Бочка Диогена

Юрий Устюжанин: литературный дневник

Пошленький стишок студенческой поры на философском факультете:


Жил-был в бочке Диоген,
Он держал в руке свой....


Стишок бил, однако же, в точку: древнегреческий философ-киник Диоген действительно жил в бочке, чем широко известен народу, и действительно, если верить дошедшим до нашего времени легендам о нем, публично мастурбировал. Публичность действий и поступков была его философской аргументацией. Так, в ответ на определение Платоном человека как животного, лишенного шерсти и перьев, Диоген поймал петуха, ощипал его догола и, пустив на волю, торжественно провозгласил: "Теперь ты - человек !" Платон был посрамлен.


Но вернемся к мастурбации. По одной легенде Диоген таким способом доказывал, что в свободе от потребностей и властвовании над ними можно идти как угодно далеко, мужчине можно обойтись без женщины. Согласно другой, мастурбируя, он поглаживал живот и говорил : "Вот бы и над голодом получить такую власть".


Увы, голод был сильнее даже Диогена, философу приходилось иногда и попрошайничать. Но и тут он не унижался, а требовал: "Подайте философу, ведь он вас учит жить, дуралеи !" Греки умели ценить и шутку, и юмор, и дерзость, Диогену подавали.


Может возникнуть ассоциация с бомжами: попрошайничал, жил в бочке, обнажался прилюдно ... Такая поверхностная аналогия принципиально неверна. То-то и оно , что Диоген имел "прописку" и его "адрес" был известен всей Греции: "Афины (потом Коринф), агора (торговая, самая людная площадь - прим. В.С.), бочка (большая глиняная бочка, пифос, в которых греки хранили вино)". Он мог быть богатым и ни в чем не нуждаться - его приглашали властители многих городов, в частности могущественных и богатых Сиракуз. Его звал к себе Филипп Македонский. Но он отказывал могущественным правителям в их стремлении покровительствовать ему, поскольку превыше всего ценил личную свободу.


Диоген не был ленивым бродягой, он трудился, только труд его был своеобразен: он был, если так можно выразиться, практическим философом. Если Сократ вел беседы и диспуты, то Диоген совершал поучительные действия и поступки, как с тем же ощипыванием петуха. Более того, саму свою жизнь он сделал живым учебником, практическим пособием по философии кинизма. Он был и остается, пожалуй, единственным философом, у которого слова и поступки сливались воедино, образуя философию практического действия. В бочке он писал свои сочинения: «О любви», «Государство» («Полития»), «Эдип», «Фиест» (трагедии) и др. И тут же на торговой площади внедрял свое учение. Некоторые легенды о его философских поступках-притчах настолько известны, что давно стали своеобразным мировым фольклором. Так, все знают, что он мог часами ходить днем по людной площади с зажженным фонарем, отвечая на недоуменный вопрос, зачем он это делает: "Ищу честного человека".


Поразительна по силе влияния и значению философская телесная практика Диогена, составлявшая сердцевину его учения. Киник объявлял, что настоящий человек не имеет права быть рабом страстей, алчных разрастающихся потребностей и всяческого "чревоугодия". Человек свободен и потому обязан жить просто и довольствоваться малым. Только тогда он будет счастлив и доволен собой и жизнью. А это, наряду с прочим, значит, что человек должен быть слит с природой, не быть изнеженным и хилым, не быть ее осквернителем и врагом. К тому, что Диоген жил в бочке круглый год, надо добавить, что он ходил босым по снегу, одеждой ему служил простой хитон из грубого полотна, а когда он увидел однажды, как мальчик пьет воду, загребая ее из ручья ладошкой, он выбросил и кружку, поняв, что можно обойтись и без нее. Таков был Диоген, и не день-два, - ради эпатажа или философского куража, - а всю жизнь вплоть до смерти на 90-м году жизни. И это - подвиг.


Философ закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи , запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда. Однажды некий «олимпиец» сказал Диогену:


- Как жаль, Диоген, что ты никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка был бы первым!
- Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
- В каких же это? — не понял атлет.
Диоген ответил :
- Я состязаюсь в борьбе с пороками.


Великое значение философии Диогена и киников заключается в том, что они учили людей не быть рабами роскоши, комфорта и материальных благ, показывали пример власти свободного духа над прихотями потребностей. Свое тело они делали послушным инструментом непритязательной жизни, освобожденной от благ изнеженной цивилизации. Свободе духа и независимости Диогена завидовали даже могущественные властители. Есть целая серия легенд о встречах с Диогеном Александра Македонского. Вот одна из самых известных .


Однажды Александр Великий подъехал к Диогену и сказал:
- Я Александр - великий царь!
- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаст, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.
- Не хочешь ли ты отобедать со мной?
- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру .
- А ты меня не боишься?
- А ты - добро или зло?
- Разумеется - добро.
- Кто же боится добра?
- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя ?
- Отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!
Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: "Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном".


Греки ругались с Диогеном, бранили, он не оставался в долгу, но они также и понимали его величие и любили его. Когда хулиганы однажды разбили его бочку, мудрое городское начальство постановило хулиганов высечь, а Диогену выделить новую бочку. Такова одна из легенд о Диогене.


Похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней - собака (символ кинизма). Другие соотечественники оказали Диогену почет, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано :


"Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава
Вечность саму превзойдет и никогда не умрет!"


На другом памятнике Диогену, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:


"Время точит и камень, и бронзу.
Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!
Ведь ты учил нас довольствоваться малым
И наметил пути продвижения к счастливой жизни!"


Шли века и тысячелетия, а о Диогене человечество помнило. Правда, не всегда понимая его, а часто и вульгаризируя.


Один из печальных примеров такой вульгаризации преподнесли современные психиатры, назвав одну из психических аномалий в человеческом поведении "синдром Диогена". Сама аномалия описана была в 1955 году в исследовании А. Кларка, Г. Мейникара и Дж. Грея. Вот как описан "синдром Диогена" в одном из психиатрических словарей: "Синдром Диогена - термин, означающий клиническое состояние, характерное пренебрежительным отношением одиноко живущих престарелых людей к бытовым вопросам. Чаше всего возникает у активных ранее людей, ориентированных прежде всего на работу и имевших социальный успех. Постепенно, с отходом от привычной профессиональной и общественной деятельности, они перестают заботиться о своей внешности и жилище, кое приходит в запустение и превращается в склад старых и никому не нужных вещей; не уделяют должного внимания правильному питанию, что может вести к истощению и даже смерти. Вместе с тем у них возникают необратимые изменения характера: появляется недоверчивость, необщительность, нереалистичность установок и - главное - негативизм по отношению к людям, предлагающим помощь".


Психиатрам нет дела до эпитафий древних. Ага, ходил в дерюге, жил в бочке, значит больной, назовем-ка такое отклонение «синдромом Диогена».


Но Диоген жил в бочке на самой людной торговой площади (!!!), поближе к людям! Он не сторонился людей, был всегда в состоянии публицистического диспута с ними. И был замечательно социально деятелен - искал человека, переоценивал ценности. Сам синдром точен, но приклеенное к нему название, на мой взгляд, абсолютно некорректно и свидетельствует о философско-исторической некомпетентности психиатров.


Фасцинация образа-символа философа-киника Диогена Синопского будет вечна для человечества, ищущего днем с огнем Человека и понимающего, что довольствоваться малым - единственное спасение в гиперпотребительском мире, провоцирующем в человеке физическое и духовное ожирение И он дал великий пример светского аскетизма ( см.: Аскет 21 - го века ) пусть и в его крайней во многом экстремальной форме.


В. Соковнин



Другие статьи в литературном дневнике: