***Шпаргалка для поэтов. Часть 1 В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак... В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове: Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста. . . .СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов). Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее. 1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах. * Двухсложные размеры:
ЯМБ ( = ! ) /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
ДАКТИЛЬ ( ! = = ) /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/ АМФИБРАХИЙ ( = ! = ) /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/ АНАПЕСТ ( = = ! ) /по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
ПЕОН 1 ( ! = = = ) /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на ПЕОН 2 ( = ! = = ) /красАвица/ нарОдная/ ПЕОН 3 ( = = ! = ) /отворИте/ мне темнИцу/ ПЕОН 4 ( = = = ! ) /переживЁм/ ещё денЁк/
Всем известны стихи Кольцова: "Не шуми ты, рожь, спелым колосом, В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ): /Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /: Белые цветы высушенные... Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /: Желтеет трава некошеная, Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /: Приходи ко мне ты с гитарою, Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /: "Мирандолина! Мирандолетта!" Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /: Снег летит опять, липнет на стекло. 2. РИФМЫ РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога. Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе. а) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге: б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге: в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге: г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ, 2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА). 3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные. 4) Рифмуются ударные гласные: И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн); 5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн). 6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД). 7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ). До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ". Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит. Стихотворные размеры различаются анАкрузой и клАузулой. АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением: в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ), ( ! = = ); КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе. АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны: КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога: ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные. Насколько велико значение анакрузы и клаузулы? Убирая или добавляя безударный слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова. /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/ (хорей) (ж) Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим: * Ямб: / = ! / = ! / = ! / = ! / Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб: Добавим безударный слог в последнем такте и получим: * Дактиль: / ! = = / ! = = / ! = = / ! = = / Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта. Уберём в конце строки один безударный слог: Уберём два безударных слога: * Анапест: / = = ! / = = ! / = = ! / Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем: Добавим в конце строки безударный слог: * Амфибрахий: / = ! = / = ! = / = ! = / = ! = / Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта. /а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/ (амфибрахий) (ж) Уберём последний безударный слог и получим:
Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ! Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка. ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров. Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером. Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях! Пример 1. Я сегодня до зари встану, /Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей Пример 2. Гендекасиллаб: http://www.stihi.ru/2013/04/27/2799 СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов. /раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/, Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой. ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула – АбАб: ОХВАТНАЯ формула – аББа: СМЕЖНАЯ формула – аББавв: На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм: ДВУСТИШИЯ ААббССдд... – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка): ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ... ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб: ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют: БЕЛЫЕ стихи – без рифмы: ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера: СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты). ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте. ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм") Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным... Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре: 1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому", сокращать... Творческих вам успехов! Продолжение. Часть 2: http://www.stihi.ru/2014/06/06/1101 .
© Copyright: Валентина Крамарь, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|