Юрий Воробьевский нам помогает огромная рать наших

Летнее Утро: литературный дневник

Юрий Воробьевский: нам помогает огромная рать наших святых


Apr. 5th, 2013


http://nash-prihod.livejournal.com/10389.html


С 4 по 8 апреля в нашем городе проходит очередная православная выставка-ярмарка. Среди гостей мероприятия известный писатель и киножурналист Юрий Воробьевский. В это Воскресенье, в день Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Юрий Юрьевич посетит наш приход. На лекцию-беседу, посвященную святогорцам Афона, приглашаются все желающие. Подобная встреча уже проходила в нашем храме в ноябре прошлого года. Отзывы были сугубо положительные. Не сомневаемся, что в этот раз будет не менее интересно. Нас ждет не просто пересказ каких-то общеизвестных фактов, а удивительное повествование об удивительных вещах из уст человека, которому посчастливилось все это увидеть, прочувствовать, пережить. Афонские чудеса далеко не единственная тема, на которой, «специализируется» Юрий Воробьевский. Предлагаем вашему вниманию беседу, которая позволит подробнее познакомиться с личностью и мировоззрением талантливого автора.
prtr1


- Начать хотелось бы с вопроса о творческом кредо. Ваши кинематографические и литературные произведения достаточно многогранны. Однако, несмотря на то, что рассказы о святых местах и знакомства с откровениями подвижников занимают в вашем творчестве одну из центральных тем, ваша персона у многих ассоциируется с иным тематическим направлением…
- Вы имеете в виду так называемые «страшилки Воробьевского»?
- Да, я об этом. Вы ведь сами признавались, что у вас не мало материалов, которые пугают людей…
- Что есть, то есть. Но вы поймите правильно, сейчас идеология комфорта навязывается во всех сферах человеческой жизни. Однако просиживанием на мягком диване перед телевизором с пивом в руках все не ограничивается. Человек хочет и душевного комфорта. Ему не по нраву все страшное, все то, что вызывает серьезные беспокойства и переживания. Таких людей старец Паисий называл «пугливыми старушками». Это не половая и не возрастная категория. «Пугливые старушки» есть среди иеромонахов, протоиереев, среди выпускников духовных школ и состоявшихся ученых. Старца Паисия упрекали за то, что он часто напоминал людям о конце света, о памяти смертной, об Армагеддоне. Он говорил, что люди стали напоминать пугливых старушек, которые одной ногой в могиле, но про похороны и заговаривать то боятся. Всем подавай лишь крестины, да свадьбы. Но ведь простым молчанием нельзя избежать реалий, которых все так боятся. Так что мне не очень понятно, почему народ, называющий себя православным, отмахивается от всего этого.
- Кто-то отмахивается, а кто-то наоборот нагнетает обстановку там, где все спокойно. Вот и получается, что реальным проблемам мы уделяем меньше внимания и сил…
- В том то и суть, что люди часто просто отказываются называть вещи своими именами, отказываются признавать проблемы. Как-то на крупной выставке в Петербурге мы устроили эксперимент. Провели среди гостей опрос по проблеме ювенальной юстиции. Нас интересовала степень осведомленности наших людей. Результаты реально поразили. В то время уже многие православные авторы в своих текстах поднимали эту проблему, по радио и телевидению выходили передачи, посвященные грядущим изменениям в законодательстве. Но в культурном городе из сорока пришедших о «ювеналке» слышали только два человека. Все остальные люди просто отмахивались, как сумасшедшие, даже когда им прямо говорили о том, что опасность недооценивается. Легонько шлепнете ребенка, а потом окажетесь в ситуации, вы и ваш ребенок будете рыдать по разные стороны детского приюта. И никто не сможет помочь. Все это не за горами, механизмы известны. Но на той петербургской выставке люди с раздражением реагировали на тех, кто пытался донести до них информацию об опасности. Это типичная реакция на вещи, которые неприятно слушать. В одной из своих книг я поднимал аспекты ювенальной юстиции, которые пока не обсуждаются широкими массами. История ведь повторяется. Ювенальная юстиция – дьявольская штука, а дьявол – сущность бесталанная, бездарная. Он ничего нового, ничего творческого создать не может. Я сравнил «ювеналку» с системой янычаров, когда христианских детей превращали во львов ислама, которые потом воевали против родного народа, против своей веры.


