Р. Барт

Валерий Карев: литературный дневник

Бальзак в новелле "Сарразин" пишет такую фразу, говоря о
переодетом женщиной кастрате: "То была истинная женщина, со всеми
ее внезапными страхами, необъяснимыми причудами, инстинктивными
тревогами, беспричинными дерзостями, задорными выходками и
пленительной тонкостью чувств". Кто говорит так? Может быть, герой
новеллы, старающийся не замечать под обличьем женщины кастрата?
Или Бальзак-индивид, рассуждающий о женщине на основании своего
личного опыта? Или Бальзак-писатель, исповедующий "литературные"
представления о женской натуре? Или же это общечеловеческая
мудрость? А может быть, романтическая психология? Узнать это нам
никогда не удастся, по той причине, что в письме как раз и
уничтожается всякое понятие о голосе, об источнике. Письмо - та
область неоределенности, неоднородности и уклончивости, где
теряются следы нашей субъективности, черно-белый лабиринт, где
исчезает всякая самотождественность, и в первую очередь телесная
тождественность пишущего.
Р. Барт
СМЕРТЬ АВТОРА
из:
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994



Другие статьи в литературном дневнике: