Любить иль не любить

Валентин Мацкевич: литературный дневник

Пересмотрел, после долгого перерыва, карваейвские «Черничные ночи» с Норой Джонс. Когда-то читал рецензию какого-то американца, в общем, хвалебную. Но про Нору было отмечено, что играть она не умеет. Тогда, а было это довольно двно, меня это удивило (не очень приятно). Такая очаровательная Нора! Но сейчас понимаю – не умеет. Но надо сказать, Нора серьезная девушка. Пережила бешенный успех. Публичный, популярный человек. Несчастная любовь, про которую знала вся страна и мир. Но… Потом случилась семья и двое деток. И вот эту часть своей жизни она не показывает никому. Артист сумел разделить сцену, свою искренность на сцене и свою жизнь.


У Уайльда в «Портрете Дориана Грея» есть эпизод. Юная и талантливая актриса Сибила Вэйн убедительно играла любовь в шекспировских пьесах. Но влюбившись в Дориана, не смогла играть любовь. Точнее не смогла играть хорошо. Настоящая любовь не позволяет притворяться. Когда в твоем сердце любовь, ты не можешь изображать любовь, ты любишь. А сцена, кино это условность. Там нужно не любить, а изображать любовь. Поэтому, вот ведь удивительно, настоящая любовь (естественная), на сцене будет выглядеть неестественно.

И вот вопрос. Есть множество очаровательных женщин, которые неплохо играют на сцене и в кино. Им нравиться играть, и удается неплохо это делать. Знают ли они настоящую любовь?


Когда мы говорим о человеческих отношениях, то поведение человека, изображающего что-то, играющего, в разговоре с нами, воспринимается как неискреннее.

Может ли, в таком случае, игра быть синонимом неискренности, лжи?
Конечно, нет. А вот инструментом лжи, может.


Жизнь наша пронизана игрой. Игра это главное средство развития. Играя, мы развиваемся. Играя, мы развлекаемся. Флирт – это игра. И знаменитые ролевые игры в спальне.


А ложь (которая на ряду со смертью являются моими главными антипатиями в жизни, и объектами исследования), хоть и выглядит игрой, игрой вряд ли, является. Игра предполагает наличие площадки, правил, начала и конца. И все эти компоненты известны игрокам, участвующим в игре. А ложь, это такая игра, в которой площадку, правила, начало игры и конец ее определяет один, тот , кто лжет. Площадкой могут являться личные отношения, коммерческая сделка, конкуренция на работе и т.п. Тот, кто лжет выбирает эту площадку, и выбирает правила, что и как должно быть достигнуто во время игры. И держит в неведении обо всем этом своего визави.


Лет тридцать назад, в разговоре с моим университетским товарищем, засидевшемся в холостяках, я предложил – давай познакомлю со студентками театрального факультета (я тогда работал в театрально-художественном вузе). Я сказал, что они все, или красивые, или миловидные, или очень интересные. Общительные и целеустремленные. Все серьезно относятся к выбранной профессии, и стремятся к успеху. На что он мне ответил – Все актрисы проститутки. Я чуть не рухнул после этих слов. А почему? – задаю ему вопрос. Он ответил. Они на экране целуются с чужыми мужчинами. Вот пример, когда человек не разделял любовь и игру, изображение любви на сцене или на экране. В его понимании любовь нельзя играть. И во время любви нельзя играть. В его понимании, первый поцелуй возможен только на свадьбе. Принцип мадам Жюли из «Что делать?» – «не давай поцелуя без любви» дополненный требованием легализации любви браком.


Ну, а теперь кода.
И в коде парадокс. Когда Нора Джонс со сцены искренне пела о своей любви, это было интересно. В ее творчестве было реальное чувство. И это принесло ей бешеный успех. Несметное количество «Грэмми». Десятки миллионов проданных дисков. А когда полюбила и вышла замуж, она спрятала свою личную жизнь. И творчество потеряло былую яркость. Вопреки тому, на что обращал внимание Оскар Уайльд, и к чему примазался я со своими теоретическими рассуждениями.


Вот поди разберись. Играть на сцене любовь, или любить.



Другие статьи в литературном дневнике: