Страшные времена для современной поэзии..Страшные времена переживает ныне русская и мировая поэзия. Заклятый друг искусства — Интернет выволок на свет божий сотни тысяч людей, обладающих отсутствием дара слова, сговорчивой совестью и преступной безалаберностью. Горсточка поэтов против масс населения, с ГОРЕМ ПОПОЛАМ рифмующего многомиллионную, пришедшую на ум дребедень. Не прогибаемые против не прошибаемых! Победителей нет. Есть только — таланты в забвении, поэты в могилах и дурновкусие в фаворе. Есть молодёжь, зрелость и старость, думающие, что слащавые вирши «рейтинговых» дедек и тёток, а также рифмованные потоки сознания бойких на локти девиц и пареньков — и есть настоящая поэзия. Рифмованная хрень с душой (с душком) подменяет в массовом сознании искусство, превращает двери Искусства в двери музея — оплати и заходи каждый, кому заблагорассудиться, глазей, насыщайся прекрасным, как свежевыжатым соком; по сути, предлагает забыть высочайший труд поэтов, нервы на крови, ответственность перед Богом и людьми, подвиг поэзии!
Бездарность — не лечится, но видоизменяется с годами. Её невозможно улучшить. Модернизированная бездарность ни чуть не лучше бездарности изначальной. Для каждого, кому Бог не дал дара, в принципе, — развития нет и в частности! Есть только «развитие и разнообразие собственной посредственности» - такова суровая правда искусства, предмет разговора с совестью для всех сотнитысячных «ни читателей, ни писателей». Личное духовное развитие человека, пытающегося что-то сказать людям в рифму, определяется не тем, как многочисленно и многообразно он выразил себя, и не тем даже, с какими намерениями это делал, но только тем — насколько серьёзно и ответственно человек соизмерял своё публичное творчество с личным уровнем познания поэтических ценностей, с самими поэтическими ценностями, с судьбами поэтов и поэзии, а также с положением дел, в котором находились и находятся таланты или поэты от бога. Ничего не останется, кроме вреда и ущерба, нанесённого поэзии и поэтам своего времени, — от многих и многих миллионов написанных произведений и их авторов. Потраченное на словесные потуги время — не вернёшь, и каждый позволенный кем-то себе самому стишок — это шаг назад, шаг ОТ поэзии, ПРОТИВ поэзии, стрелой в сердце поэзии, но не стрелой Амура — стрелой Чингисхана! Гибель поэзии напрямую зависит от каждого публичного стишка, от каждого милого и доброго (в намерениях) человека, как бы не знающего и не замечающего собственную бездарность; подменяющего поэзию намерениями. Добрыми намерениями, как известно, выстелена дорога в Ад. Каждый решает сам. Однако, на двух стульях не усидеть: невозможно полноценно и полнокровно воспринимать тайну, очарование, высоты поэзии и при этом, «баловаться стишками», переплёвываясь похвалялками с соседями по никчёмности! Каждому придётся, рано или поздно, либо превратить своё отсутствие дара слова — в дар Читателя, в дар восприятия поэзии и стать её ценителем, сберегателем и помощником, либо, к собственному отсутствию дара слова прибавить отсутствие восприятия, оказаться на всю жизнь — вне искусства, вне всего самого сокровенного и трогательного, что присутствует в жизни, вне того божественного мира, который начинается с совести и ответственности, начинается с «могу и делаю», а не с «хочу и делаю». Каждый выбирает сам. Выбор и его последствия коснутся каждого... Нет страшнее людей на земле, чем люди «средней руки», среднего уровня восприятия и выражения, люди «ни то, ни сё», люди «ни богу свечка, ни чёрту кочерга», люди, кои затаили в сознании мысль о якобы своей причастности к искусству поэзии, выдали желаемое за действительное, вопреки внутреннему осознанию собственной посредственности или вопреки желанию в собственной посредственности убедиться.
Светлая память всем поэтам, всем людям искусства, погибшим и гибнущим ныне от зависти и подлости, от безалаберного незнания и преступного равнодушия, от сознательного забвения и элементарной неразборчивости, от отсутствия чутья на поэтическое этих людей «средней руки»! Мир приветствует разнообразие форм, видов, подходов, творений. Что есть «великое»?
Скажу сразу, различие между талантливым и обыкновенным, между творчеством «поэтов от бога» и творчеством поэтов «средней руки» — зачастую, настолько тонкое, неприметное неопытному и скучному глазу, что многие «среднерукие» стихотворцы сохраняют надежду на попадание в «первый ряд» в течение целой жизни, и лишь на пороге старости или смерти (телесной и творческой), а то и, встретившись «лицом к лицу» с талантливым или большим поэтом, с болью, а подчас и с горечью, с гневом осознают собственную, как минимум, «второсортность» или посредственность или обыкновенность. Всё талантливое, поэтическое — выражает замысленное. Как правило, всё же, различие между «великим» и «обычным» не ускользает от дотошных и трудолюбивых «академически-обустроенных» «как-бы-поэтов». Кто-то из них впадает в злостную предвзятость, выплёскивает на талант всю свою гниль, весь недостаток воспитания, всю зависть и ненависть, кто-то просто не может справиться с собственным малодушием и всеми силами игнорирует талант, заставляет себя не заметить принципиального превосходящего различия талантливого Слова над ладно скомпонованными словцами собственных творений. Зачастую, «среднерукие» переполняются гневом, завистью и ненавистью по отношению к талантам не по неведению, а именно потому, что чётко осознают недоступность для самих себя, ни при каких потугах, писать (а считай, жить, чувствовать, воспринимать мир) ТАК, как это происходит в творчестве поэтов от бога. Именно такое чёткое осознание недостижимости всего ОБЛИКА талантливого СЛОВА (это ведь надо целую жизнь прожить по-другому!) выводит «средних» из себя, толкает на мелкую или фатальную подлость, превращает «хорошего любителя» поэзии в её «хорошего гонителя»! От посредственности слов до подлости дел, очень часто, всего один шаг. Редко-редко случается, когда «среднерукому» хватает благородства, великодушия признать талант, поддержать, порадоваться за обладателя таланта, порадоваться за поэзию, поскольку благородство и великодушие, сами по себе, уже есть такие качества, кои присущи восходящей душе, душе, преданной искусству в себе, а не себе в искусстве.
Я не прошу согласиться или не согласиться со всеми высказанными мыслями, я прошу всех «пишущих» вспомнить о моих словах через много-много лет, прожитых в гуще отсутствия поэзии.
1.NB! «Душа, которую бытовик полагает верхом духовности, для человека духа – почти плоть.. Если хочешь служить Богу или людям, вообще хочешь служить, делать дело добра, поступай в Армию Спасения или ещё куда-нибудь – и брось стихи» 2. «Рассказчики только своей души не могут быть сколько-нибудь стоящими поэтами» 3. «Но есть другой читатель – некультурный. Читатель – масса, читатель – понаслышке.. Отличительная черта такого читателя – неразборчивость, отсутствие способности ориентироваться.. Такому читателю имя – чернь.. Грех его не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, и в злостной предвзятости. В злой воле к добру». 4. «Поэтическая грамотность ни в коем случае не совпадает с грамотностью обычной..ни даже с литературной начитанностью..Сказанное сугубо относится к полуобразованной интеллигентской массе, заражённой снобизмом, потерявшей коренное чувство языка..» 5. «Со скучными поэтами - то же, что и со скучными людьми: 6. «А читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни. Поэт отделяется от них, и мало-помалу уединяется совершенно. Он творит - для самого себя и если изредка ещё обнародывает свои произведения, то встречает холодность, невнимание и находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии, как он уединённых, затерянных в свете» 7. «Ваши стихи – ваше частное дело, – вот в чём беда.. Писание стихов доставляет Вам радость, освобождает Вас от груза невысказанных переживаний, облагораживает Ваши помыслы и желания в Ваших собственных глазах, но не более того». 8. «Чтение — прежде всего — сотворчество. Если читатель лишён воображения, ни одна книга не устоит. Воображения и доброй воли к вещи» 9. «Лучше других на вопрос: «Для кого Вы пишите?» ответил Игорь Стравинский: «Для себя и для гипотетического alter ego». Сознательно или бессознательно всякий поэт на протяжении своей карьеры занимается поисками идеального читателя.. ибо поэт стремится не к признанию, но к пониманию. . Но чем дальше поэт заходит в своём развитии, тем – невольно – выше его требования к аудитории – тем аудитория эта уже» 10. «Зачем пишут поэты? На этот вопрос не трудно ответить: одни – чтобы рассказать людям что-нибудь новое, добытое ими самими: идею, образ, чувство, всё равно; другие – ради чистого наслаждения творчеством, таким божественно-сложным, радостно-трудным. Но зачем пишут не-поэты?» 11. «Для поэта всё дело в что, диктующем как» 12. «Чем больше цель движения удалена, тем искусство вероятней.. ибо что же может быть удалено от ежедневной реальности более, чем великий поэт или великая поэзия» 13. «Радовать читателя красивыми переплёсками слова не есть цель творчества. Моя цель, когда я сажусь за вещь, ни есть радовать никого, ни себя, ни другого, а дать вещь возможно совершеннее. Радость — потом, по совершению.. Радость потом — и большая. Но и большая усталость. Эту усталость свою, по завершении вещи, я чту. Ту же усталость чту и в читателе. Устал от моей вещи — значит хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошительная, а творческая» 14.«..поддаётся пересказу, что на мой взгляд, вернейший признак отсутствия поэзии: ибо там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия, так сказать, не ночевала» 15. «..как это ни жестоко, я напоминаю Вам слова великого Пушкина о том, что на одних воздыханиях об ушедшей молодости не уедешь. Ваши стихи – стихи «для себя», не более того» 16.. «В стихи нельзя играть…Поэзия совсем не то, что вы думаете, и то, что вы пишите и считаете стихами, вряд ли имеет к ней хоть отдалённое отношение» 17. «Быть может, самое утешительное во всём положении русской поэзии – это глубокое и чистое неведение, незнание народа о своей поэзии.". 18. «К читателю черни я отношу всех, ненавидящих Маяковского за принадлежность к партии коммунистов.., к имени Пастернака прибавляющих: сын художника? О Бальмонте знающих, что он пьянствует, а о Блоке, что «перешёл к большевикам. (Изумительная осведомлённость в личной жизни поэтов! Бальмонт пьёт, многожёнствует и блаженствует, Есенин тоже пьёт, женится на старухе, потом на внучке старика, затем вешается. Белый расходится с женой (Асей) и тоже пьёт. Ахматова влюбляется в Блока, расходится с Гумилёвым и выходит замуж за – целый ряд вариантов.. Блок не живёт со своей женой, а Маяковский живёт с чужой. Вячеслав – то-то. Сологуб – то-то. А такой-то – знаете?) 19. «Поэзия, несмотря ни на что, продолжает начатое и только из него создаёт новое» 20. «Очутился на каком-то острове в пустом и холодном море..На остров люди с душой никогда не приходят, а всё по делам – чужие и несносные». «..слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросёнка». 21. «..не пишущего, но чувствующего, предпочту не чувствующему, но пишущему. Первый, может быть, поэт — завтра. Или завтрашний святой. Или герой. Второй (стихотворец) — вообще ничто. И имя ему — легион». 22. «Да, есть благородные помыслы, даже душевные движения, но этим всё и кончается. А нужен подвиг! Подвиг!» 23. «Небольшой словарь ещё не грех и не порочный круг..но есть признак того, что говорящий не доверяет родной почве и не всюду может поставить свою ногу» 24. «Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра.. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия» 25. «Что такое творчество? Только вдохновенный труд. Ни линия, ни краска, ни слово не дадутся холодному рассудку, бесстрастному числу и мере» 26. "..легко усваиваемая поэзия, отгороженный курятник, уютный закуток, где кудахчут и топчутся домашние птицы. Это не работа над словом, а скорее отдых от слова". 27. «Большим поэтам готовые формы поэтики не нужны, а не больших — нам не нужно. Больше скажу: плодить маленьких поэтов грех и вред. Плодить чистых ремесленников поэзии — плодить плохих музыкантов.. Читатель становится писателем, а настоящий читатель, одолеваемый бесчисленными именами и направлениями.., отчаявшись, совсем перестаёт читать» 28.. "У реализма есть много средств очаровывать душу, но ему нечего сказать, некуда позвать" 29. «Поэт ничего не должен иметь – так надо. Никуда не прятаться от жизни, не ждать никаких личных облегчений, а смотреть в глаза происходящему как можно пристальнее и напряжённей.» 30. «Общее явление : самым в ы с о к и м на свете.. всегда занимается самая многочисленная низкая и бездарная сволочь. Пример — религия и церковь. Ещё пример — поэзия. Стихотворений на свете так мало, что поэзия была бы Ко и нор'ом, не пучься она от изобильного множества стишков; стишками занимаются стада, табуны. Им обязана поэзия своим обликом притягательной бездельницы» 31. "Презираю всякое любительство как содержание жизни" 32. «И нужно знать, что от одной любви к стихам поэзии не возникает». 33. «Неимущий в поэзии не может выколдовать из себя неимеющегося у него матерьяла – дара. Остаются пустые жесты над пустыми кастрюлями». © Copyright: Вадим Шарыгин, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|