лестница нависала над пропастью. — Не смотрите вниз, дети. Глядите прямо перед собой. Когда-то Бамиан был средоточием буддизма, пока в девятом веке сюда не пришли арабы, исповедующие ислам, рассказывал Баби. Пробитые в песчанике пещеры служили жилищем для монахов и давали пристанище паломникам. Монахи расписали стены и потолки своих келий прекрасными фресками. — Одно время здесь жило до пяти тысяч монахов. Когда они добрались до вершины, Тарик задыхался от изнеможения. Баби тоже тяжело дышал. Но глаза у него горели. — Мы у них на макушке. — Баби вытер лоб платком. — Здесь есть впадина, откуда можно выглянуть наружу. Скалистый выступ нависал над долиной. В нем была выемка, с трудом вмещающая троих. Отсюда открывался чудесный вид. — Вы только посмотрите! — воскликнула Лейла. Баби молча улыбнулся. Лоскутки полей, куда ни глянь. (Озимая пшеница, люцерна и картошка, поделился сведениями Баби.) Вдоль полей растут тополя, течет вода в арыках. Фигурки людей сверху такие крошечные! (На склонах растет рис и ячмень, продолжал Баби.) Осень, идет уборка урожая, зерно сушится на крышах саманных домиков. Вдоль главной улицы городка тоже тополя, в их тени расположились лавочки и чайханы. За городком, за полями и ручейками краснеют голые подножия гор, и над всем этим, над просторами Афганистана сияет заснеженный хребет Гиндукуша. Небо над головой безукоризненно голубое, ни облачка. — Как тихо, — прошептала Лейла. Маленькие лошади и овцы внизу перемещались в полнейшем безмолвии. — Вот что сильнее всего врезалось мне в память, — кивнул Баби. — Тишина и спокойствие. Мне хотелось, чтобы вы тоже это испытали. И еще мне хотелось, чтобы вы воочию убедились, какое у вашей страны наследие, прикоснулись к ее богатому прошлому. Чему-то вас могу научить я. Что-то вы почерпнете из книг. Но есть и такое, что надо увидеть собственными глазами. И прочувствовать." Отрывок из романа "Тысячи сияющих солнц"
26 марта 2021, 10:18 Наука Бамианские ста;туи Бу;дды (пушту ; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;; d; B;my;no b;d;y; pa;;y, дари ;;;;;; ;;;; ;; ;;;;;; both;y-e b;d; dar B;my;n, дари ;;;;;;;;; ;;;; ;; ;;;;;; tand;sh;y-e b;d; dar B;my;n) — две гигантские статуи Будды (55 и 37 метров), входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине, возраст которых датируется VI веком нашей эры и относятся к индийскому искусству ГандхараЛейт. Существует версия, что статуи появились в III веке в эпоху Кушанского царстваМальвина. В 2001 году, вопреки протестам мировой общественности, включая исламские страны, статуи были разрушены талибами, считавшими, что они являются языческими идолами и подлежат уничтожению. Статуи были высечены в окружающих долину скалах, частично дополнены прочной штукатуркой, державшейся на деревянной арматуре. Выполненные из дерева верхние части лиц скульптур были утрачены ещё в древности. Кроме разрушенных скульптур, в монастырях долины имеется ещё одна, изображающая лежащего Будду, её раскопки начались в 2004 году.
© Copyright: Валя Некрасова, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|