- Интересная аналогия. Но все-таки не все у нас, привыкли, как вы говорите «отмахиваться». Многие поддерживают ваши начинания, справедливо считая, что, вступая в информационную войну с силами зла, вы делаете богоугодное дело…
- В Священном Писании сказано: все тайное должно стать явным. Через кого-то. Раньше я думал, что мне просто везет - нахожу уникальные архивы, встречаюсь с удивительными людьми, о существовании которых раньше не подозревал. Но сейчас я осознаю, что Господь посылал этих людей. А иногда просто с какой-то забытой полки моей личной библиотеки падала забытая книга, открывалась на нужной странице, и я находил то, что как-то смутно для себя старался сформулировать именно в тот момент. Оказывается, кто-то другой уже замечательно об этом сказал. Так что помощь свыше ощущается, Господь защищает. Без непосредственного участия Бога в моей жизни я бы не смог продолжать творчество. Потому что деятельность эта связана с неприятностями, угрозами и с клеветой.
-По-моему с этим сталкиваются все публичные люди, все те, кто реально что-то делает, а не просто говорит…
-Да, это неизбежно. Затрагиваешь, например, тему масонства, а многие говорят, что раз человек с таким знанием дела пишет об этом, то он сам масон и выполняет особое задание по пиару этой идеологии. Что тут скажешь? Бог им судья. Слава Богу, когда я воцерковился, перестал бурно реагировать на эту грязь. Мне жалко людей, которые клевещут, им тяжело будет. Но человеку, на которого клевещут, эта клевета сплетает нетленные венцы. Это я не о себе говорю. Это универсальный пример. Бывает, что-то тебе активно навязывается, или за твоей спиной о чем-то говорят, а ты этого просто не видишь по своему простодушию. Велика сила простодушия русского человека. Под твоими ногами лежит аспид и хочет ужалить, а ты переступаешь и даже не замечаешь его.
-Давайте коснемся истоков вашего журналистского творчества. Как так сложилось, что от «обыденных» социально-экономических тем вы перешли к духовным и мистическим аспектам?
- Это произошло постепенно. В 90е годы мне довелось поработать на Центральном телевидении. Вспомните, каким было то ТВ. «Сельский час», «Голубой огонек» на Новый Год... Однако уже в начале 90х годов в нашу жизнь стали проникать новые реалии. И мне хотелось на них откликнуться. Мы фактически основали телевизионный жанр журналистского расследования и, не стесняясь, стали говорить о черном рынке трансплантатов, об андронном оружии, о черном рынке алмазов, о крови, которая лилась рекой. Тогда же и возникли страшные проявления сектантства сатанинского плана, когда доходило до ритуальных жертвоприношений. Когда я вел эти расследования, у меня возникало ощущение, что концы с концами не сходятся. По мере воцерковления я стал понимать, что за штампами «нечеловеческой жестокости» действительно скрывалась жестокость не человеческая. Эти злодеяния имели не человеческое происхождение. Все страшное, что происходит в мире, диктуется иным миром, запредельными демоническими глубинами. В этой связи постепенно стал формироваться жанр, связанный с оценкой духовной и мистической подоплеки всего этого. На телевидении вышел цикл передач «Черный ящик», а затем и программа «Тайны Века». В ней я затронул мистические подоплеки нацизма. Это явление было страшно не столько надменной агрессивностью и кровавостью, сколько своей демонической подоплекой. Третий Рейх – попытка построить оккультную, демоническую цивилизацию. Кстати тогда же (начало 90х) был найден особый архив СССР. В основе этих документов содержится информация от западных спецслужб и западных тайных обществ. Это архив о тайной власти, архив с информацией о «параллельной», тщательно скрываемой истории. Материалы, которые я тогда добыл, до сих пор мне помогают в работе.


- А к Вере вы пришли уже будучи состоявшимся телевизионным журналистом, так?
- Да. Со временем я стал вспоминать, как молились бабушки, как верили предки. В роду у нас были священники. Наш дом в Задонске стоит в ста метрах от мощей Тихона Задонского. Но все это оценивалось и осознавалось мной, так сказать, задним числом.
Истинную Веру и получил от Бога в дар. Все началось с сугубо прагматического журналистского проекта. Мне, как ТВ-журналисту, заказали фильм, о паломничестве на Святую Землю. Как раз тогда из Одессы стали ходить пароходы с паломниками. Я два раза проплыл этим пароходом, и очень многое приобрел от этих путешествий. Пароход, как срез нашей церкви. Замкнутое пространство, где ничего не утаишь. Я там увидел многое и потом уже не смущался тому, что есть разные батюшки, разные прихожане, что есть замечательные монахи и монахини, а есть и злые, которые могут сказать в лицо какую-нибудь ерунду. Я понял, что церковь это живые люди. И я встретил по-настоящему удивительных людей церкви. Один из таких - замечательный духовник игумен отец Августин. Он в то время подвязался в Иваново. Человек - златоуст, замечательный проповедник. Именно с этим человеком состоялась первая Исповедь в моей жизни. Он мне говорил вещи, о которых я уже читал, но благодаря ему все это открывалось в новом свете. Ведь просто слова – есть лишь плоть. Я сам со словом работаю, но не имею привычки преувеличивать значение слова. Само по себе слово не решает проблему человека. Но слово, пропущенное через молитвенное сердце, может помочь. Через молитвенное сердце игумена Августина были пропущены слова, которые дошли не до моего холодного разума, а до моего теплого сердца.
-Замечательные воспоминания…
-Да, есть, что вспомнить. Во втором паломничестве, кстати, со мной была моя супруга. Садились мы на пароход со своими мирскими привычками - жена курила, а я за компанию покуривал с ней. Сложилась у нас эдакая журналистская богема. Кстати, у нас уже тогда был ребенок, который постоянно припоминал нам, что мы обещали бросить. Мы, правда, собирались бросать, после очередной чашки кофе и очередной сигаретки. Собирались, но, конечно, не бросали. И вот мы сели на пароход, выкурили по одной. И потом все. Что-то изменилось внутри. Господь показал, что даже без должного усилия воли может помочь. Для нас это было маленькое чудо. Вернулись из паломничества, мы совсем другими людьми. Даже мать моей супруги предположила, что у Светы что-то с головой не то. Света моя все время устремлялась в храм, постоянно молилась, в общем, переживала первый восторг неофитства. А неофитам ведь Господь дает всякие дары и приятности, как детям. Это потом уже надо трудиться, преодолевать тяжелые моменты духовной жизни и вместе с тем не теряться под натиском окружающих. Об этом я писал в своей книге «Бедлам». Книга о том, что мир сходит с ума. Но нужно четко понимать, что безумие перед Богом и безумие перед человеком – вещи абсолютно разные. Н. В. Гоголь в конце жизни при помощи своего духовника стал духовно здоровым, но его записали в сумасшедшие. Люди говорили, что он ударился в религиозный бред и запостился до смерти. А ведь его пример очень важен для каждого из нас, потому что все мы по мере воцерковления сталкивались с этим пресловутым покручиванием пальцем у виска в исполнении своих близких родственников и друзей, считающих, что ты сбрендил. Это все надо пройти. Этот небольшой подвиг нужно выдержать каждому неофиту. Пусть весь мир считает тебя идиотом, сумасшедшим, шизоидом, главное, чтобы Бог тебя таковым не считал. В книге «Бедлам» я сравниваю две духовные судьбы наших литературных классиков - Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого. Толстой, в свою очередь, в нашем советском представлении остается крепким мужичком в рубахе, пашущим землю, пышущим силой здоровьем. Но ведь в духовном плане именно он сошел с ума. Оставив свое художественное творчество и начав переписывание Евангелие, он стал сумасшедшим перед Богом.
-Тема сумасшествия, видимо, будет актуальна во все времена. Порой лента новостей в социальных сетях наводит на мысли о коллективном сумасшествии. Есть мнение, что для исправления ситуации нашему народу не хватает духовного лидера (возможно, пастыря церкви), вокруг которого люди бы смогли объединиться…
-Я в эти объединения не очень-то верю. Возьмем те же политические партии, они без соответствующих ресурсов не соберут вокруг себя даже трех калек. А Матерь Божья Пресвятая Богородица собрала вокруг своего пояска миллионы людей. Это вызвало дикую реакцию ненависти по «ту сторону баррикад». Но это не значит, что нам надо в этих условных «баррикадах» участвовать. Объединяться можно и нужно, но только вокруг приходов, вокруг общин, не надо искать новых лидеров. Не надо преувеличивать значение словесной проповеди. Самая главная проповедь – облик священнослужителя и облик православного человека. Наша жизнь, наши поступки и дела. Возьмем времена Константина Великого. Рассвет православного учения произошел не потому что христиане красиво говорили, а потому что жили по совести. Язычники видели, какие православные, и сами пытались стать верными. Это единственно-правильный путь. Потому что при высоком уровне культуры, при умении жонглировать словами, можно наплести что угодно, нацепив благочестивые мордочки. Но грош им цена, если это всего лишь маски.


-Не могу не спросить о старцах. У вас за плечами больше дюжины поездок на Афон. Общение с подвижниками как-то изменило вашу жизнь?
- «Мой» старец живет в Москве. Москва – самая большая в мире духовная пустыня, ведь пустыня – это место, где происходит битва духовных людей с дьяволом. В Москве подвязаться труднее всего, и, я думаю, что в Москве есть старцы покруче, чем на Афоне. Кстати, когда наш наивный, простодушный православный неофит приезжает на Афон, то он непременно ищет богообразного греческого монаха, бежит к нему, задает вопросы через переводчика. А тот в ответ, как правило, говорит: «Ты откуда? Из России? Есть духовник? А что ж ты меня спрашиваешь?» Надо прилепиться к священнику, который близок твоему сердцу и не «коллекционировать» старцев. Уготовил Господь тебе встречу со старцем - Слава Богу. А нет, так нет. Слава Богу и за это. А то есть люди, которые составляют себе списки старцев. Мол, надо объехать двенадцать старцев… Тут уж, как говорится, комментарии излишни. Я встречал на Афоне замечательных людей, которых иногда и старцами то не назовешь. Тот же молодой монах Антоний, который оказался человеком Святой Жизни. Инок Вонифатий, с которым у меня возникли близкие духовные отношения. Мы с ним ночи напролет разговаривали при свете свечи. Вонифатия преследовали страшные искушения. Он стремился подвязаться в плане Иисусовой молитвы, а это трудный монашеский подвиг. Вонифатию являлся Силуан Афонский, который научил его молиться. Он сказал, молиться надо так «Господи Иисусе Христе сыне Божий» - на вдохе, «Помилуй меня грешного» - на выдохе. И молитв должно быть столько, сколько вдохов и выдохов. То есть молитва как дыхание. И действительно есть люди, которые достигают самодвижущейся молитвы. Они с тобой разговаривают, но при этом молятся, они спят, а молитва идет. Старцы говорят, что эта постоянная молитва – удел ни одних лишь монахов. Этим можно заниматься и в миру, освящая молитвой всю свою жизнь и всю свою деятельность.
-Спасибо за то, что поделились этим рассказом-наблюдением. Думаю, и ваши постоянные читатели благодарят вас не только за интересные художественные сюжеты, но и за реальный жизненный опыт. Вам важны отклики и мнения вашей аудитории? Или все-таки вы пишите больше для себя, для собственного развития, для самовыражения?
-Элемент самовыражения, безусловно, есть. Хочется кристаллизировать свой жанр, выработать язык. Православная публицистика «блещет» суконным языком. Многие блестящие по смыслу тексты представляют собой скучные лекции. Такое изложение искажает их ценность. Так что стараюсь обращать внимание и на форму, и язык.
Но самое главное, конечно, не это. Бывает, что люди подходят и говорят, что мои книги помогли им воцерковиться. Если это правда, если хоть один человек через мои книги пришел в храм, значит я писал их не зря. Но в церковь привожу не я, а Дух Святой. Это все Господь устраивает. Но опять же, если мое творчество выступило в роли капли катализатора, я этому очень рад. Часто наши русские мужчины «лежат на печи» в интеллектуальном и духовном плане, но потом что происходит, и человек вдруг взрывается ярким творчеством и созиданием. Очень важно, чтобы этот «взрыв» происходил. Мы то ведь с вами понимаем, какой у нас потенциал. Ведь наш народ породил великое множество святых. И эта самая лучшая часть нашего народа находится сейчас у престола Божия. Так что в трудные моменты, когда кажется, что все плохо, что пора отступать, нам надо призывать на помощь эту бессчетную рать наших людей, наших молитвенников. Это реальная помощь.
-Точнее и не скажешь. С одной только ремаркой, что молитвенную помощь святых надо подкреплять и собственным трудом, собственным деланием.
- Без этого, конечно, никуда. Я ведь уже говорил о важности личного примера. Не надо оглядываться на других и кого-то копировать. Нашему народу нужно избежать реверансов в сторону западной политкорректности и толерантности. Наша держава создана русским православным народом. Имперский народ всегда жертвенный. Он жертвует материальными благами в пользу других народов, он же гибнет в войнах, за счет этого империя существует и строится. Маршал Баграмян, человек с совсем не русской фамилией, говорил, что если в соединении меньше 70 процентов русских, это не боеспособно. И так было всегда. Русские - стержневой народ. И этот стержень немыслим без Православия. Так что наша задача достигнуть хотя бы «пороговой» 10 процентной прослойки православного населения в стране. Это не пустая статистика. История показывает, что когда создавалась Византия, было 10 процентов православного населения. Но эти 10 процентов были закалены гонениями, это были люди такой воли, что на них хотели быть похожими очень многие. Когда падала Российская Империя в феврале 1917 года, было объявлено, что Святое Причастие отныне не является обязательным для военнослужащих. Добровольно причастилось 10 процентов личного состава. Та же самая «пороговая» цифра. В прагматическом плане эти 10 процентов дают возможность нашим православным людям проникать во все сферы деятельности. Это тоже немаловажно, но есть еще один, с моей точки зрения, самый важный аспект, критерий истинности. Я говорю о соответствии Священной Истории. Господь Иисус Христос исцелил 10 прокаженных. Из них поблагодарить Его пришел только один. То есть те же 10 процентов. Это люди, которые, обращаясь к Господу в молитвах, не клянчат здоровья и квартир. Они благодарят и славят Бога за каждый прожитый день. Каждый шаг, который мы сделали в этой жизни, нам дан для чего-то. И каждый шаг требует покаянной молитвы, которая, как говорил инок Вонифатий сродни дыханию. Конечно, не стоит питать иллюзий, что все вокруг вдруг осознают, что молитва также необходима, как воздух. Основная часть населения всегда являлась «болотом». Но именно эти 10 процентов – та самая Соль Земли, которая не дает прокиснуть всему остальному. Нам пока не хватает Соли, и все прокисает. А прокисшее дурно пахнет. Так что есть ощущение, что перед нашим народом закрывается дверь в будущее. Пока еще есть пространство, куда можно успеть пройти. Но времени у нас осталось не так уж и много, так что мы можем просто не успеть… Но Господь долготерпелив. Он всех ждет и всех призывает, так что пока мы живы, жива и надежда. Эта надежда завязана не только на Божьей воле, но и на нашем с вами личном примере. Каждый православный христианин должен жить так, чтобы, глядя на его жизнь, хотя бы один человек пришел к Вере. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Аминь.



*
Текст: Татьяна Боровская;
http://nash-prihod.livejournal.com/10389.html



Другие статьи в литературном дневнике: