Похвальное слово о современной русской поэзии

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Сергей Попов, Русская народная линия


Часть 3


В 1987 году Союзом Писателей СССР был организован первый Турнир Поэтов. После выступлений претендентов решение о победителе принимал весь зал открытым прямым голосованием. И надо ж было такому случиться, что абсолютно равное число голосов получили участница нашего семинара Елена Шерстобитова и участник семинара Ковальджи (тогда уже переименованного в клуб «Поэзия») Игорь Иртеньев. Победителей, как говорят, не судят.


Но всё-таки хочется помереться силами противоборствующих сторон.


Приведем по три стихотворения каждой стороны, написанных во время учебы или чуть ранее.


Начнем с клуба «Поэзия». Участники работы клуба делились на три направления:


- метафористы;


- иронисты;


- концептуалисты.


Направлений было три, а настоящий поэт всего один - Александр Еременко.


Перечитав уймову кучу стихов других участников клуба, пришлось прийти к выводу, что все они в той или иной степени являются подражателями Ерёменко, а сам Александр лидирует во всех направлениях. Сам Бунимович написал: «Разве есть поэт кроме Ерёмы»? В каждой шутке есть доля шутки. Но до формулы: «Ерёма - это наше всё» осталось совсем немного. Итак:


Александр Ерёменко-метафорист


* * *


В густых металлургических лесах,


где шел процесс созданья хлорофилла,


сорвался лист. Уж осень наступила


в густых металлургических лесах.



Там до весны завязли в небесах


и бензовоз и мушка дрозофила.


Их жмет по равнодействующей сила,


они застряли в сплющенных часах.



Последний филин сломан и распилен.


И, кнопкой канцелярскою пришпилен


к осенней ветке книзу головой,



висит и размышляет головой:


зачем в него с такой ужасной силой


вмонтирован бинокль полевой.



Александр Ерёменко -иронист


В начале восьмого с похмелья болит голова


не так, как в начале седьмого; хоть в этом спасенье.


Сегодняшний день - это день, поражённый в правах:


глухое похмелье и плюс ко всему воскресенье.


И плюс перестройка, и плюс ещё счеты свести


со всем, что встает на дыбы от глотка самогона.


Вот так бы писать и писать, чтоб с ума не сойти,


в суровой классической форме сухого закона...


Вот видите, сбился, опять не туда повело:


при чем здесь «сухой» самогон, когда спирта сухого


глоток... Извиняюсь, опять не про то. Тяжело


в ученье с похмелья в бою... Будь ты проклято! Снова.


Вернее, сначала. В начале восьмого башка...


Люблю тебя, жизнь, будь ты проклята снова и снова.


Уже половина... восьмого стакана... рука


уже не дрожит, и отыскано верное слово.



Александр Еременко-концептуалист


Неопознанный летающий объект,


ты зачем летаешь, неопознан,


над народом, без того нервозным


по причине скверных сигарет?



Уважай строительный объект.


Не виси над нашим огородом.


Или хочешь к бомбам водородным


прицениться? Так у нас их нет...



Может, проникаешь в интеллект?


Только не проникни в нашу тайну.



Вот жена моя заходит в спальню -


Неопознанный


Летающий


Объект.



В семинаре Балашова-Храмова нет и не будет каких-то направлений. Есть только имена.



Александр Сорокин


Ты знала


Холодный ветер дул с окраин,


бросало в дрожь особняки.


Ты знала - мы с огнем играем,


но не отдернула руки.



В любви так много жадной страсти! -


она бездомна и груба,


как это долгое ненастье,


как наша темная судьба,



как тот, с перрона отходящий,


пустой, нетопленный состав...


- Мой милый, ты ненастоящий,


и я умру, твоею став.



Да! Но тогда ты промолчала,


к моей щеке прильнув щекой.


Да! Но начать нельзя сначала


ту жизнь - она была такой.



Беда нас бросила друг к другу


при тусклом блеске фонарей


и повела сквозь гарь и вьюгу,


чтоб стал я чище и добрей,



чтоб ты светлей и тише стала


и - будем вместе ли, поврозь -


чтоб нас печаль не покидала,


а сердце - к радости рвалось.



Сергей Попов


* * *


Со своею пенной свитой


Бродит ветер вдоль залива,


Непогода серый свитер


Вяжет небу торопливо.



Среди крыш, покрытых цинком,


В переулках тихой Ялты,


Между церковью и цирком


Что, приятель, потерял ты?



За одно стихотворенье


Ты готов угробить душу.


В гимнастическом паренье


Волны прыгают на сушу.



На спасательном буксире


Ходят парни из ОСВОДа.


Ничего нет в этом мире


Непонятней, чем свобода.



Александр Климов-Южин


* * *


Здесь волость целая была,


Надсадно мельница скрипела,


И жизнь, как в майский день пчела,


В цветке гудела.


Гнилые сваи из воды


На обмелевшем перекате


Торчат, и в дикие сады


Летят вороны на закате.


Теперь, каких-то тридцать лет,


Как быстро молвится преданье,


Что и надежды малой нет


На правду и на состраданье.


И только яблоня всю ночь


Мне шепчет о былом и белом,


Цветущем, сон свевая прочь, -


Как быстро время пролетело.


Кто в эти яблони входил,


Кто ветки нагибал с плодами,


Кто в них вздыхал, кого любил,


Кто трогал зрелый плод губами?


Нет, мне ответа не найти,


Я ничего не понимаю, -


Так взять - и запросто уйти


По воле собственной из рая.


Но пусть над этою водой


Сегодняшнею, беспечальной,


Полувопрос невольный мой


Печальной оборвётся тайной.


Пусть задохнутся города,


Живое жизнь мертвит и губит.


Так - слава Богу, что не будет


Меня в том времени, когда


Меня действительно не будет.


Один из моих молодых родственников, почитав стихи поэтов нашего семинара, сказал: « Но ведь это - не поэзия, это - философия.» Я подумал, что он имеет ввиду отсутствие «тайны». Но оказалось проще, стихи для него - это узор, который плетут словами. Чем занимательней узор, тем лучше «поэзия». Узор нужно разглядывать, а не читать. Разглядывать, как привычный телевизор. «Поэзию» можно слушать, как музыку, не понимая слов, но наслаждаясь звуками. «Дыр, бул, щил» - так, кажется. А тайна совсем не причём. Разговор с Богом всегда таинственен, потому что Бог по определению непостижим. А Ему нужны собеседники... А великая поэзия - это не просто интересное собеседование, а собеседование идеально музыкальное и идеально сплетённое. Вот так, брат.


В завершении представления стихов участников двух московских семинаров, я хотел бы почтить память и показать стихи ещё двух поэтов. Самого старшего (по возрасту) ученика Евгения Храмова и Эдуарда Балашова - Владимира Щадрина и совсем молодого, но рано ушедшего из жизни поэта Бориса Рыжего, который являлся большим поклонником творчества Александра Еременко и продолжателем поэтических поисков последнего.


Владимир Щадрин


Мы с сукой сторожим гараж.


То есть, кто сука - неизвестно.


Она не пьёт и смотрит честно,


а я - иуда и алкаш.


Замки проверили, печати.


Иллюминаторы зажгли.


Открыли килечку в томате.


Чайку согрели и - легли.


Она - выкусывать чего-то


на правой ляжке, у спины,


а я... - Созвездья мне видны,


каштан, железные ворота,


которым страж я и вратарь,


сам сука, суке - бог и царь...


Загадочная вещь - окно!


Ну, что в нём? дерево одно...


Кусок дороги... Два подъезда... -


А вот поди-ка ж ты, -


созвездья!



Борис Рыжий


Приобретут всеевропейский лоск


слова трансазиатского поэта,


я позабуду сказочный Свердловск


и школьный двор в районе Вторчермета.


Но где бы мне ни выпало остыть,


в Париже знойном, Лондоне промозглом,


мой жалкий прах советую зарыть


на безымянном кладбище свердловском.


Не в плане не лишенной красоты,


но вычурной и артистичной позы,


а потому что там мои кенты,


их профили на мраморе и розы.


На купоросных голубых снегах,


закончившие ШРМ на тройки,


они запнулись с медью в черепах


как первые солдаты перестройки.


Пусть Вторчермет гудит своей трубой.


Пластполимер пускай свистит протяжно.


И женщина, что не была со мной,


альбом откроет и закурит важно.


Она откроет голубой альбом,


где лица наши будущим согреты,


где живы мы, в альбоме голубом,


земная шваль: бандиты и поэты.



Казалось бы, что общего может быть между двумя поэтами.


Владимир Евгеньевич Щадрин родился в 1937 году в селе Пушкин Хорезмской области (Узбекская ССР). Окончил физический факультет МГУ (1965). С 1961 по 1990 год работал старшим лаборантом в Институте проблем передачи информации АН СССР, там же младшим научным сотрудником. Имеет научные труды. Член различных научных обществ на родине и за рубежом. Публиковать стихи начал с 1985 года: в альманахе "Поэзия», в журналах "Юность", "Москва", "Знамя", в «Литературной газете». С 1990 года служил в церкви Петра и Павла в Лефортове певчим. Умер Владимир Щадрин в 2004 году.


Борис Рыжий родился в 1974 году, на 43 года позже Щадрина. Владимир Евгеньевич вполне годился ему в отцы. Борис в 1997-м окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии, в 2000-м - аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале. Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. Публиковать стихи начал в 1992 г.: в «Российской газете», в журналах «Уральский следопыт», «Звезда», «Урал», «Знамя», «Арион», альманахе «Urbi». Участвовал в международном фестивале поэтов в Нидерландах. Борис Рыжий - лауреат литературных премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка»), «Северная Пальмира» (посмертно). Самовольно ушёл из жизни в 2001 году.


А общее между ними то, что пишут они о «собачьей жизни» русских поэтов. Пишут со знанием дела. И неважно, кто они в мирском понимании - ночные сторожа каких-то гаражей или лауреаты престижных международных премий.


Хочу добавить несколько слов о Владимире Щадрине. Я познакомился с ним в 1981 году на семинаре. Когда я угодил тубдиспансер, Володя каждую неделю приносил мне просфору и святую воду. А когда меня сняли с учёта, посоветовал заказать водосвятный молебен в благодарность Богу за исцеление. Мы приехали с ним в Лефортово ранним декабрьским утром на 7-ми часовую службу. Владимир исповедался и причастился, а я непрерывно выходил из храма покурить, дожидаясь молебна. Служба показалась мне бесконечно долгой и совершенно непонятной. Я ведь в первый раз посетил Литургию с тех пор, когда меня крестили в пятилетнем возрасте в 1958 году. После молебна, Володя, как старший брат, поглаживал меня по голове и приговаривал: « Хорошо, Серёженька, что ты так сделал, молодец». Доброту его забыть невозможно.


Владимир Щадрин никогда не позволял себе в своих стихах призывать читателей ходить в церковь, рассказывать, как там хорошо, вообще говорить о Христе и его Учении. Он писал о птичках, собаках, бабочках и особенно часто о цветах, которые жили у него какой-то особенной религиозной жизнью. Нам Вова казался очень странным, почти юродивым. И я с радостью замечаю, как год от года растёт интерес к его странным и необыкновенным стихам. Люди чувствуют, ка глубока его вера, им не нужно высокопарных дидактических слов, им нужна живая любовь, преизливающаяся из каждого его слова о жучках, червячках, музыкантах, женщинах и конечно цветах.


Недавно в воскресение в нашем храме протоиерей Леонид Ролдугин неожиданно завершил свою проповедь несколькими строками Николая Гумилева, и у многих на глазах навернулись слёзы. Значит, нужна нашему народу и нашей Церкви художественная русская поэзия, ведущая нас к уразумению великих православных поэтов: Царя Давида, Царя Соломона, Пророка Исайи, Пророка Иеремии, Апостола Павла, Апостола Петра, Апостола Иоанна и других Евангелистов, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Андрея Критского и всех святых, слова которых мы слышим в течение годового Богослужебного круга.


Прошли лихие 90-ые и война идей в поэзии стала заканчиваться. «Наша» Анна Саед-Шах вместе с Евгением Бунимовичем стали вести совместную рубрику об искусстве в «Новой газете», Андрей Волос стал лауреатом Государственной премии по литературе, многие уехали за границу, многие перестали писать стихи, кое-кто безвременно ушёл из жизни. Трагическая смерть Нины Искренко в 1995 фактически положила конец работе клуба «Поэзия».


Существовало и существует большое количество городов и весей, помимо Москвы, где происходит активная поэтическая жизнь. Не могу не упомянуть об интереснейшем поэте наших дней - Светлане Сырневой (г. Киров):


Прописи


Д. П. Ильину


Помню, осень стоит неминучая,


восемь лет мне, и за руку - мама:


«Наша Родина - самая лучшая


и богатая самая».



В пеших далях - деревья корявые,


дождь то в щеку, то в спину.


И в мои сапожонки дырявые


заливается глина.



Образ детства навеки -


как мы входим в село на болоте.


Вот и церковь с разрушенным верхом,


вся в грачином помете.



Лавка низкая керосинная


на минуту укроет от ветра.


«Наша Родина самая сильная,


наша Родина - самая светлая».



Нас возьмет грузовик попутный,


по дороге ползущий юзом,


и опустится небо мутное


к нам в дощатый гремучий кузов.



И споет во все хилые ребра


октябрятский мой класс бритолобый:


«Наша Родина самая вольная,


наша Родина - самая добрая».



Из чего я росла-прозревала,


что сквозь сон розовело?


Скажут: обворовала


безрассудная вера!



Ты горька, как осина,


но превыше и лести, и срама -


моя Родина, самая сильная


и богатая самая.


Но вернёмся ещё раз в Москву конца 70-ых годов. В то время, в период разочарования в своих стихах и первой любви, я всё чаще и чаще проводил время с третьим моим любимым другом - Михаилом Кирилловым-Угрюмовым. Михаил в то время не был женат, а я по известным уже читателю причинам тоже не торопился после работы домой. Практически каждый вечер мы встречались в Центре Москвы, и Михаил вёл меня какими-то проходными дворами к удивительным московским особнякам, рассказывал их судьбу и судьбы их жителей, многих из которых он знал лично. Иногда мы заходили к ним в гости, пили чай из чудесной посуды, любовались старинной мебелью и всем бытом и людьми, постепенно уходящей старомосковской жизни. Заинтересованному читателю настоятельно рекомендую найти и прочитать книгу Михаила Кириллова-Угрюмого «Красный суп», которая выйдет в свет в конце текущего 2016 года. Но главным событием нашей с Мишей жизни того времени было участие в семинаре по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии. Семинаром руководила незабываемая Нелли Мотрошилова. Мы изучали не только мысли великих Древних Греков. Весь наш семинар неожиданно для себя узнавал и спорил о трудах Лосева, Аверинцева, Флоренского, Бахтина, Лосского, Бердяева, Ортеги-и-Гассета и даже Маркузе. Особенно долго и тщательно мы с Мишей изучали два труда: книгу Томаса Куна «Структура научных революций» и книгу Пьера Тейяра де Шардена «Феномен человека». В результате мы пришли к выводу, что по настоящему наукой могут заниматься только верящее (может быть подсознательно) в существование Бога люди, и что наука и религия неразделимы. Наша дружба продолжается уже без малого 40 лет. Я уже не представляю своей жизни без троицы любимых друзей - Александра Соколова, о. Александра Шумского и Михаила Кириллова-Угрюмова.


А дома продолжались скандалы, начался размен родительской квартиры, возникло подозрение, что я болен туберкулёзом, началось десятимесячное пребывание в стационаре в одной палате с молодыми уголовниками, отпущенными на волю по болезни. Я их не боялся, конечно, не по причине особой смелости, а из-за полного равнодушия к жизни. Они это чувствовали и особо меня не доставали, а когда с работы мне стали приносить огромные рулоны-распечатки с большой ЭВМ, и я стал чертить на ватманских листах какие-то диковинные графики, даже, по-своему, зауважали. Именно тогда, в тубдиспансере, при изучении распечаток и графиков мне пришла в голову мысль о возможности моделирования процессов ранжирования документов в информационно-поисковых системах (сейчас их называют интернет-поисковиками) с помощью математического аппарата статистической физики. Эта мысль, а также опровержение врачами неприятного диагноза, снова вернули меня к жизни. Уже гораздо позже, в году этак 1998, когда острые воспоминания наконец-то переварились, внезапно родилось стихотворение.


Новый год


А где-то в Битце или в Икше


Ребята прочитают Ницше


И заведут свой мотоцикл,


И западный, четырехтактный,


Их повезет на бой контактный...



От новогодних фейерверков


Опять всю ночь болит душа,


Чечнёю душу исковеркав,


От хулиганского ножа


Дойти до взрывов на погостах,


Быть может, и не так уж просто,


Но помогает анаша.



Щенки, кого вы убивали


В том неотесанном подвале,


В себе не разглядев врага.


И все решила кочерга...



Который раз в тюрьме забитой


Ты достаешь молитвослов,


Ты, даже матерью забытый,


Добрался до своих основ.


А в тех основах - доброта,


Но тяжелее всякой пытки


Твои последние попытки


Доподтянуться до креста.



В прошлое воскресенье сидели с моим отчимом на лавочке, и он вдруг начал читать:


«Опять под палубой кают


Басы турбинные поют.


Мы с якоря готовы сняться


И выйти в море без огней...


Опять в тиши московских дней


Мне битвы северные снятся...»


А читает стихи он мастерски, как, впрочем, многие люди его поколения в отличие от современных обученных артистов. На телеканале СПАС задумали хороший, как теперь говорят, проект: молодые актёры читают русскую классику. Но слушать невозможно. От избытка «сахара» тошнит.


Отчим читал медленно, смакуя каждое слово. «Кто это? Чьи стихи?» - открыл я рот. «Да уж не припомню, у нас в Новосибирском институте инженеров водного транспорта ходили они тогда по рукам, все переписывали, девушкам читали...». Хорош иногда интернет, когда знаешь точно, что хочешь найти. Сегодня я захотел и нашёл. Эти стихи написал Николай Панов, как оказалось, мой земляк по материнской линии. Родился в Козельске. Писал в основном прозу - рассказы, повести. Родился в 1903 году, а в 60-х стал кумиром инженеров водного транспорта. Вот так да!


Стало накрапывать. Пошли к подъезду. Отчим остановился передохнуть: «Ты знаешь, я вот думаю - в Италии каждый второй мужчина - хороший тенор. Немного подучить и любой оперный театр возьмёт, а у нас в России - каждый второй в душе хороший поэт, так мне чего-то подумалось...».


Пришли домой. Пьем чай, а тут отчим начинает вспоминать подробности о пребывании в больнице. Там он лежал двумя неделями раньше. И, главное, не о болезнях говорит, а о людях, и опять о стихах: «Был там, в палате один грек, наш русский грек, правда, сейчас уже, конечно, с двойным гражданством. Вроде был он, в своё время, помощником оператора у самого Андрея Тарковского. И непрерывно об этом рассказывал. Какой, мол, поразительный человек Андрей Арсеньевич. А я ему возьми и скажи, что отец Андрея Арсений погениальнее будет. Грек как будто жабу проглотил. Лицо, а особенно глаза его, выражали одновременно крайнее удивление, ненависть и даже восторг. «А Вы откуда знаете?» - еле проговорил он: «Может Вы и стихи его знаете?» - «Знаю и даже могу почитать». Тут я не выдержал и возвысил голос: «На предпоследнюю войну, бок о бок с новыми друзьями»... Подожди, - сказал отчим и начал читать сам, как в больнице.


Арсений Тарковский


Близость войны


Кто может умереть - умрет,


Кто выживет - бессмертен будет,


Пойдет греметь из рода в род,


Его и правнук не осудит.


На предпоследнюю войну


Бок о бок с новыми друзьями


Пойдем в чужую сторону.


Да будет память близких с нами!


Счастливец, кто переживет


Друзей и подвиг свой военный,


Залечит раны и пойдет


В последний бой со всей Вселенной.


И слава будет не слова,


А свет для всех, но только проще,


А эта жизнь - плакун-трава


Пред той широкошумной рощей.



«Написано, между прочим, в 1940-ом году», - сказал отчим.


Как красивы, бывают вдохновенные лица стариков. Недавно увидел последний фотопортрет Бориса Шергина и прослезился от радости. Безногий, слепой инвалид Гражданской войны, а какая девяностолетняя мощь.


По дальнейшим рассказам отчима я узнал, что грек погрустнел, понял, кажется, что простые, а не элитарные русские тоже что-то из себя представляют и умолк.


Дорогой читатель, не поленись, возьми из интернета тексты самых прославленных наших и зарубежных рокпоппанкшансонбардпоэтов и сравни с вышеприведенным творением мастера. Суду, даже самому благодушному, станет всё ясно.


О роли поэзии во время войны полнее и доказательнее других написал всё тот же Вадим Валерьянович Кожинов. В книге «Великая война России» он пишет: «Когда гремит оружие, музы молчат», - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь бытия страны в 1941-1945 годах неизбежно придет к выводу, что его насквозь пронизывала поэзия, - правда, в наибольшей степени в ее музыкальном, песенном воплощении, которое усиливает, и очень значительно, воздействие стихотворной речи на уши людей, и словно придает ей крылья, несущие ее по всей стране.» Как бы предваряя события, которые наступят в 90-е годы Кожинов пишет: «Впрочем, не только песни, но и сами по себе стихи подчас обретали тогда широчайшую, поистине всенародную известность, как, например, главы «Василия Теркина» или симоновское «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»«. Но уже в годы Великой Отечественной Войны значение песенного, музыкального начала всё больше доминировало, и чистая поэзия отходила на второй план. После войны положение с каждым годом усугублялось. Русские всё чаше стали напевать сначала французские, потом итальянские, а к концу 70-х исключительно англосаксонские песни, слова которых, за редким исключением, не имели уже никакого значения. Так, сначала без единого выстрела, мы проиграли «холодную войну», материальные и человеческие потери в которой были ничуть не меньше, чем в войне «горячей», а последствия длятся до сих пор и конца им не видно. Я бы дерзнул оценить наше поражение 90-х как 50 000 000 : 1. И это одно очко в нашу пользу принёс Владимир Семёнович Высоцкий. Вот так пренебрежительное отношение к поэтам и поэзии в нашей стране привело к национальной катастрофе.


Однако нас всегда выручала при отступлениях и поражениях тупая самонадеянность Запада на свою неизвестно кем данную исключительность. Запад уже сейчас поёт и играет незнамо что. Мумифицированные ролинги уже допевают свои энергичные песни. Последнюю войну мы должны выиграть стихами, причём только сердечным и выразительным, проникновенным и мастерским чтением стихов, исполняемом на радио, по телевидению и в интернете, в крайнем случае, используя старый русский жанр мелодекламации. Возможности для этого у нас ещё есть.


Сентябрь-октябрь 2016 года, г. Москва



Другие статьи в литературном дневнике: