Ницше о поэтах

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Так говорил Заратустра


«С тех пор как лучше знаю я тело, - сказал Заратустра одному из своих учеников, - дух для меня только как бы дух; а всё, что «не преходит», - есть только символ».


«Это слышал я уже однажды от тебя, - отвечал ученик, - и тогда ты прибавил ещё: «но поэты слишком много лгут». Почему же сказал ты, что поэты слишком много лгут?»


«Почему? - повторил Заратустра. - Ты спрашиваешь, почему? Но я не принадлежу к тем, у кого можно спрашивать об их «почему».


Разве переживания мои начались со вчерашнего дня? Давно уже пережил я основания своих мнений.


Мне пришлось бы быть бочкой памяти, если бы хотел я хранить все основания своих мнений.


Уже и это слишком много для меня - самому хранить свои мнения; и много птиц улетает уже.


И среди них нахожу я и залётного зверька в моей голубятне, он мне чужой и дрожит, когда я кладу на него свою руку.


Но что же сказал тебе однажды Заратустра? Что поэты слишком много лгут? - Но и Заратустра - поэт.


Веришь ли ты, что сказал он здесь правду? Почему веришь ты этому?»


Ученик отвечал: «Я верю в Заратустру». Но Заратустра покачал головой и улыбнулся.


Вера не делает меня блаженными - сказал он, - особенно вера в меня.


Но положим, что кто-нибудь совершенно серьёзно сказал бы, что поэты слишком много лгут; он был бы прав - мы лжём слишком много.


Мы знаем слишком мало и дурно учимся, поэтому и должны мы лгать.


И кто же из нас, поэтов, не разбавлял бы своего вина? Многие ядовитые смеси приготовлялись в наших погребах; многое, чего нельзя описать, осуществлялось там.


И так как мы мало знаем, то нам от души нравятся нищие духом, особенно если это молодые бабёнки.


И даже падки мы к тому, о чём старые бабёнки рассказывают себе по вечерам. Это называем мы сами вечной женственностью в нас.


И как будто существует особый, тайный доступ к знанию, скрытый для тех, кто чему-нибудь учится: так верим мы в народ и «мудрость» его.


Все поэты верят, что если кто-нибудь, лёжа в траве или в уединённой роще, навострит уши, то узнает кое-что о вещах, находящихся между небом и землёю.


И когда находят на поэтов приливы нежности, они всегда думают, что сама природа влюблена в них -


И что она подкрадывается к их ушам, чтобы нашёптывать им таинственные, влюблённые, льстивые речи, - этим гордятся и чванятся они перед всеми смертными!


Ах, есть так много вещей между небом и землёй, мечтать о которых позволяли себе только поэты!


И особенно выше неба: ибо все боги суть сравнения и хитросплетения поэтов!


Поистине, нас влечёт всегда вверх - в царство облаков: на них сажаем мы своих пёстрых баловней и называем их тогда богами и сверхчеловеками -


Ибо достаточно легки они для этих седалищ! - все эти боги и сверхчеловеки.


Ах, как устал я от всего недостижимого, что непременно хочет быть событием! Ах, как устал я от поэтов!


Пока Заратустра так говорил, сердился на него ученик его, но молчал. Молчал и Заратустра; но взор его обращён был внутрь, как будто глядел он в глубокую даль. Наконец он вздохнул и перевёл дух.


Я - от сегодня и от прежде, - сказал он затем, - но есть во мне нечто, что от завтра, от послезавтра и от когда-нибудь.


Я устал от поэтов, древних и новых: поверхностны для меня они все и мелководны.


Они недостаточно вдумались в глубину; потому и не опускалось чувство их до самого дна.


Немного похоти и немного скуки - таковы ещё лучшие мысли их.


Дуновением и бегом призраков кажутся мне все звуки их арф; что знали они до сих пор о зное душевном, рождающем звуки!


Они для меня недостаточно опрятны: все они мутят свою воду, чтобы глубокой казалась она.


И они любят выдавать себя за примирителей; но посредниками и смесителями остаются они для меня и половинчатыми и неопрятными.


Ах, я закидывал свою сеть в их моря, желая наловить хороших рыб, но постоянно вытаскивал я голову какого-нибудь старого бога.


Так алчущему давало море камень. И сами они могли бы вполне произойти из моря.


Несомненно, попадаются перлы у них; тем более похожи сами они на твёрдые раковины. И часто вместо души находил я у них солёную тину.


У моря научились они тщеславию его: не есть ли море павлин из павлинов?


Даже перед самым безобразным из всех буйволов распускает оно свой хвост, и никогда не устаёт оно играть своим веером из кружев, шёлка и серебра.


Тупо смотрит буйвол, в своей душе близкий к песку, ещё более близкий к тине, но приближающийся больше всего к болоту.


Что ему красота, и море, и убранство павлина! Это сравнение привожу я поэтам.


Поистине, самый дух их - павлин из павлинов и море тщеславия!


Зрителей требует дух поэта - хотя бы были то буйволы!


Но я устал от этого духа; и я предвижу время, когда он устанет от самого себя.


Я видел уже поэтов изменившимися и направившими взоры на самих себя.


Я видел приближение кающихся духом: они выросли из них.


Так говорил Заратустра



Другие статьи в литературном дневнике: