Здравствуйте, современники:
поэты и стишочники, ценители поэзии и читатели понаслышке!
Речь в вопросе, по сути, о том, что есть таинство, волшебство поэзии (в поэзии).
Например:
Маяковский знал силу слов, но не знал их тайны. Знал слова, но не знал Слова.
Безусловно, он блестящий КОНСТРУКТОР слов. Вот только всю энергию, всю волю, всё мастерство он направил на "яркое проговаривание" – по сути - б у к в ал ь н о с т и, обыденщины, на грани, а часто, в эпицентре пошлости. Весь мастерский инструментарий "делателя стихов" ушёл на пропаганду обычного образа жизни, путём "обуздания" и "вздыбливания" русской словесности!
И не имеет большого значения, какой именно ему виделась в финале борьбы эта ЗЕМНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ТЕЛЕСНАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ, БУДНИЧНАЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ, ПЛОСКАЯ, ОСЯЗАЕМАЯ, ЗРИМАЯ сторона человеческого существования – будь то, например, «город сад» после всех садистских напутствий :
Непоэтичность («безтаинство») поэзии Маяковского даже не в том огромном количестве анатомических ужасов, метафор в виде перефразированных речевых штампов. Но в том, что в его стихах нет восприятия мира, пронизанного непостижимой тайной! Каждый его стих и каждый его образ, и каждое его слово существуют в к о н е ч н о м, у п р о щ ё н н о м мире, ограниченном внешней стороной явлений, о б о л о ч к о й предметов и поверхностью слов! Вся безудержная фантазия, словесная изобретательность Маяковского – удерживалась границами этого мира, его механическими возможностями.
Главный маркер НАЧАЛА ПОДЛИННОЙ ПОЭЗИИ для меня – не просто присутствие в стихах «душевности» (как в варианте с прекрасным ритмом и богатыми рифмами, так и варианте глуховатых ритмов и слабых рифм) – но НАЛИЧИЕ В СТИХЕ ТАКОГО ПОЭТИЧЕСКОГО СТРОЯ МЫСЛИ, ТАКОГО СЛОВОИЗЛИЯНИЯ, КОТОРОЕ НАПРАВЛЯЕТ ВСЮ ОБРАЗНОСТЬ, ВСЮ ЁМКОСТЬ ЯЗЫКА – НА ПОГРУЖЕНИЕ (ПРИГЛАШЕНИЯ) СОЗНАНИЯ ЧИТАЮЩЕГО В СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТДАЧИ, В СОСТОЯНИЕ ВЫСОЧАЙШЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (вне зависимости от амплитуды: взлёта или падения; покоя или взрыва; надежды или отчаяния).
Главное, чтобы В СВОИХ СКРЫТЫХ (образных) ЗНАЧЕНИЯХ, В СВОИХ СМЫСЛАХ – СОЗДАВАЕМОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВООДУШЕВЛЕНИЕ – КАК БЫ ПРЕДЛАГАЛО (ВОЗВРАЩАЛО) ДУШЕ ЧИТАЮЩЕГО ЕЁ СОБСТВЕННУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИЗНИ, А НЕ ДЕЛАЛА ИЗ НЕЁ (ДУШИ) ПРИКЛАДНУЮ ФУНКЦИЮ ДЛЯ жизни общедоступной ,ТЕЛЕСНОЙ.
1)То есть, ПОДЛИННАЯ ПОЭЗИЯ – не та, где есть «душа», но та, где ВОСПРОИЗВОДИТСЯ В СЛОВЕ «мир души»!
2) То есть, ПОДЛИННАЯ ПОЭЗИЯ – не слова (лучше или хуже подобранные) о том, что есть, но слова о том чего нет, о том, что только появляется, ТАИНСТВЕННО возникает И ИСЧЕЗАЕТ, мелькает, кажется, мерещится, мнится, ЧУДИТСЯ! И не требуется человеку для счастливой жизни в обычном состоянии сознания, но лишь при условии его желания ЗАГЛЯНУТЬ В ТАЙНУ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ, и сделать это с высочайшей степенью самоотверженности!
3)То есть, ПОДЛИННАЯ ПОЭЗИЯ – не та, где всё время «о неземном», но та, где всегда (о земном или неземном) но «не земным образом»!
Итого:
1. Стишки (или упрощённая поэзия, или лже-поэзия) – не могут быть «с душой», но могут быть «с душком»! Стишки не могут быть «душевны», не потому, что их сочиняют бездушные люди, но потому что стишки ("упрощёнка") – это, по сути, рифмованная попытка «одушевить» всё то, что само по себе не содержит никакой необходимости в тайне, в полёте, в запредельности, в мечте.
2. Фигуральность речи стишков, сколько бы словесного выпендрёжа, выкрутасов ни содержали их стиховые (суповые?) наборы слов, – не имеет ничего общего с поэтической образностью, с таинством очарования подлинной поэзии!
3. Стихи поэтов (если взять стихи ЛУЧШИЕ их числа многих ХОРОШИХ) – не могут быть «без души»!
Лучшие (преодолевающие современников и время) стихи – это не просто случайное или мастеровитое сочетание прекрасного, уместного, мелодичного ритма с созвучными рифмами, богатым языком и необычными образами, но это всё перечисленное в этом пункте 3, но превращённое в такие слова и словосочетания, в такие звуки и звукосочетания, и таким образом, что практически в каждом из них присутствует иное мировосприятие, угадывается тайное очарование, превышающее необходимости и потребности (в т.ч. для счастья) обычной (не требующей морального подвига и чувства красоты) жизни.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.