Михаил Пришвин. Советы пишущим.

Вадим Шарыгин: литературный дневник

«Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным».


«Вечное перо. Можно сделаться большим художником, имея даже вовсе не большой талант. Для этого в написанном надо уметь находить вечные строки (в том смысле, как говорят «вечное перо»). По этим удавшимся вечным строкам надо строить строить новое произведение, искать в новом, что удалось. Так, восходя всё больше и больше, надо насыщать свои произведения «вечными» строками, вечно стремясь к совершеннейшему. И, работая всю жизнь, как я указываю, можно чувствовать себя довольно уверенным. Большинство же работают, исходя из таланта, пишут «как Бог дал». Они очень скоро исписываются, мелькнув в обществе к о р о л я м и с е з о н а — «Бог дал, Бог и взял».»


«Требуется достоинство и больше ничего»


NB!


«Ветер сеет осинки. Вся земля закрыта, семян в миллион раз больше, чем надо, а он всё сеет сеет..
Некоторые удивляются, как расточительна природа в сравнении с человеком. Но я думаю о читателях, которым бросаются многие миллионы слов ежедневно, и не из миллионов одно, как в осиннике, а из ста миллионов слово одно произрастает.
..Я думаю..что человек в своём словесном посеве гораздо расточительней осинки. Но почему же так? Я думаю, потому, что человек сеет пустыми словами.
Каждый писатель, когда ему пишется, чувствует, будто он взлетает, и чувство этого взлёта манит его ещё раз и ещё взлететь. Мало того! Это состояние взлёта он считает главным основанием своего избрания, забывая, что когда метут комнату, то и пыль тоже в з л е т а е т.»


«..в пустые стаканы наливают вино».


«Очень часто и большие ценители ошибаются, приняв искусственность за искусство. Но когда к доброй оценке этого высокого ценителя присоединится восторг простеца — тогда почти безошибочно можно сказать, что создана подлинная вещь».


«Отрицатель должен иметь при себе наличие того совершенства, во имя которого он делает отрицание.»


NB!


«И осёл тоже часто поднимается шаг за шагом вместе с альпинистом и на всё смотрит, и знает, что он высоко, но понять из того, что видел, не может»


«Вокруг вас, счастливого, сидят счастливые дураки, пришедшие сюда безо всяких усилий»


NB!


«Но есть человек самый страшный, и такого существа нет в природе. В нём большое не отражается, и он о всём мире судит по себе. Сам же себя он называет простым человеком»


«Художник — это тот, кто душу вкладывает в творчество небывалого»


«Двигаться за недоступным — вот сущность поэта»


NB!


«Огромное большинство ошибочных суждений и писателях .. - о поэзии судят с точки зрения её потребителя, а не создателя»


“Удивление покидает мир»


«Наука кормит людей, поэзия сватает»


«В литературе глухие на слово художника критики и читатели свою глухоту сваливают на автора»


«Так вот и поэту среди забитых и униженных взрослых нужно взять на себя их дело свободы»


«Правдивый вымысел — это верное понимание каждым из нас общего дела»


«Защищая форму, я требую от писателя прежде всего языка»


«В творчестве при всяком «Надо!» необходимо рядом с этим спросить: «А может быть, и Не надо?» Вот силой борьбы этого «Надо» и «Не надо» в личности автора и оценивается созданная вещь: это валюта вещи»


«Осёл презрительно называется ослом не за ум: у него довольно ума, вообще — осёл умное животное. Нет, того человека называют ослом, кто несёт своё жизненное бремя не свободно, а имеет за своими ослиными ушами какую-то злую, заднюю мысль с непременной претензией за свой ослиный труд получить признание, как за творчество»



Другие статьи в литературном дневнике: