О рифмах

Юрий Устюжанин: литературный дневник

Если театр начинается с вешалки, то стихосложение начинается с рифмы. Причем желательно, чтобы рифмы были хорошие и красивые. Если ваши рифмы плохие и уродливые, то лучше пишите белые стихи (если, конечно, умеете).
Чем же отличаются хорошие рифмы от плохих?
Плохие рифмы режут слух (если таковой имеется). Хорошие его ублажают.
Если вы можете отличать хорошую музыку от плохой, вы, наверняка, не читая никаких правил стихосложения, будете использовать в своем творчестве, (или, по крайней мере, будете стараться использовать) рифмы, услаждающие слух.
Ежели вам на ухо наступил медведь, то придется потрудиться, а именно: послушать много хорошей музыки и почитать много хороших стихотворений. В крайне тяжелых случаях придется купить слуховой аппарат.
Хорошие рифмы (они же - точные) предполагают совпадение последних звуков, начиная от последнего ударного. Короче говоря, чем больше совпадает букв, тем лучше. (Исключение составляют рифмы типа \\\\\\\"брат-двоюродный брат\\\\\\\")
Плохие же рифмы (они же - неточные или бедные) содержат в себе звуки,
которые могут взаимозаменяться (например, глухие на звонкие) а так же содержат лишне звуки. Если звуков, наоборот, не хватает - это тоже плохая рифма. К плохим, а точнее бедным рифмам относятся рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи
в одинаковых грамматических формах, так как подобрать такую рифму не составляет труда.
Такими рифмами, к примеру, являются глагольные рифмы на \\\\\\\"ать\\\\\\\" (в словаре более 5500 слов):
летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...;
рифмы из прилагательных на “ой” (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой -
степной - озорной...;
рифмы из существительных на “ание” (более 1000 слов): гадание - желание - знание -
венчание - сверкание - сияние - щебетание...
(Что касается моего творчества, то я с некоторых пор, а именно со знакомства с замечательным поэтом Сашей Габриэлем которое произошло в 2005 году, не использую глагольных рифм вообще.)
По идее, рифмованными словами можно считать слова, в которых совпадает хотя бы одна
буква. Но это будет рифма, которую одновременно можно будет назвать плохой, уродливой,
бедной и режущей слух. Чем неопытнее поэт, тем чаще он использует подобные рифмы, тем ниже качество стихотворения, тем сильнее морщатся читатели которым повезло
с медведями.
Хочется еще упомянуть так называемую банальную рифму - связку слов, относящуюся к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть.
(Вновь - любовь - кровь. Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный. Поздравляю - желаю. Радость - сладость - гадость. Встречи - свечи - плечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы. Век - человек. Чувство - искусство. Ночи - очи.)
Таких рифм надо избегать, хотя иногда использование их может быть оправдано контекстом.
К примеру, я употребила банальную рифму в следующем стихотворении:


Сегодня полная луна...
Не страшно мне
Стоять раздетой у окна -
Гореть в огне.
Задернув занавесок бязь
(Не смей уснуть!)
Протянет Азазелло мазь
И скажет: “В путь!”
Давай на сломанной метле
Взлетим c тобoй -
Уже готовится в котле
Oтвар xмельной.
И по губам сочится кровь?
Гуашь? Вода?
Что там рифмуется? Любовь?
- О, нет!
- О, да!


Очень впечатляющей является авторская рифма - сочетание нестандартных слов или их частей.
(исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского,
наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его,
лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, об двери лбы - не поверил бы)
Давайте обратимся к одному из моих ранних стихотворений
Снова осень. Раздумья пускаются вспять.
Вспоминаю о прошлом, и хочется верить,
Что наступит весна и вернется опять
То, во что я сумела однажды поверить.
Не жалею о прошлом, не плачу о нем,
Хоть и было оно самым чистым и светлым.
Надо жить не прошедшим, а завтрашним днем,
Навсегда отпустив уходящее лето.
Не вернуться назад. Лишь во сне, в забытьи
Я туда уношусь, свои думы оставив.
Так лети моя птица, смелее лети,
В неизвестную даль свои крылья расправив.


Рифма вспять - опять это хорошая рифма, так как в них совпадает целых 4 звука. Произнесите эти два слова быстро несколько раз. Прислушайтесь. Эти два слова как будто сливаются и звучат очень красиво. С другой стороны, эта рифма часто встречающаяся, что немного понижает ее хорошесть.


Титова Элла



Другие статьи в литературном дневнике: