Поэтическое и Не поэтическоеДорогие мои, друзья и враги! Гибелен и труден путь таланта на русской земле. Посредственность (читающая и пишущая), расхваливая и подбадривая друг дружку, оглушительно молчит или огульно ругает всё наиболее значимое, трогательное, высшее в замысле и в исполнении. Не всегда здесь умысел. Зачастую, причина отчуждения лучшего (талантливого) кроется в элементарном отсутствии «чутья на выдающееся», в неумении отличить «заветное» от «заборного». Нет ничего страшного, нет ничего плохого в том, что, например, свыше двухсот тысяч участников этого сайта и сто тысяч их клонов (по моим ощущениям) – пишут и распространяют посредственные (плохие) стихи. Проблема (трагедия) начинается там, где выясняется, что пишущий «посредственное» не только не любит, не знает Поэзию, но главное – не имеет критериев отличия «поэтического» от «не поэтического», и соответственно, вместо поддержки, изучения поэтического наследия, вместо преображения духа, которое могут дать состояния поэзии, тратит жизненное и творческое пространство на перемалывание гор словесного мусора, на вымучивание из себя бедных и бледных рифм, смыслов, звуков, тем.. Когда я читаю стихи, то непроизвольно "сканирую" их на предмет того: можно ли эти самые строки сказать в прозе? И когда получаю мысленный ответ, например, "да, пожалуй, в прозе эти строки были бы даже уместнее, рифма их только портит" - то есть, таким образом (в большей степени интуитивно) я фиксирую "поэтическое" и "не поэтическое".. "Поэтическое" – это мысли и чувства как РЕЗУЛЬТАТ ОЧАРОВАННОСТИ, обольщения чем-либо, высказывание коего уже сложилось в настолько ОБРАЗНОЙ, альтернативной обыкновенному изложению манере, что просто НЕ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПОЭЗИИ! При этом, образность не обязательно означает пышность, напыщенность, вымышленность вложенных в образы (в метафоры, аналогии, эпитеты) значений. "Не поэтическое" – это могут быть те же самые мысли и чувства, но предварительно НЕ ПРЕВРАЩЁННЫЕ (по незнанию или неумению) в ИНУЮ, АЛЬТЕРНАТИВНУЮ, ОБРАЗНУЮ, ИНОСКАЗАТЕЛЬНУЮ реальность, и поэтому оставшиеся просто набором слов (искренних или не очень), которые МОГУТ И ДОЛЖНЫ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПОЭЗИИ! Итак, искренность, воодушевлённость, сопереживание чему-то НЕ ВСЕГДА И НЕ У ВСЯКОГО переживающего ПРЕВРАЩАЮТСЯ в ту самую АЛЬТЕРНАТИВНУЮ обыкновенному строю мысли ОБРАЗНОСТЬ, – вот моя мысль. Искренности бывает – с лихвой, а вот образности, ритмики, со-звучности, глубины, выстраданности, уважения к управлению речью, к значению слов – крайне мало – недостаточно для поэтической формы изложения чувств.. Примерно такая же ситуация с восприятием поэзии: Поэзия по-настоящему осуществляется (раскрывается во всю силу и объём) только в талантливом читателе! В таком, который способен к активному сотворчеству и готов к усилиям, подчас утомительным. Но это утомление, как писала Марина Цветаева, сродни усталости рыбака в дни удачного лова. Утомление не растраты, а прибытка. И только читатель, который готов к такому сотрудничеству, бывает вознаграждён сполна. Он слышит глубинный смысл текста, его музыку, скрытые обертоны – и обретает то, с чем становится уже другим человеком. А вот, «Не поэтический читатель», читатель понаслышке – это несчастье, это беда и тюремщик поэзии! Именно такое, «не поэтическое», не чувствующее разницы между стихотворением и стишком, читательское большинство посмертно "любит" и прижизненно губит поэтов и поэзию.. С любовью и верой в посмертное лучшее, P.S. "Не надо строить замка из поэзии, надо только бороться против её обращения в уличный домик, где каждый может останавливаться на минутку" "К несчастью..много таких поэтов, которые не хотят учиться выражать свои мысли. Потому-то мы и слышим от них одно бормотание"
© Copyright: Вадим Шарыгин, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|