Почему школа перестала учить? Сергей Смирнов Казалось бы, проблему ЕГЭ в настоящее время не обсуждает только ленивый. Вот и в Государственной думе недавно проходили публичные слушания, посвященные ЕГЭ. Но, полагаю, предметного разговора не получается. Поскольку обсуждаются сам по себе ЕГЭ, организационные вопросы, технические решения, скандальные истории. А вот содержательный вопрос, связанный с влиянием ЕГЭ на качество обучения, почти не обсуждается. Предлагаю обсудить именно эту связку — ЕГЭ и обучение. про ЕГЭ За время применения ЕГЭ он сам модифицировался, содержание тестов менялось, было введено сочинение. Но сам принцип оставался прежним: условием поступления в вуз для выпускника остается успешная сдача ЕГЭ, что предполагает набор определенного числа баллов по определенным дисциплинам. В итоге у разных групп населения выработались определенные привычки и устойчивые представления, которые при этом никакого отношения к содержанию обучения, к мотивации на обучение и развитие личности школьника, не имеют. Но именно эти привычки и представления негативно влияют на ситуацию в образовании в целом. Выпускники школ и особенно их родители постепенно, с годами, привыкли к главному принципу: сдача ЕГЭ есть входной билет для поступления в вуз. Тем самым на первом месте стоит не столько обучение школьника, не столько получение им знаний, не столько его развитие, сколько сдача ЕГЭ, то есть набор нужного числа баллов и устройство в вуз, причем желательно в престижный и подходящий. Лучше — в столичный. Для этого родители вынуждены привлекать репетиторов и натаскивать своих детей по сдаче ЕГЭ. По различным (неофициальным) данным, практически более 50% старшеклассников, особенно в крупных городах, вынуждены обращаться к репетиторам, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Школа с этой задачей не справляется. Выигрывают столичные вузы, имеющие возможность отбирать лучших абитуриентов. Хотя в разных столичных вузах давно называются цифры — процент отсева студентов на 1=м курсе: до 30%. Но 70% остаются. Проигрывают региональные вузы, поскольку школьники, причем лучшие, предпочитают поступать в столичные вузы. студенты «Теряется смысл»: правда ли, что система образования в кризисе, и что думают делать с этим в Новосибирской области? Стратегически проигрывают родители и сами школьники, поскольку при смещении содержательной мотивации планка подготовки падает год от года. И это подтверждают все эксперты. Я имею в виду именно содержательную подготовку. То есть реальные знания выпускников, а не способность сдать ЕГЭ. Это вещи разные. Учителей приучили к тому, что ключевым показателем качества обучения становятся не знания школьников, не развитие их личности, а соответствующее число школьников, успешно сдавших ЕГЭ, желательно с высоким набором числа баллов. Число 100-балльников стало одним из таких ключевых показателей. В таком случае школы в старших классах превращают учебный процесс в практику тренировок по сдаче ЕГЭ. И это признают все, в том числе и бывший министр просвещения Васильева. Не выигрывает никто. Поигрывают все. Вузы, особенно в крупных городах, особенно в столичных, в Москве и Питере, привыкли к тому, что к ним стекаются со всей страны лучшие выпускники школ, имеющие высокий показатель по сдаче ЕГЭ. И хотя некоторых из них, как мы уже сказали, после первой же сессии отчисляют (что говорит о том, что сдача ЕГЭ не является показателем уровня знаний), но все равно такой кадровый пылесос всех устраивает. Столичные вузы имеют постоянный приток выпускников, хороший конкурс на бюджетные места и дополнительные (немалые) поступления в бюджет от коммерческих наборов. Про знания и развитие личности выпускников школ уже мало кто думает. Но сами вузы вынуждены большую часть поступивших студентов на 1–2-м курсах дотягивать до необходимого уровня, вместо того чтобы давать необходимые профессиональные знания. Главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН Сергей Смирнов Академгородок как задача: в поисках сверхзадачи Вузы в столичных городах таким образом пылесосят таланты со всей страны, но эти таланты, поступив в вуз, отучившись и закончив его, обратно домой не спешат возвращаться, всеми силами стараясь остаться в столицах. Тем самым регионы не получают нужное количество квалифицированных кадров. И это признают и сами ректоры вузов. Все участники этого процесса привыкли фактически к тому, что главное — сдать ЕГЭ, а не учить и не учиться. Ведь по факту выпускники не сдают выпускные экзамены по различным предметам. Про их знания, их компетенции никто не спрашивает. И также они не сдают вступительный экзамен в вуз. Вузам ведь тоже важно набрать побольше абитуриентов с высоким баллом ЕГЭ. Про знания и компетенции никто не спрашивает. Налицо главное: испытание по преодолению границы возраста, которое означает окончание школы и поступление в вуз, то есть вступление во взрослую жизнь, такое испытание как необходимый фактор личного развития перестает быть событием в жизни целых поколений. Главное — получить счастливый билет. А что у тебя в голове — это никого не волнует. Хотя риторика про качество образования расцветает пышным цветом. Будут деньги – будут школы или почему родители учеников новосибирской школы № 76 выходят на митинги Почему родители учеников новосибирской школы, затерявшейся в тени премиальных новостроек, выходят на митинги? Но реальный проходной балл в вузах при этом признается от 60 до 100. Это опять лукавство. Это значит, что родители должны нанимать репетиторов, чтобы их дети смогли сдавать не минимальные 24–40, а реальные 60 и выше. И такое лукавство признано по всей стране официально. Я уж не говорю о том унижении, которым подвергается ученик при сдаче ЕГЭ. Рамки, собаки, полиция, обыск. Школьники приходят в школу и их обыскивают. Им не доверяют с самого начала. Их подозревают заранее в подлоге! В том, что они способны на обман. Это ни в какие ворота не лезет! И после этого мы говорим о воспитании? Мы с самого начала приучаем официально, прилюдно, школьников к лукавству. Я уж не говорю о тех многих миллиардах, которые были потрачены на всю систему — на инфраструктуру, камеры, подготовку тестовых заданий, обучение методистов и проч. Возникает целый ряд вопросов. Верно ли, что школа перестает в таком случае быть институтом воспитания и обучения? Виноват ли в этом ЕГЭ? Или ЕГЭ только выступает провоцирующим фактором? Если этот фактор убрать и вернуться к классической форме выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вузе, то станет ли школа вновь учить и воспитывать? Или ЕГЭ если здесь ни при чем, то почему сама массовая школа все равно перестает заниматься своим главным делом — обучением и воспитанием? На эти вопросы необходимо отвечать содержательно, с реальными данными, показателями, имея на руках статистику. Но проблема в том, что реальных данных, результатов социологических исследований, посвященных проблеме влияния ЕГЭ на качество обучения, по стране нет. Или они не публикуются. Есть различные дискуссии, споры, в которых участвуют ученые, педагоги, публицисты, депутаты, как сторонники ЕГЭ, так и противники. Но в этих спорах нет главного — видения реальной ситуации, реального процесса, происходящего в образовании. Имеет смысл в таком случае провести пилотное исследование, которое могло бы либо подтвердить указанную выше гипотезу, либо опровергнуть ее. Какие возможны форматы исследования? Самые разные. Анкетирование по школам Для этого предлагается: Найти (сформировать) группу исследователей, готовых провести исследование. Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои с © Copyright: Сергей Шрамко, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|