Поэзия осуществляется в талантливом читателе..

Вадим Шарыгин: литературный дневник

Поэзия по-настоящему осуществляется (раскрывается во всю силу и объём) только в талантливом читателе!


В таком, который способен к активному сотворчеству и готов к усилиям, подчас утомительным. Но это утомление, как писала Марина Цветаева, сродни усталости рыбака в дни удачного лова. Утомление не растраты, а прибытка.


Большой (значимый) поэт не предлагает готовое, по принципу: вот, мол, я сделал, любуйтесь! Поэт приводит читателя, по образному выражению Цветаевой, на прииски: вот здесь золото – добывай! Я бился, теперь побейся ты…


И только читатель, который готов к такому сотрудничеству, бывает вознаграждён сполна. Он слышит глубинный смысл текста, его музыку, скрытые обертоны – и обретает то, с чем становится уже другим человеком.


Но возможно ли «стать талантливым читателем»?
Да, возможно. Для этого необходимо:


1. Знать, чувствовать разницу между «талантливым» и «посредственным»
2. Перестать приращивать «посредственное» (перестать распространять свои стишки и расхваливать стишки других стихоплётов)
3. Искать, изучать и поддерживать (словом и делом) «талантливое»


Насколько опасно «графоманство»?
Каким образом оно убивает, губит поэзию?


Об этом хорошо сказала Белла Ахмадулина:


«Графоманы не виноваты, что они графоманы: они подвержены такому же вдохновению и такому же упоению. Единственные из графоманов, к кому я испытываю чувство отчуждения, это к тем, которые хотят прежде всего печататься. Если же графоман бескорыстен, это безгрешно… Ужасно, когда человек, может, и имеет какие-то заурядные способности, но тщеславен, корыстолюбив, стремится к подавлению чужого таланта».


Часто слышу: «Я так люблю поэзию!»…


Однако, надо действительно очень любить поэзию, чтобы решиться перестать быть посредственным печатающимся (распространяющим стишки) стихоплётом; надо перестать быть читателем понаслышке, расхваливающим стишки себе подобных, и всерьёз обратиться к поэзии – развернуться всею душой к изучению, постижению нюансов, высот того, что, собственно говоря, «так любишь»!


Сотни тысяч упоённо и восхищённо пишущих свои и расхваливающих чужие плохие стихи, порою так увлекаются кажущейся доступностью поэзии и уверенностью в абсолютной невинности графоманства, что искренни удивляются: как, например, это случилось? – откуда, вдруг, появляются повешенные есенины и цветаевы, расстрелянные мандельштамы и гумилёвы?


Любить поэзию – это значит, в том числе, принимать трудные решения, одно из которых: переход от «приращивания и распространения» посредственного (своего и чужого) к «познаванию и поддержке» талантливого (прошлого и современного).


Желаю каждому, кто посчитает, что такой переход для него актуален, искренности в самосознании, мужества в принятии решения и радости в обретении новых возможностей в новом качестве!


С любовью,
Русский поэт Вадим Шарыгин



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 09.01.2011. Поэзия осуществляется в талантливом читателе..