Анекдот-быль

Валентин Мацкевич: литературный дневник

Сегодня по пустяковому поводу был в поликлинике. Поскольку, какое-никакое, но лето в наших краях началось, одел шорты и босоножки. И вот в очереди, а ждать, к сожалению, пришлось довольно долго, получаю замечание от мадам под семьдесят. Было замечено что-то о моем воспитании и дальше буквально - «Нельзя ходить в поликлинику в таком виде. Мало того, что с голыми ногами, так еще и без носков». Я чуть-чуть ошалел. И задаю вопрос – «А где вы прочли, в каких книгах, может быть, правилах посещения общественных мест, или, специально, правилах посещения поликлиник, где указано – нельзя? Может я пропустил что-то». Дальше следует шедевр – «А мне не надо ничего читать. Я об этом с детства знаю». Надо сознаться, что такая позиция – мне не надо ничего читать, я и так знаю – всегда вызывала во мне тихую ярость, стремящуюся очень плавно (взрывным образом) упростить мою аргументацию до step aside&hook down. Но мое дурное воспитание и многолетняя привычка сдерживаться позволили только заметить – «А в детстве вас не учили не делать замечаний незнакомым людям, и не давать советов, если их у вас не просили?». Но, подошедший еще один голоногий (правда в носках и кроссовках) заметил более резонно - «Во времена вашего и моего детства было принято, что женщина ходит в платье или юбке, а не в обтягивающих штанах как вы». Этот аргумент добил нашего Сованоролу. Что-то буркнув себе под нос, она замолчала. Ждать пришлось еще довольно долго. За это время подошло еще двое голоногих. Последний и вовсе во вьетнамках. Я посмотрел на нашу ревнительницу общественных приличий. Можно было предположить по ее виду, ее одолевали мысли из разряда – Куда катиться мир?


Надо признаться, что вот эта позиция морального превосходства невежества, эта всегдашняя уверенность в своей правоте, уверенность, что именно я знаю как надо, как правильно, как прилично, как пристойно, как должно, а как недолжно и недостойно, и готовность об этом широковещательно заявлять и требовать от окружающих соответствия своим представлениям, готовность выступать с позиций нравственного авторитета – она убивает.


У Камю, которого недавно перечитывал, в дневниках -


«Я отказывался от моральных оценок. Мораль ведет к абстрагированию и несправедливости. Она порождает фанатизм и ослепление. Праведник должен рубить головы всем остальным. А что говорить о том, кто провозглашает высокие моральные принципы, но сам по ним не живет. Головы летят, а он издает закон за законом - для всех, кроме себя. Мораль разрубает пополам, разделяет, истощает. Нужно держаться от нее подальше, согласиться быть судимым, но не судить, со всем соглашаться, превыше всего ставить единство - а пока страдать и агонизировать». июнь 59 г. Тетрадь No IX, июль 1958 - август 1959.


Пришел домой, и еще раз в зеркало оценил себя в шортах и босоножках. Чуть-чуть, конечно, немножко, не Аполлон. Но я еще нравлюсь молодым девушкам, но, правда, не всем. Вот, выяснилось, я и немолодым девушкам тоже нравлюсь не всем.


06.06.2017


PS.: Шендерович на днях - "Чем тупее и агрессивнее человек, тем у него лучше с нравственностью".


03.08.2017



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.06.2017. Анекдот-быль
  • 02.06.2017. ***