Почему мы плачем? Размышление

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Филипп Кузнецов


Эту свою заметку я хочу посвятить природе человеческого плача. Природе не физиологической, а духовной, как я ее понимаю.


Пока живет человек, Господь его испытывает. Цель испытаний для живущих на земле – научиться любить. Любить Бога превыше всего на земле и ближнего как самого себя. Любовь невозможна без жертвы, способность человека к жертве - и есть истинный показатель того, насколько он способен любить. Испытания, которые мы проходим в жизни связаны с потерями. Мы должны быть способны принять потерю и сохранить в сердце Любовь. Верующий человек на это способен. Когда я жертвую, я отдаю что-то, теряю частицу самого себя. И наша жизнь устроена так, что мы должны чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить. Чтобы обрести плоды своего труда мы проливаем пот. Дабы добиться освобождения своей страны от иноземных захватчиков мы проливаем кровь. А для того, чтобы вновь обрести мир и покой в душе, мы нередко льем слезы. Во всех трех случаях мы жертвуем частью себя, проливая пот, кровь или слезы. Они- символ нашей жертвы и, наверняка, несут в себе частицу нашей внутренней энергии, то есть частицу души.


Выходит, когда мы плачем, мы интуитивно стараемся гармонизироваться, пытаясь воспроизвести внутри себя механизм жертвенности: отдавая частицу своей души мы вновь обретаем любовь.


Недаром слезам раскаяния всегда уделялось такое большое внимание в трудах святых отцов церкви. Плач о своих грехах для них являлся необходимым условием очищения души человека:


Вот что говорил о плаче и слезах Преподобный Ефрем Сирин:
«Мудрому человеку плач приятнее смеха.»
«Вода угашает пламя, а слезы во время молитвы угашают злые вожделения.»
«Слезами просветляется душа, по дару Господню, и, как в зеркале, отражает в себе небесное.»
«Пусть кающиеся, подобно блуднице, принесут Богу несколько слез; они получат от Него оставление всех своих грехов.»
«Если слезы пролиты о душе, они воскрешают и возвращают ее к жизни.»


Преподобный Макарий Египетский:
«Слезы, проливаемые действительно от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении Истины и с внутренним горением, есть пища души.»


Святитель Иоанн Златоуст:
«Будем плакать только о грехе, а все прочее - и бедность, и болезнь, и преждевременную смерть, и обиду, и клевету, и любое другое из зол, постигающих человека,- будем переносить благодушно.»


Преподобный Симеон Новый Богослов:
«Слезы, источаемые сердцем, есть благоприятная жертва, приносимая Богу в очищение скверны и постыдности страстей.»


Что касается моего личного мнения насчет слез, то я его изложил давным-давно, когда в первый раз влюбился. Мне было 20 лет, православным христианином в полном смысле этого слова я тогда не был. И то, что мне предстояло испытать я сам себе в этом стихотворении и напророчил. Ну, и самое главное, изложил в нем свое отношение к слезам, чем, в заключение, и хочу поделиться с вами:


Когда-нибудь мне будет легче, чем теперь
И канут в Лету прошлого страницы,
Но будет ли мне чуждым этот страх потерь
И горечь драгоценных слез,
Так жгущих мне ресницы?


Нелепа жизнь, текущая порой
Без слез, без страха,без внезапной боли,
Когда не в силах крикнуть я : «Постой!»
Самосожжению себя в чужой мне роли
И дни когда я жил тоскою и мечтой,


Мне кажутся безвременно чужими,
И капли слез, что все стоят в глазах моих, порой,
Мне видятся лишь бликами ночными.
Но наступает иногда нежданный миг,
Приходит он как вихрь перед грозою,


Моей потери безутешный крик
Звучит во мне застывшею слезою…
Во мне он вечен, этот краткий миг,
И горечь драгоценных слез уже не скрою,
Лишь благодарен буду я судьбе за них,


Когда в свой смертный час, мой Бог, предстану пред тобою!




Другие статьи в литературном дневнике: