Стихи Плохие. Хорошие. Лучшие. Анатомия разницыДорогие друзья и враги! Создавать поэзию и распознавать поэзию – это два, практически равных друг другу по сложности внутренней организации и по затратам душевных сил явления искусства. Божественный дар слова и божественное чутьё на поэзию – тем не менее, лишь основа, аванс, подразумевающий наличие привычки, традиции к совершенствованию, к оттачиванию мастерства сказать и мастерства расслышать сказанное. Распознать хорошие стихи в море плохих – не так уж трудно. Это умеют многие. Существуют три особо устойчивых, распространённых и трагических в последствиях обывательских заблуждения:
Второе: Третье: Так, что же такое – «плохие», «хорошие» и «лучшие» стихи?
«Со скучными поэтами - то же, что и со скучными людьми:
2. Это разнообразие ничтожного – в выборе тем (рифмованная «бытовуха»), в их раскрытии, больше похожим на выплеск обиды в лицо мешающим создать уютное, «простое человеческое счастье», типа: 3. Это, по сути, обывательский трёп втиснутый в какие-то рифмы. Это, попросту говоря, болтовня или словесный понос, или поток сознания, неотягощённого стилем, знанием, воспитанием, культурным наследием и пониманием искусства. 4. Это бедный словарь, небрежное отношение к значению слов; это «подзаборный» язык – язык обыкновенного, повседневного общения. Это образность – безобразная. Это чувство целого – отсутствующее, где каждая строка и строфа – сама по себе. В целом: «плохие» стихи – это дневники (стихотворные записки) обывателей, авторы и авторши которых – своим недовыстраданным или выстраданным (но мелким, мелочным) чувствам и мыслям пытаются (с помощью средств поэзии) придать хотя бы какое-то значение и смысл.
"..Рифмы какие, а? Все в нитку! Как лакированные туфли блестят! Этим меня не удивишь. А ты сумей улыбнуться в стихе, шляпу снять, сесть, - вот тогда ты мастер!" 1. Это стихи выверенные в рифме, ритме, не бедные в языке (в пределах придуманных и узаконенных современных филологических норм). 2. Это стихи, в которых есть мораль, есть некий, придуманный (подсмотренный обычным глазом) сюжет и чёткая схема его реализации. 3. Иногда, это такая «бытовая лирика», обладатель которой может долгие-долгие годы (пока не подкосит какая-нибудь телесная болячка) подобно трудолюбивому шахтёру, выдавать на гора – всё новые и новые впечатления своего лирического я… В этих впечатлениях – всегда найдётся место для «правильных» образов, уместных эпитетов, моральных сентенций, здравомыслия и прилежности. 4. Чего никогда нет в «хороших» (устойчивых к жизни и филологически-грамотных стихах) – так это: Подвига! – Неба! – Взбирания! – Летящести! – Плача! – Былого и грядущего! 5. «Хорошие» стихи – приятно читать, но с ними не заглядишься (в небо), не зачаруешься несказанным; в них не найдёшь неслыха’нного, незримого! 6. Это стихи для жизни на земле: 7. Не достаёт этим стихам напряжённости в душевной работе, которая только и позволяет "улыбнуться в стихе и снять шляпу". На первом плане у них остаются всё та же "шляпа" и "лакированные туфли".
«Поэт гляди в небо» (Марина Цветаева) 1. Это стихи, впитавшие в себя лучшие традиции, дух самых выдающихся произведений предшественников. Это стихи творческого переосмысления, преображения и развития самых корней мучительных исканий – всех тех «падающих высот», на которых обыватели прошлого прервали жизнь своих поэтов. 2. Это стихи, обладающие какой-то удивительной энергетикой, какой-то не передаваемой словами заветностью, чарой, сокровенностью, непокорённой милостью, подаренной им богом – за готовность к подвигу, к гибели – на глазах и при посредстве, в том числе, «плохих» и «хороших». 3. Это стихи, за которыми угадывается огромнейшая внутренняя работа – умение (в темах и строчках) из массы возможного – выбрать единственно верные: слово, образ, ракурс, ритм, форму. 5. Это стихи – современные. Но современные они – не «нуждам и чаяниям современствующих обывателей», а тому, длящемуся, пребывающему состоянию, что возвращает душе утраченное небо, утерянное «вместе», сражающееся «погибаю, но не сдаюсь!». 6. Это стихи о незримом! – о познании различия мира настоящего и мира человеческого; о наваждении блаженного, о пребывании в таком состоянии души, где жизнь совершается не азартом достижения цели, а совестью цены.. 7. Это стихи не нужные большинству – в смысле, настолько не удобные, настолько другие по мироощущению для большей части современников, что против них, в едином строю – «плохие» с «хорошими»! И только, погрузив в забвение, только доведя дело до гибели, только освободившись от напоминания о собственной ничтожности и ленивой посредственности – поругатели и гонители превращаются в «любителей», в почитателей. «Лучшие» стихи – это стихи богатейшего языка, высочайшего падения и трагической судьбы. «Лучшие» стихи – это уникальный шанс для непоэтов (по слогу) и непоэтов (по жизни) – узнать какой ценой к ним приходит каждый божий день.
«Плохие» стихи – это перечень действительности, выговоренный сумбурно. Это плоская картинка, с нарисованными звёздами из соседнего планетария. Это ветер, дующий из вентилятора. «Хорошие» стихи – это перечень действительности, выговоренный чётко, ярко и понятно. «Лучшие» стихи – это превышение действительности – вымолвленная незримость. Это высоченно-падающие звёзды. Это воплощённый в слова – подвиг этого падения. Это слова, волшебным образом превращающие - наблюдателя за ветром в сам ветер!
P.S. / к P.S.
© Copyright: Вадим Шарыгин, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|