Быть русским...

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

«Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов, и требовать для этого дара — свободы и само­ стоятельности на земле. Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовью принимать ее, как одну из главных и заветных свя­тынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Рос­сию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее ге­нии и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. Может быть, и не прав Тют­чев, что «в Россию можно только верить», — ибо ведь и разуму можно многое сказать о России, и сила воображения должна увидать ее земное величие и ее духовную красоту, и воле надлежит совершить и утвердить в России многое. Но и вера необхо­дима: без веры в Россию нам и самим не прожить, и ее не возро­дить.
Пусть не говорят нам, что Россия не есть предмет для веры, что верить подобает в Бога, а не в земные обстояния. Россия перед лицом Божьим, в Божьих дарах утвержденная и в Божьем луче узренная — есть именно предмет веры, но не веры слепой и противоразумной, а веры любящей, видящей и разумом обоснованной. Россия, как цепь исторических явлений и образов, есть, конечно, земное обстояние, подлежащее научному изуче­нию. Но и самое это научное не должно останавливаться на внешней видимости фактов; оно должно проникать в их внут­ренний смысл, в духовное значение исторических явлений, к тому единому, что составляете дух русского народа и сущность России. Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик.
Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитв; не только в его гре­хах и падениях, но и в его доброте, в его доблести, в его подви­гах; не только в его войнах, но и в сокровенном смысле этих войне. И особенно — в том скрытом от постороннего глаза на­ правлении его сердца и воли, которым проникнута вся его ис­тория, весь его омолитвованный быт. Мы должны научиться видеть Россию в Боге — ее сердце, ее государственность, ее ис­торию. Мы должны по-новому — духовно и религиозно осмыс­лить всю историю русской культуры.»


Иван Ильин



Другие статьи в литературном дневнике: