Будущее печатных СМИ

Сергей Шрамко: литературный дневник

Тиражи падают, интернет-редакции растут...
С момента своего появления газеты не теряли актуальности. Можно вспомнить слова Остапа Бендера, который считал, что людей, не читающих газеты, надо морально убивать на месте. Герой "12 стульев" изрядно удивился бы, окажись он в наши дни в самом читающем метрополитене мира - Московском. И дело не в том, что сегодня прессу стали читать больше или меньше, просто существенно изменился ее формат.
Если раньше люди пропускали свои остановки, уткнувшись в развороты газет и журналов, то сегодня мы все чаще начинаем поездку на работу или учебу с чтения изданий на наших смартфонах, планшетных компьютерах и прочих технических устройствах цифровой эпохи.


Видимое сокращение числа печатных изданий в руках читающих демонстрирует переориентацию рынка прессы. Одной из главных тенденций на западном рынке периодической печати становится полный отказ от бумажного формата газет и журналов или по крайней мере их дополнение онлайн-версиями. Уменьшение доходов от рекламы в печатных изданиях Западной Европы и США, сокращение профессиональных штатов, а также выход прессы в сверхпопулярные сегодня социальные сети делают будущее периодической печати на бумаге отчасти неопределенным.


В то же время не все так очевидно в глобальном масштабе. В Африке, на Ближнем Востоке и, в первую очередь, в Азии наблюдается настоящий газетный бум. Активный уход прессы в Интернет на Западе не смог повлиять на то, что общемировой тираж печатных газет в 2011г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 1,1%, до 512 млн экземпляров. С 2007г. по 2011г. этот показатель увеличился еще существеннее - на 4,2%.


Newsweek встретит юбилей "в цифре"


В середине октября 2012г. американский еженедельник Newsweek - одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий - объявил о полном отказе от своей бумажной версии с начала 2013г. и переходе на цифровой формат. Современные экономические реалии не оставили руководству журнала иных вариантов. В 2012г. Newsweek накопил долгов на 50 млн долл., убытки еженедельника составляли около 40 млн долл. в год, а его тираж за последние десять лет сократился более чем в два раза - до 1,5 млн экземпляров.


По словам главного редактора еженедельника Тины Браун, переориентация Newsweek на интернет-аудиторию по платной подписке позволит журналу "ускорить процесс возрождения великого издания". Она заявила, что никто не может противостоять современным тенденциям рынка прессы, при этом отметив, что отказ от бумажной версии для любителей "романтики" печатного издания станет тяжелым моментом. Менеджмент Newsweek ожидает, что "по крайней мере сотни тысяч" нынешних подписчиков журнала станут пользователями его цифровой версии.


И все же желание следовать современным тенденциям вряд ли убережет Newsweek от трудностей на рынке онлайн-изданий. Несмотря на увеличение числа пользователей планшетных компьютеров в США за последние два года почти в пять раз - до 70 млн человек, журналу придется выдерживать жесточайшую конкуренцию на новом для себя рынке. А, по мнению многих аналитиков, переориентация Newsweek и вовсе обречена на провал. Так, финансовый блогер Reuters Феликс Салмонд считает, что "шансы цифрового Newsweek преуспеть в качестве исключительно онлайн-издания, основанного на подписке, фактически равны нулю".


Полный отказ Newsweek от бумажного формата ожидался на протяжении последних лет. Из-за убыточности журнала владевшая им компания Washington Post в 2010г. продала еженедельник бизнесмену Сидни Харману, который согласился взять на себя долги Newsweek. И уже через три месяца журнал был объединен с онлайн-газетой Daily Beast.


Newsweek был основан в Нью-Йорке 17 февраля 1933г. и сумел за короткое время стать примером высококачественной журналистики. Занимая второе место по тиражу среди американских журналов после Time, издание во многом определяло развитие и становление периодической печати в послевоенной Америке. В последний раз любой желающий мог прочитать бумажную версию Newsweek 31 декабря 2012г. Свой 80-летний юбилей журнал будет отмечать уже в Интернете под названием Newsweek Global.



Печатные издания Запада "проседают" под давлением Интернета


Newsweek - далеко не первый американский журнал, отказавшийся от выпуска бумажной версии. В ноябре 2010г. третий по популярности в США нью-йоркский еженедельник U.S. News & World Report объявил о полном переходе на цифровой формат. До этого из-за снижения тиража и доходов от рекламы издание было вынуждено стать журналом, выходящим один раз в две недели, а затем и вовсе раз в месяц. U.S. News & World Report известен во всем мире благодаря составляемым им рейтингам лучших колледжей, высших учебных заведений и учреждений здравоохранения США. Неидеально обстоят дела и у крупнейшего в мире еженедельного журнала Time, тираж печатной версии которого за последние семь лет сократился на 19%, до 3,3 млн.


Переориентация Newsweek и U.S. News & World Report вписывается в общую тенденцию по снижению интереса американцев к печатным газетам и журналам. По данным исследовательской организации Pew Research Center, число американцев, которые читают газеты в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41 до 23%. Чтение ими журналов с 2006г. снизилось к сегодняшнему дню на 7%. При этом стабильными темпами растет количество людей, получающих информацию из онлайн-версий газет. В частности, о преимущественном чтении изданий в Интернете заявило 55% аудитории New York Times, 48% - USA Today и 44% - Wall Street Journal. Всего платный доступ к новостям ежедневно приобретают в США 53% владельцев планшетников. И все это происходит на фоне многотысячных увольнений сотрудников печатных изданий и более активного вовлечения газет и журналов в социальные сети.


Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране - The Guardian, всерьез рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал Observer, также принадлежащий Guardian News & Media. Руководство уже пообещало сократить штат сотрудников изданий на 100-650 человек, приняло решение отказаться от ряда публикуемых дополнений к газете и журналу, а также занялось вопросом оптимизации печатных площадей. Причиной этого опять стали убытки от бумажных версий: в год Guardian News & Media теряет около 44 млн фунтов стерлингов. Эксперты ожидают, что доля выручки британских газет от онлайн-проектов, которая на сегодня составляет 7,4%, должна подняться к 2017г. до 13,9%.


Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию, на территории которой в XV в. как раз и было изобретено книгопечатание. В ноябре 2012г. о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета Frankfurter Rundschau, в декабре прошлого года закрылась убыточная Financial Times Deutschland. И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет активное вторжение Интернета во все сферы жизни. В частности, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывают на "неповоротливость" печатных газет и журналов в новых условиях, объясняя ее неизменными затратами на продвижение и распространение "реальной" продукции. Более того, опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации.


Французская печатная пресса также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием современных технологий. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны - Liberation - сократился больше чем на 25%, до 139 тыс. экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа - La Tribune - в январе 2012г. сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны - Le Monde - также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков France Soir не спасла от краха даже смена хозяев. Покупка газеты Александром Пугачевым, сыном российского предпринимателя Сергея Пугачева, и прекращение распространения ее в бумажном варианте не повлияли на решение французского суда о признании France Soir банкротом. Сегодня для покрытия задолженности перед кредиторами газета распродает свои активы с аукциона, включая мебель и редакционные компьютеры.


Развивающиеся страны верны бумаге


В отличие от передовых стран Запада, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки не спешат менять печатную прессу на ее цифровой аналог. Более того, рост газетных тиражей в азиатских странах (прежде всего в Индии и Китае) в 2011г. более чем на 3% по сравнению с предыдущим годом способствовал увеличению и общемирового показателя. Расширение численности населения в развивающихся государствах, увеличение совокупного богатства и уровня образования их жителей позволяют и в дальнейшем рассчитывать на сохранении этой динамики. Неудивительно, что в списке 15 наиболее высокотиражных газет в мире находятся пять индийских и два китайских издания.


Индийский рынок печатной прессы за последние несколько лет превратился в самый быстрорастущий в мире. В 2005-2009гг. количество платных ежедневных газет в стране выросло почти в полтора раза, а их общее число - примерно на четверть. В 2008г. Индия по числу покупаемых ежедневных газет, которых каждые сутки продается около 110 млн экземпляров, сумела обойти бывшего лидера по этому показателю - Китай. Рост тиражей сопровождается увеличением доходов индийских печатных газет и журналов от рекламы: только за 2010г. издания нарастили их по сравнению с предыдущим годом на 32%.


Газетный бум в стране стал следствием увеличения уровня грамотности индийского населения, который за последние десять лет вырос почти на 10% и сегодня составляет около 75%. Газета же в новых условиях, по словам одного из местных редакторов, создает вокруг себя некую ауру уважения. "Как только человек в Индии становится грамотным, он сразу же покупает газету. Этот "элитный" товар оказывается в руках даже до приобретения телефона", - отмечает он. Кроме того, в Индии значительного влияния пока не имеет Интернет. На сегодняшний день регулярно Сетью пользуются всего около 10% индийцев.


