Какие они, сегодняшние мартыновы?

Вадим Шарыгин: литературный дневник

Какие они, сегодняшние «мартыновы»?


На кого сегодня они шикают? На кого сегодня шипят их, обслюнявленные ненавистью, губищи?
Кого сегодня огульно охаивают, кого погубляют (упорно, подленько и планомерно) их плоскодонные, шепелявые душонки?


Ясно одно. В какое бы обличье не рядились эти дядьки и тётки (будь то, какой-нибудь поэтствующий столяр, всю жизнь выстругивающий и сколачивающий из одних и тех досок крепкие стиховые табуретки или какая-нибудь истеричная квази-поэтка, лихо изграждающая целые микрорайоны прямоугольных, железобетонных слов) – главная мишень их лютой зависти – лучшие из лучших – самые талантливые, честные, независимые в суждениях поэты, с чувством долга и собственного достоинства)!


Чем именно злостность "мартыновых" отличается от обычного в жизни и литературной работе критического взгляда?


Злостность (в оценке и в отношении к конкретному лицу или произведению) всегда:


0) ревнива и мстительна к превосходящим (в духе, в мастерстве, в благородстве)
1) огульна (бездоказательна, не предметна, мелочна, придирчива)
2) творит суд, судилище (заранее подозрительна, изначально настроена осудить, без традиции, без попытки найти свой ответ, объясняющий то или иное авторское решение, аспект формы, выбор слова и т.п.)
3) шакальна, то есть действует по принципу: "все на одного", "фас! ату его!"
4) категорична (не допускает иного подхода, иного стиля, иного отношения к смыслу и сути поэзии)
5) ругательна и не конструктивна - вместо цели помочь, поправить, предложить свой вариант, преследуется цель: растоптать, принизить высокое, вывести из равновесия, совершенно также, как это делает выкрик из глотки следователя НКВД - "Виновен, гад, уже только в том, что ещё живёшь! Виновен в том, что перечишь мне! Что смеешь иметь свои мысли, свой взгляд!".



Главным объектом гонения и травли становятся, прежде всего, те поэты, чьи стихи превосходят любые ладно скроенные стишки "мартыновых" в степени одухотворённости и в уровне художественного мастерства.
Обделённая благородством словесная ремеслуха (литературщина), звериным чутьём чует, как безнадёжно проигрывает в поэтичности (в мастерстве, в образности, в поэтике, в глубине звукосмыслов, в напевности ритмов и рифм, в широте тематики) - Божественному дару слова! -Отсюда весь гнев, вся грязь, вся патологическая ненависть и кровожадная подлость!


Обладатели божественного дара слова, вот кто является «костью в горле» для «мартыновых наших дней» – этих {о б ы к н о в е н н ы х (!)} в слове, в чувстве, в восприятиях людей.


Но никогда бы не удавалось отдельным негодяям свершать гибель самых талантливых поэтов, если бы не молчаливая поддержка, если бы не тот "настороженный нейтралитет", что из года в год, из века в век демонстрируют посредственности - массовые делатели приятного хобби из поэзии!
Уязвлённые в творческой ничтожности, где-то в глубине души осознавая свою поэтическую никчёмность, но оправдывая себя "свободой трёпа и словоблудия", и плюс к тому, умело подбадриваемые (задобренные) подлецами - они - эти "мы сами (в поэзии) люди не местные" - в лучшем случае, молчаливо взирают на травлю и гонения, а часто принимают в ней активное участие, а ещё чаще просто-напросто не в состоянии отличить "заветное" от "заборного". У них, по-определению, - "все равны", равны вплоть до очередной кровавой расправы, до новых могил, до новых торжественных похорон очередного таланта и посмертных объяснений в любви!


Толковые ремесленники-литературщики с душевной гнильцой в купе, с уткнувшимся в свои стишковые вирши, посредственностями - поставили на поток гибель всего самого выдающегося в поэзии в частности и в творчестве в целом.
Именно в этом соединении (подлых с поверхностными) заключается весь ужас, вся глубина трагедии!


За спинами сегодняшних "мартыновых" – уже растерзанные: Лермонтов, Цветаева, Есенин, Маяковский, Гумилёв, Мандельштам и мн. другие. Впереди у них – много работы..
Впереди у них – новые подлости, долгая жизнь и никчёмное творчество, ворчливая старость и угрызения совести, груды разрифмованной засаленной "действительности" и широкая, шипящая маслом, сковородка на жарких углях!


Господи! Прости им, ибо не ведают, что творят!




Другие статьи в литературном дневнике: