Никто так часто не произносил слово человек...

Валя Некрасова: литературный дневник

ДИКОСТЬ
О! Дикая природа! Берегись! - название романа Эльфриды Элинек.
Эльфрида Элинек - лауреат многих престижных литературных премий, ей присуждена
Нобелевская премия по литературе в 2004 году.


"Никто так часто не произносил слово "человек", как самые страшные нелюди".


"...Минувшей боли уже нет, и её можно спокойно описывать. Если что-то поддаётся описанию (как это нескромно - высовываться), то это уже неправда. Приведём пример. Миллионы людей были уничтожены только с помощью газа (другим же удалось спастись, я об этом не умалчиваю, я просто привожу пример), так что же, кто-нибудь сегодня ощущает их боль? Между тем это было УБИЙСТВО. НА НАС КРОВЬ ВСЕХ НАШИХ БРАТЬЕВ! Что же тут притягательного для многих людей? А именно - когда кто-то носит высокие сапоги, охотничий ремень и капюшон. Когда кто-то - блондин. Дрессирует собак. И так далее. На таких всегда смотрят первый раз, потом второй. И уж тогда приходят в восторг. Всё так хорошо подходит одно к другому. Кинжалы и плётки здесь тоже очень к месту. Каким пронизывающим может быть взгляд! Теперь они, коих маленький ручеек, в конце концов победили. Немногие, до сих пор живущие. Из всех тогдашних мясников и изуверов. Какое всемирное коллективное заблуждение, что, мол, история правдива! Только специалисты могут такое утверждать.Утилизаторы животных давно уже вычистили все крематории, и давайте не будем больше говорить об этом, превратим всё это в хобби и в удовольствие для себя. Давайте лучше купим что-нибудь миленькое, чтобы украсить квартирку! Будем радоваться тому, что как-никак живём в "музыкальной столице мира"! Вести переговоры о этих горестных могилах невозможно, вы не ослышались, история - предмет торга.
Иначе уже притихших драчунов придётся согнать с их вонючих диванов. И они начнут кому-то писать и кому-то звонить. Они занимают простреленные кресла, отвоёванные у настоящих министров и их сторонников - бах-бах! Кто, собственно, придал таинственность, кто окружил ореолом святости этих преступников (этих звукоснимателей вечно одинакового баварского народного танца), эти куски мяса в человечьем обличье? Они действительно говорят "человечий" и "обличье", даже когда речь идёт о соседях. А сами тем временем лежат на спине, уставившись в туннель истории. И что же они там видят? Землю, которая для них священна, потому что они родились не где-нибудь, а именно на этой земле. Всё остальное - пустой звук. Всё остальное их не интересует. Потому что лежит там, внизу, под поверхностью земли. Другие не смогли этого вынести, и их пришлось вынеси самих. Необходимо было кого-то принести в жертву, потребовала эпоха, которая, впрочем, уже миновала. И вот некто вздымается ввысь в своих смертоносных сапогах (подобно сантехнику-ассенизатору, который в робе, погрузив помпы для отсасывания грязи, выезжает на своём фургоне), на удивление исчезающему меньшинству, к которому, однако, никто не прислушивается. Кое-кто пишет в газету. Но другие по-прежнему властным голосом требуют почитания памяти Гитлера, который ведь родом из этих мест, например хотят назвать его именем парусную яхту или ввести парадные мундиры. Платят деньги за правильные, хотя и не подлинные дневники и за безделицы, которые ни у кого в душе уже не оставляют боли. Все, что касается личности, взывает к памяти немца сильнее, чем голая теория, в которую он не в состоянии верить. Но должен же быть какой-то противовес, то есть все те, которые ничего не могут изменить (во всём этом безобразии) и хотят тихонько оставить под хворостом свои собственные кучки. По порядку, чего хочет эта старая женщина, родом из тех и ещё более давних времён, чего она хочет, когда в мире происходит то и сё?"


Перевела с немецкого И.С.Алексеева
Санкт-Петербург
издательство "АМФОРА"
2006





Другие статьи в литературном дневнике: