***

Валентина Крамарь: литературный дневник

Шпаргалка для поэтов. Часть 1
Бабка Ёшка
Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим "азы";
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.


В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...


В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
"на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра"...
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи...
- - -


Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста.
Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза).


. . .СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
. . .СТИХ – отдельная стихотворная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
. . .СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
. . .СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.


Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
- - -


1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ


Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком ( / ), ударные слоги ( ! ), безударные слоги ( = ).


* Двухсложные размеры:



ХОРЕЙ ( ! = ) /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
! = ! = ! = ! =


ЯМБ ( = ! ) /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
= ! = ! = ! = !



* Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):


ДАКТИЛЬ ( ! = = ) /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
! = = ! = = ! = = ! = =


АМФИБРАХИЙ ( = ! = ) /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
= ! = = ! = = ! = = ! =


АНАПЕСТ ( = = ! ) /по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
= = ! = = ! = = !



* Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:


ПЕОН 1 ( ! = = = ) /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на
! = = = ! = = = ! = = =


ПЕОН 2 ( = ! = = ) /красАвица/ нарОдная/
= ! = = = ! = =


ПЕОН 3 ( = = ! = ) /отворИте/ мне темнИцу/
= = ! = = = ! =


ПЕОН 4 ( = = = ! ) /переживЁм/ ещё денЁк/
= = = ! = = = !



* Пятисложный ДОХМИЙ (пентон) – такт (стопа) из пяти слогов.


Всем известны стихи Кольцова:


"Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь"...


В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.


/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /



Предыдущие ПЕОНЫ навели на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.
Вот такое открытие получилось при перемене ударения:


Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /:


Белые цветы высушенные...
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.


Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /:


Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.


Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /:


Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица...


Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /:


"Мирандолина! Мирандолетта!"
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета...
А там, на кухне, горят котлеты!


Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /:


Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной...
Может быть, с утра станешь ты иной.
- - -


2. РИФМЫ


РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.


Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.


а) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге:
(час - раз; бал - идеал; мгла - светла).


б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).


в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
(накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).


г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
(пАдающй – рАдующий).
- - -



3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ:


1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.


2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).


3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.


4) Рифмуются ударные гласные:


И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – утЮг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).


5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).


6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).


7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).


До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".


Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.
- - -


Стихотворные размеры различаются анАкрузой и клАузулой.


АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением:


в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ), ( ! = = );
в ямбе и амфибрахии равна единице: ( = ! ), ( = ! = );
в анапесте равна двум: ( = = ! ) ...


КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.


АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
/бУря/ мглОю/ нЕбо/ крОет,/
/ ! = / ! = / ! = / ! = /


КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
/вИхри/ снЕжны/Е кру/тЯ(-)/
/ ! = / ! = / ! = / ! (-)/


ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
/Ой, пол/нА, пол/нА ко/рОбу/(шка)
/ ! = / ! = / ! = / ! = /(+)


Насколько велико значение анакрузы и клаузулы?


Убирая или добавляя безударный слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Покажем на примере строки из всем известного произведения Агнии Барто:

* Хорей: / ! = / ! = / ! = / ! = /


/нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/ (хорей) (ж)


Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим:
/нАшей/ ТАни/ грОмкий/ плАч/ (хорей) (м)


* Ямб: / = ! / = ! / = ! / = ! /


Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб:
/там нА/шей ТА/ни грОм/кий плАч/ (ямб) (м)


Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
/там нА/ша ТА/ня грОм/ко плА/чет (ямб) (ж)


* Дактиль: / ! = = / ! = = / ! = = / ! = = /


Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
/нАша Та/нЮша ры/дАет так/ гОрестно/ (дактиль) (д)


Уберём в конце строки один безударный слог:
/нАша Та/нЮша ры/дАет и/ плАчет/ (дактиль) (ж)


Уберём два безударных слога:
/нАша Та/нЮша ры/дАет с ут/рА/ (дактиль) (м)


* Анапест: / = = ! / = = ! / = = ! /


Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем:
/наша ТА/ня рыдА/ет с утрА/ (анапест) (м)


Добавим в конце строки безударный слог:
/наша ТА/ня рыдА/ет и плА/чет (анапест) (ж)


* Амфибрахий: / = ! = / = ! = / = ! = / = ! = /


Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.


/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/ (амфибрахий) (ж)


Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/ (амфибрахий) (м)



Вот такой фокус!!!
- - -


Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!


Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль...) нужно выдерживать до конца стихотворения.


ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.


Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.


Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.


Пример 1.


Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
(Роберт Рождественский)


/Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ = = ! = // = = ! // ! = /


Пример 2. Гендекасиллаб: http://www.stihi.ru/2013/04/27/2799


СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.


/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.


Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
(пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся! Пример: http://stihi.ru/2010/07/24/3657.
В этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА.



4. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ


СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).


ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула – АбАб:
Давно забытых чувств появится круженье,………..А
Как будто карусель в старинном городке,………….б
И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья……..А
Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке……..б
(Л.Потешнова)


ОХВАТНАЯ формула – аББа:
Душа то плачет, то поёт,………….а
Стихи прекрасные услышав,…….Б
Встаёт на цыпочки всё выше…….Б
И отправляется в полёт…………..а
(Г.Епанечников)


СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
Внезапно зазвонит молчавший телефон………….а
И маятник часов качнётся,………………………...Б
И долгий разговор начнётся,………………………Б
Соединяя нас в пространстве двух времён:………а
Там – годы юности, тут – наступивший час,……..в
Переменивший многое для нас……………………в
(И.Катеринич)


На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
В пустынной степи полыхает пожар,…..(м)
Никем не замеченный,…………………..(д)
И мне остаётся лишь горечь и гарь…….(м)
Туманного вечера………………………...(д)
(А.Лихачёва)


ДВУСТИШИЯ ААббССдд... – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит...
(А.Пушкин)


ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ...


ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути...
(А.Фет)


ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
1) Есть гора Медведь, Лягушка,
2) Обезьяна, Крокодил.
3) Нет горы с названьем Мышка,
4) Видно, кто-то проглотил.
(В.Бончак)


БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
Вырастают волны выше туч лохматых,
Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
(Н.Борисова)


ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)


СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).


ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.


ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм")
Как написать:
http://www.stihi.ru/2010/10/07/1448 – триолет
http://www.stihi.ru/2010/10/07/5859 – ритурнель


Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным... Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:


1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому", сокращать...
2) Если в начале "повешено ружьё", то в конце оно должно выстрелить!
3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями – они затрудняют восприятие.
4) Не переносить окончание одного стиха на начало следующей строки – читать трудно, появляется нежелательный смысл... Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать!
5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали)...
6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные, если их читать подряд, утомляют. Поэмы – исключение!
7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!


Творческих вам успехов!
- - -


Продолжение. Часть 2: http://www.stihi.ru/2014/06/06/1101 .




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.06.2019. ***
  • 25.06.2019. ***