Эти же факторы определяют резкое увеличение рынка печатной прессы в Китае. При этом дополнительным стимулом к его развитию, кроме экономического роста, урбанизации и изменения уровня грамотности, стала коммерциализация печатной медиаиндустрии в начале 1990-х гг. По словам профессора Ву Яна из Университета в Суонси, ориентация газет на рынок и, следовательно, опора на рекламу, а не на государственные субсидии в качестве основного источника доходов, позволила изданиям сосредоточиться на предоставлении информации, которая по-настоящему интересна читающим. К концу 2011г. в Китае насчитывалось уже около 2 тыс. газет, а тираж крупнейшей из них - Cankao Xiaoxi - составлял около 3 млн экземпляров (для сравнения: самая читаемая в США The Wall Street Journal имеет тираж 1 млн). Еще большему росту рынка печатной прессы в стране мешает то, что издательства вынуждены придерживаться непростой редакционной политики: с одной стороны, ориентируясь на интересы массового читателя, а с другой - выдерживая цензуру пропагандистских структур Коммунистической партии КНР.


Вместе с индийским и китайским рынками печатных изданий одним из самых динамично развивающихся в мире является российский. В частности, в 2011г. объем рынка подписки на печатные СМИ в стране относительно уровня 2010г. вырос на 0,45 млрд руб., до 22,9 млрд руб. Кроме того, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в прессе в 2012 г. составил 41,2 млрд руб., что на 2% больше, чем годом ранее. Общий же тираж печатных СМИ в нашей стране с 2010г. по 2012г., по оценке председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, сократился на 300 млн экземпляров, до 2,8 млрд копий. Но эти цифры не должны вводить в заблуждение, поскольку четверть исчезнувших газет и журналов, по словам представителя АРПП, были издательским "мусором", то есть нерыночными СМИ, выходившими из политических, амбициозных или корпоративных соображений.


Российский рынок прессы очень молодой, поэтому сохраняет прочные запасы ресурсов для своего роста и развития. Более того, прочность позиций печатных изданий в нашей стране определяют недостаточный уровень информационной грамотности жителей России, различная степень доступности Интернета в регионах, а также низкая покупательная способность населения, заметно уступающая даже среднеевропейским показателям.


Косвенно об удержании российскими печатными СМИ своих позиций свидетельствует и то, что сейчас нет данных о количестве и качестве подписки на электронные версии российских газет. В связи с этим сомнения экспертов и участников рынка в правильности политики замещения печатных изданий в нашей стране их платными цифровыми копиями вполне обоснованны. За редким исключением онлайн-проекты в России, как и в других развивающихся странах, можно рассматривать только как вспомогательный ресурс.


Пациент скорее жив, чем мертв


Несмотря на стремительно меняющиеся реалии, печатные газеты по-прежнему остаются главным источником информации для людей во всем мире. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), более половины взрослого населения планеты ежедневно читает газеты, причем в бумажном формате это делает 2,5 млрд человек, а в цифровом - более 600 млн. Интернет, как бы стремительно ни росла его аудитория, пока не может похвастать такими впечатляющими показателями. По словам А.Оськина, человек предпочитает комфортное чтение, а не только скорость потребления информации. Более того, даже увеличение числа читающих газеты в Интернете с 34% в 2010г. до 40% в 2011г. на сегодняшний день не стало для изданий устойчивым источником дохода. Поэтому пока преждевременно говорить о "смерти" печатных газет, выставляя при этом Интернет в качестве главного палача.


Однако никто не станет отрицать объективные тенденции века новых технологий, которые ставят перед прессой испытания, ранее ей не знакомые. Северная Америка и Западная Европа - характерные тому примеры. Заместитель руководителя WAN-IFRA Ларри Килман отмечает, что печатные издания обязаны и в будущем сохранить за собой традиционную роль поставщиков качественных новостей и информации для граждан. Но, по его словам, для решения этой задачи газетам необходимо приняться за разработку бизнес-моделей, которые смогут успешно функционировать и в цифровую эру. Изданиям нужно не избавляться от печатного формата, а особым образом дополнять его новыми инструментами, позволяющими печатной прессе идти в ногу со временем.


Яков Грабарь, РБК


Подробнее на РБК:
Считается, что газетные издания наиболее уязвимый вид полиграфической продукции, который быстро вытеснится новыми технологиями, в первую очередь интернетом и мобильным контентом.
В качестве примера «умирания» газет приводятся такие цифры: за прошедший год ряд ведуших мировых газетных изданий, включая таких гигантов, как Independent, Guardian, NewYork Times, потеряли по разным оценкам от 10 до 30% тиража. «Катастрофа, — скажет кто-то, — еще лет пять и от газеты ничего не останется». При этом сами издатели газет больших опасений по поводу падения тиражей не испытывают. Более того, нам неизвестно и о какой-то специальной активности издателей, призванной сохранить или увеличить тираж.
К чему бы это? Ведь долгие годы именно тираж был мерилом эффективности и популярности издания. Если тираж у газеты растет, то это хорошая и прибыльная газета. Такое издание зарабатывает на розничной продаже, в нем легче продавать рекламу (считается, что ее увидят больше потенциальных покупателей рекламируемых товаров). В принципе все это так и есть.
Но в последние годы ситуация начала меняться, причем и в плане функционирования самой газеты, и в плане размещения в ней рекламы. Дело в том, что наличие большого тиража на самом деле не совсем явно определяет успешность издания. И происходит это по целому ряду причин:
Чем больше тираж, тем больше затраты на его изготовление, хранение, транспортировку и, как это ни парадоксально, утилизацию.


Розничные продажи составляют незначительную часть дохода большинства газет. Безусловно, есть издания, которые зарабатывают только на рознице, но их все меньше и меньше, и экономика таких газет совсем иная. Те же газетные издания, которые имеют существенную долю доходов от рекламы, вполне могут пожертвовать небольшой частью доходов и сэкономить на производстве.
Грамотные рекламодатели уже давно ориентируются не на совокупный тираж издания, а на репутацию газеты, ее влияние на население, уровень доверия читателей, социальный срез читательской аудитории и т. д. И здесь итоговые величины тиражей на самом деле работают не так убедительно, как, например, уровень цитирования или популярности в определеных кругах.
Для производителей люксовых автомобилей условная газета «Инвестор» будет предпочтительнее «желтой» газеты «Из жизни звезд», даже если у последней тираж в разы больше. Просто потенциальные читатели «желтой» прессы с существенно меньшей долей вероятности задумаются о покупке люксового автомобиля, а значит, его реклама там не очень нужна.
Впрочем, это не означает, что в подобном издании не будет эффективной другая реклама, например средств для похудения или торговых центров.
Все сказанное выше нужно для того, чтобы понять следующее: ведущие газеты совсем не обязательно испытывают трудности в связи с сокращением тиража.
Скорее всего, они даже сокращают тираж вполне сознательно, не желая тратиться на лишние экземпляры. Попробуем просчитать простой пример. Стоимость средней газеты (16 полос, цветная печать, формат А3) в киоске составляет 15–20 рублей, или примерно 0,5 долл. При типовом раскладе примерно 50% этой суммы составляет доход распространителя (доход торговой точки, затраты на транспортировку, складирование, экспедирование).
Значит, издатель получает от продажи газеты не более 7–8 рублей, за которые он должен эту газету напечатать, да еще и желательно получить прибыль. При этом только прямые затраты на бумагу составят никак не меньше 2–3 рублей. Если принять за основу, что при средних тиражах затраты на бумагу составляют около 50–60% стоимости производства, то получается, что собственно доход издателя от розничной продажи газеты в лучшем случае составит 1 рубль с экземпляра.


С подпиской ситуация чуть лучше, поскольку стоимость доставки получатель обычно оплачивает сам.
По крайней мере, в развитых странах это так. У нас?— как получится, поскольку монополия Почты России и ее возможности произвольно менять стоимость почтового отправления (почему-то всегда в сторону удорожания) могут привести к тому, что и отправка газеты или журнала по почте подписчику может оказаться убыточной. Но даже если и не окажется, то явный доход будет невелик.
И все это без учета того, что само издательство — это большая организация, которой нужно зарабатывать деньги. А тут получается, что в лучшем случае удастся заработать 1 рубль с экземпляра (примем этот уровень дохода вне зависимости от способа распространения).
При тираже 100 тыс. экз. доход составит такую же величину в рублях. Но это в том случае, если весь тираж удастся продать или разослать по подписке, что бывает далеко не всегда. Но если подписку получатель оплачивает заранее, и необходимое число экземпляров для отправки известно, то вот розница заранее не оплачивается, и сколько нужно печатать изданий для реализации точно неизвестно!


Представим себе ситуацию, что из указанного выше тиража в 100 тыс. экз. половина — это подписка, а другая половина — розница.
Из оставшейся розницы половина будет продана. Таким образом, издатель получит 50 тыс. руб. дохода от подписки и 25 тыс. руб. от розницы.
Остальные 25 тыс. экз. тиража останутся непроданными, на каждый из которых придется потратить 4–5 рублей на производство.
Получается, что непроданные 25 тыс. экз. тиража дают прямой убыток в 100 тыс. руб., то есть полностью съедают всю прибыль от продажи издания.


Конечно, приведенная схема грубая, и так явно никто не ошибается. Но даже ошибка в 2–3 тыс. экз. уже может больно ударить по прибыльности бизнеса. Что в этой связи выгоднее делать?
Все очень просто: нужно снизить тираж до гарантированно продаваемого. А еще лучше даже сделать его с небольшим дефицитом.
Это, конечно, рискованное занятие, поскольку если той или иной привычной газеты в какой-то момент не окажется в киоске, то потенциальный читатель купит другую газету, и, возможно, перейдет на нее навсегда.
Но это уже вопросы маркетинга издания, и к теме статьи этого номера не относится.


Из всего сказанного получается схема: один проданный экземпляр приносит 1 рубль дохода, один непроданный приносит минимум 4 рубля убытка.
Лучше вообще ничего не печатать!


Приблизительная оценка поведения различных экономических показателей газеты в зависимости от тиража (диаграмма поведения в расчете на один экземпляр газеты). Диаграмма описывает суммарный доход (красный цвет), который получается методом сложения доходов от рекламы и от розничной продажи и вычитания затрат на производство.
Как можно заметить, при небольших тиражах выпуск газеты оказывается сильно убыточным занятием, но по мере увеличения тиражей газета становится доходной. Но дальнейшее увеличение тиража может оказаться невыгодным, особенно в том случае, если газета оказывается нераспространенной (точнее, непроданной, – бесплатное распространение здесь эффекта не дает). И хотя прибыльность газета, скорее всего, сохранит, максимальный доход от экземпляра будет падать.
Лучше всего держать тиражи в области максимального дохода


Вопросы рекламы


Как известно, основной доход большинство средств массовой информации получают именно за счет рекламы. В указанной выше газете средний объем рекламы в номере составляет 1,5–2 полосы (примерно 8–10 модулей рекламы по 1/4 или 1/8 полосы). При средней стоимости полосы рекламы в издании 100 тыс. руб. получаем общий доход примерно в 200 тыс. руб., то есть он заметно больше, чем от розницы.
Возникает вопрос, насколько снизится объем рекламы в случае сокращения тиража на 25%? Скорее всего, большинство рекламодателей на это вообще никак не отреагируют, в худшем случае можно потерять одного–двух рекламодателей. Максимальный объем потерь составит не более 40 тыс.руб.
А как мы раньше указывали, если непродаваемый излишек тиража составляет как раз 25 тыс. экз., то получаем следующий расклад: избавившись от этого излишка, мы полностью компенсируем потери на перепроизводстве и лишаемся лишь 40 тыс. руб. от чересчур въедливых рекламодателей.
В первом случае наш совокупный доход (реклама и продажи) составляет 200 тыс. руб. По сути дела мы имеем только доходы от рекламы, поскольку доходы от розницы нивелируются затратами на перепроизводство.
Во втором случае мы имеем доход от рекламы 160 тыс. руб. и сохраняем доходы от розницы. Если весь отпечатанный тираж (75 тыс. экз.) удастся продать, то можно получить 75 тыс. руб. дохода от розницы. Совокупный доход составит 235 тыс. руб., что существенно больше, чем при печати большого тиража.
Конечно, все далеко не так просто. При снижении тиража затраты на производство единицы экземпляра будут расти. И тут требуются весьма тонкие подсчеты, чтобы понять, что и в какой момент будет эффективно.
До какого-то предела и при сохранении относительно больших тиражей ситуация будет развиваться по указанному выше сценарию, но при сильных падениях тиражей — не факт. Наверное, имеет смысл построить диаграммы поведения, аналогичные тем, что показаны на графиках в статье.
Экономика, как известно, наука неточная, особенно в плане учета прибылей и убытков. В одних и тех же условиях, при одних и тех же объемах заказов у разных типографий и разных издателей могут быть абсолютно разные финансовые показатели. То, что мы рассмотрели ранее, на самом деле лишь очень простая модель поведения условного газетного издателя.
Но как показывают наблюдения, в развитых странах издатели и типографии лучше чувствуют изменения на рынке и лучше умеют к ним адаптироваться. И то самое падение тиражей совсем не означает, что «все плохо», газет никто больше не читает. Идет активный процесс оптимизации всего, в том числе и тиражей.
Лишние тиражи — это и прямые затраты, и плохое влияние на экологию.


Распределенная печать
Впрочем, есть в вопросе падения тиражей и другой аспект.
Если посмотреть на процесс падения тиражей в конкретной типографии, о чем также время от времени сообщают некоторые средства массовой информации, да и сами типографии об этом говорят все чаще и чаще, то здесь вполне возможна совсем другая ситуация — переход изданий на распределенную печать.
За многие годы все привыкли, что газету печатают крупные типографии, после чего тираж развозится по всей стране. В Европе с ее относительно небольшими расстояниями все это вполне эффективно работает. Но в последнее время транспортная нагрузка на себестоимость становится ощутимой.


Условный тираж газеты в 100 тыс. экз. составляет примерно 6–7 тонн груза.
Если его нужно развезти во все газетные киоски такой страны, как Германия, то это может обойтись в 5–10?тыс. евро (особено если доставить нужно быстро).
Таким образом, из прибыли издателя автоматически вычитается эта сумма, или, если подсчитать, то на каждом экземпляре теряется 10 евроцентов, или в российском эквиваленте — 4 рубля.
В нашей стране ситуация еще более сложная, учитывая расстояния.
В этой связи легко принять следующее решение.
Разделить тираж, например, на пять частей и печатать его в пяти разных типографиях в разных концах страны.
Разница в себестоимости экземпляра будет мизерной, поскольку и 100 тыс., и 20 тыс. экз. — тиражи вполне подходящие для рулонной печати, а вот разница в расстоянии доставки может сократиться в разы.
Примем для простоты, что разница в себестоимости производства составит 10%, а разница в стоимости доставки сократится в половину. Более того, такой подход позволяет еще и ускорить доставку газет до точек продаж. Удорожание газеты в производстве составит в лучшем случае 0,4 руб., но при этом экономия на транспорте может доходить до 2 руб.
Экономия? Без всяких сомнений!
Но с точки зрения типографий получается, что тираж газеты, который печатался ранее, вдруг сократился в разы. Многие оценивают это как негативную ситуацию. Но на самом деле все намного запутанней.
В последнее время появились и более сложные варианты оптимизации производства, в частности перевод на распределенную цифровую печать или печать по месту. И хотя пока это лишь эпизодические решения, тем не менее, в обозримом будущем это примет массовый характер.
Представленная схема соответствия увеличения расходов на транспорт и увеличения стоимости производства показывает, что тираж можно дробить дальше, причем довольно сильно. А значит, никто не мешает печатать тираж газеты в нескольких десятках типографий, распределенных по территории страны, причем таким образом, чтобы время доставки тиража до точки реализации составляло не более пары часов. Теоретически это реально, практически?— пока еще сложно реализуемо даже в развитых в полиграфическом плане странах.
Дело в том, что количество типографий хотя и велико, но очень сложно подобрать несколько десятков подрядчиков, готовых работать синхронно над одним заказом, причем в случае дробления тиражей для конкретной офсетной типографии такой заказчик становится не очень интересным.


Впрочем, развитие подобной технологии работы эксперты связывают с развитием промышленной цифровой печати. Уже сейчас есть реализации, которые позволяют печатать тиражи в 500–1000?экз.
Себестоимость такой газеты, правда, пока существенно выше, чем отпечатанная офсетом (около 30–40?руб.), что делает эти технологии выгодными только для «дальних» газет, избирательного спроса. Но по мере развития цифровой промышленной печати себестоимость должна падать, и в обозримом будущем, наверное, придет такое время, когда станет эффективно печатать газету на месте даже для небольшого города. Но это перспективы довольно отдаленные.
Пока можно говорить лишь о дроблении тиражей на несколько довольно крупных офсетных реализаций.


Вот такая получается новая экономика: сокращение тиражей не всегда означает проблемы с той или иной газетой. Порой, это сознательное решение, призванное улучшить экономические показатели работы всего издания. И переход информации в интернет или в другие сферы здесь совсем ни при чем.


Диаграмма поведения затрат на выпуск газеты с учетом доставки получателю.
Как можно заметить, затраты на доставку растут неравномерно.
Сначала плавный рост при распространении небольшого тиража в городе или районе, затем скачок роста затрат при доставке экземпляра газеты в соседнюю область или регион, и еще один скачок при доставке газеты «на другой конец страны». Себестоимость производства газеты с ростом тиража падает, но за счет того, что много газет приходится печатать в одной типографии, стоимость доставки в дальние регионы начинает стремительно расти. В результате доходность от печати и распространения газеты падает.
Соответственно, если разбить большой тираж на несколько в разы меньших и развозить газеты в своем или соседнем регионе, то доходность может быть существенно выше


Печать «дальних» газет
В статье упоминается возможность печати «дальних» газет, то есть тех газет, которые издаются в других странах или даже на других континентах.
Желающий читать в Москве NewYork Times вынужден ждать почти сутки, пока газета «приедет» в Россию. Остается лишь пользоваться интернетной версией газеты. Но это не всегда то, что хотелось.
Во-первых, «умные» издатели газет не все выкладывают на электронный ресурс, поощряя чтение бумажной версии, а во-вторых, далеко не всегда удобно читать интернет-версию. При этом наверняка в Москве найдется несколько сотен потенциальных читателей NewYork Times в подлиннике, причем одновременно с выходом ее на родине. Более того, возможно, они готовы будут платить за эту газету существенно больше, чем она стоит «дома» в газетном киоске.


Любопытный эксперимент провели в этой связи в Италии. Типография CSQ установила у себя промышленную струйную печатную машину и начала предлагать заказчикам удаленную печать. И один из крупнейших европейских дистрибуторов газет и журналов стал печатать в Италии две газеты из России тиражом в несколько сотен экземпляров.
Разумеется, печатаются не только газеты из России, но пример наших газет очень наглядный. С точки зрения газетного бизнеса стоимость газеты, отпечатанной цифровым способом, запредельна, — более 100 руб. за экземпляр. Но с другой стороны, находится более 500 человек, которые готовы платить такие деньги за возможность получать «Коммерсант» одновременно с его выходом в Москве. И если таких газет типография сможет печатать хотя бы пару десятков в день, то это превращается в суперэффективный бизнес.
А как нам кажется, в таком развитом городе, как Милан (а?именно там находится типография CSQ), найти несколько десятков международных газет не так сложно. Конечно, это новый бизнес и для типографии, и для дистрибутора прессы, и, скорее всего, этот вопрос быстро не решится, но потенциал у данного направления очень большой. Об этом говорит простая арифметика.


Тираж газеты в 500 экз. печатается и обрабатывается примерно за 15 минут. Продажная стоимость экземпляра для дистрибутора составляет около 1,2 евро. Таким образом, за один час типография может заработать примерно 2500 евро, а за рабочий день — более 25 тыс. евро! И это на одной цифровой машине.
Не так много типографий с офсетом, кто может так зарабатывать. Но важно здесь лишь изменить принципы распространения газет. А это не так просто. Но экономика и свободное переселение людей по миру этому будет способствовать.


Тиражи падают, издания закрываются
УФА, 24 Февраля 2016, 17:20 — REGNUM
За год Башкирия сократила расходы на СМИ и полиграфии 67 млн рублей и продолжила их оптимизацию, начатую в декабре 2014 года. Опрошенные ИА REGNUM эксперты подсчитали, что за декабрь 2015 года в республике закрылись 18 печатных и электронных изданий.
Напомним, в феврале 2015 появилась информация, что на основе анализа запланированных на год трат региональных бюджетов на СМИ был сделан следующий вывод: «Несмотря на поручение главы государства оптимизировать расходы на информационное освещение деятельности органов власти на местах, многие регионы не только не снизили затраты, но в ряде случае нарастили их».
В рейтинг «регионов-растратчиков» попала и Башкирия, ежегодные траты на СМИ в которой были зафиксированы на уровне 830,5 млн. рублей.
По мнению экспертов, несмотря на попытки республиканских властей оспорить эти выводы, регионалы оптимизировали расходы на СМИ. Назначенный в конце 2015 года премьер-министром Башкирии Рустем Марданов поддержал процесс реформирования региональных СМИ. Одним из его шагов была оптимизация в министерствах и госкомитетах пиар-блоков (информационные секторы), которые все перешли из компетенции в ведение аппарата правительства. Эта мера позволила сократить расходы и пресечь возможность каждым министерством проводить свою самостоятельную информационную политику, которая нередко шла вразрез с информацией смежных ведомств и госкомитетов.
Следующим шагом стало продолжение реформирования системы управления республиканскими СМИ, начатого в конце 2014 года. В целях эффективного использования бюджетных средств, развития и совершенствования деятельности СМИ распоряжением правительства республики от 15 декабря 2014 года принято решение о реорганизации предприятий, осуществляющих выпуск печатных СМИ. В результате реорганизации 103 государственных унитарных и казенных предприятий республики, подведомственных Агентству по печати и СМИ РБ, присоединены к ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан». Из редакций печатных СМИ и полиграфических предприятий были сформированы 77 филиалов. Таким образом, все печатные СМИ республики оказались объединены в единый медиа-холдинг.
18 февраля 2016 года Агентством по печати и СМИ РБ были подведены итоги деятельности медиа-холдинга за 2015 год. В качестве достижения было отмечено, что в целом предприятие обеспечило баланс доходов и расходов с учетом субсидий, несмотря на падение доходов от продаж тиража и рекламы, роста цен на типографские расходы и бумагу, сужения рынков рекламы и полиграфуслуг. Снизилась и нагрузка на республиканский бюджет на 27 млн рублей. Среднемесячная зарплата в холдинге составила 18 тыс. 694 рублей, что на 3,2% больше уровня 2014 года. Из федерального бюджета на реализацию социально-значимых проектов было привлечено 15,2 млн рублей. В результате проведения реформирования государственного сектора СМИ и полиграфии оптимизация затрат составила 67,1 млн. рублей (20,4% от утвержденного объема государственной поддержки).
Отмечается сокращение падение общих тиражей. Совокупный среднеразовый тираж всех изданий в 2013 году составил 546,35 тыс. экз., в 2014 году данный показатель составил — 475,29 тыс. экз. (падение на 13%, или на 71,06 тыс. экз.), в 2015 — 391 тыс. экз. (падение на 18%, или на 84,29 тыс. экз.). По мнению руководителя Агентства Бориса Мелкоедова, столь заметное падение тиражей обусловлено несколькими объективными факторами, одинаково актуальными для всего российского медиапространства. Среди них «бурное развитие информационных технологий, миграция читательской аудитории в Интернет; повышение подписных цен вследствие роста себестоимости производства печатных СМИ, уменьшение реальных доходов населения вследствие инфляции; уменьшение корпоративных подписных бюджетов вследствие общей для многих предприятий и учреждений страны тенденции к экономии непрямых расходов».
Падение тиражей происходит на фоне сокращения СМИ. «По данным Роскомнадзора в начале 2016 года в республике зарегистрировано 521 печатное и электронное издание различных форм собственности, в том числе 176 государственных изданий, — отметили в экспертном сообществе LogoMarkt. — В начале декабря 2015 года на учете в региональном управлении Роскомнадзоре состояли 539 средств массовой информации. Таким образом, за месяц число СМИ сократилось на 18 единиц».
О сокращении именно печатных СМИ можно судить по следующим цифрам: в 2008 году в регионе работало свыше 430 печатных СМИ, в декабре 2015 — 379.


Эксперты Ассоциации распространителей печатной продукции провели мониторинг результатов подписной кампании на второе полугодие 2015 года. По предварительным данным подписные тиражи падают как у многотиражных федеральных издательских домов, так и у небольших региональных изданий, сообщает пресс-служба АРПП.


Падение подписных тиражей происходит даже у традиционных рекордсменов подписного рынка. Например, тираж популярного журнала «Русский репортер» сократился на 82% (относительно подписной кампании на второе полугодие 2014 года), а подписные тиражи ИД «Юнилайн», издающего, в частности, известные «1000 советов» и «Непоседа», упали более чем на 14%. На грани закрытия оказались многие детские и педагогические издания (уровень падения – от 20% до 50%). Например, на 60% упали подписные тиражи журнала «Воспитание дошкольника».


Продолжают сокращаться тиражи деловых и общественно-политических изданий. Так, тираж газеты «Ведомости» стал ниже на 20%, «Российской газеты» - на 11%. Половины своего тиража лишился «Собеседник». А подписной тираж изданий «РБК» уменьшился сразу на 83,8%.
Правда, возможно, это вызвано не только повышением стоимости подписки.


Падают и подписные тиражи изданий, многие из которых еще два-три года назад были в числе рекордсменов подписных кампаний. Среди них – «Скатерть-самобранка» (сокращение тиража на 37%), «Марь-Ванна» (сокращение на 70,2%) и «Наша кухня. Спецвыпуск» (54,9%). На 88,4% сократился тираж военно-патриотической газеты «Красная звезда». 72,8% подписчиков потерял литературно-художественный журнал «Нева».


Кампания на второе полугодие 2015 года стала уже третьей по счету подписной кампанией после отмены госсубсидий на подписку. Но надежды на стабилизацию тиражей не произошло. Причем в основной «зоне риска» оказались крупные издательские дома. То есть сильнее всего пострадали 20% издателей, дающих 80% подписных тиражей.


Региональным издателям удалось добиться снижения порога для предоставления 17%-ой скидки до 5 тыс. экземпляров. У федеральных издателей этого пока что не получилось. Лишь некоторые из них смогут претендовать на признание социально значимыми и получение связанной с этим скидки.


По словам экспертов, рынок подписки оказался в парадоксальной ситуации – издатели сегодня сравнивают себя с конкурентами не по темпам роста, а по темпам падения. Подписные цены превысили уровень психологической приемлемости для большинства подписчиков. Цены стали чрезмерно высокими даже у изданий, сориентированных на малообеспеченную аудиторию, на жителей села. Мнение издательского сообщества склоняется к тому, что тиражи может стабилизировать лишь снижение подписных цен.


По мнению, экспертов АРПП устраивающего всех участников рынка решения о скидках в условиях продолжающегося снижения тиражей нет и быть не может. Рынку подписки необходимы не скидки отдельным издателям, а комплексная поддержка.


С другой стороны, увеличение количества пользователей интернета в России растет в геометрической прогрессии, и многие перестают выписывать печатные издания не из-за возросшей цены на подписку, а в связи с возможностью найти интересующую их информацию в сети. Поэтому неизвестно, насколько решит проблему повышения подписных тиражей господдержка, даже если она будет оказана.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.01.2014. Будущее печатных СМИ