Поэзия осуществляется в талантливом читателе..Поэзия по-настоящему осуществляется (раскрывается во всю силу и объём) только в талантливом читателе! В таком, который способен к активному сотворчеству и готов к усилиям, подчас утомительным. Но это утомление, как писала Марина Цветаева, сродни усталости рыбака в дни удачного лова. Утомление не растраты, а прибытка. Большой (значимый) поэт не предлагает готовое, по принципу: вот, мол, я сделал, любуйтесь! Поэт приводит читателя, по образному выражению Цветаевой, на прииски: вот здесь золото – добывай! Я бился, теперь побейся ты… И только читатель, который готов к такому сотрудничеству, бывает вознаграждён сполна. Он слышит глубинный смысл текста, его музыку, скрытые обертоны – и обретает то, с чем становится уже другим человеком. Но возможно ли «стать талантливым читателем»? 1. Знать, чувствовать разницу между «талантливым» и «посредственным» Насколько опасно «графоманство»? Об этом хорошо сказала Белла Ахмадулина: «Графоманы не виноваты, что они графоманы: они подвержены такому же вдохновению и такому же упоению. Единственные из графоманов, к кому я испытываю чувство отчуждения, это к тем, которые хотят прежде всего печататься. Если же графоман бескорыстен, это безгрешно… Ужасно, когда человек, может, и имеет какие-то заурядные способности, но тщеславен, корыстолюбив, стремится к подавлению чужого таланта». Часто слышу: «Я так люблю поэзию!»… Однако, надо действительно очень любить поэзию, чтобы решиться перестать быть посредственным печатающимся (распространяющим стишки) стихоплётом; надо перестать быть читателем понаслышке, расхваливающим стишки себе подобных, и всерьёз обратиться к поэзии – развернуться всею душой к изучению, постижению нюансов, высот того, что, собственно говоря, «так любишь»! Сотни тысяч упоённо и восхищённо пишущих свои и расхваливающих чужие плохие стихи, порою так увлекаются кажущейся доступностью поэзии и уверенностью в абсолютной невинности графоманства, что искренни удивляются: как, например, это случилось? – откуда, вдруг, появляются повешенные есенины и цветаевы, расстрелянные мандельштамы и гумилёвы? Любить поэзию – это значит, в том числе, принимать трудные решения, одно из которых: переход от «приращивания и распространения» посредственного (своего и чужого) к «познаванию и поддержке» талантливого (прошлого и современного). Желаю каждому, кто посчитает, что такой переход для него актуален, искренности в самосознании, мужества в принятии решения и радости в обретении новых возможностей в новом качестве! С любовью, © Copyright: Вадим Шарыгин, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|