Вещие сны истории

Юрий Устюжанин: литературный дневник

Вещий сон истории - это «загадочных явление, происходящее в високосные годы и застревающие в сознании народа».
Это событие загадочно, ибо до сих пор непонятно, как змея ужалила поставившего на череп коня ногу князя. Действительно, не опорки же носил князь Олег? Князю приличествуют сапоги, и эта обувь была хорошо известна на Руси. Любому, кто хоть раз в жизни носил сапоги ясно, что эта обувь неуязвима для змей средней полосы России, и для большинства песчаных змей. Не на тропическую же змею наступил Олег, ибо только тропические змеи бьют достаточно высоко, чтобы суметь поразить не защищенную выше колена ногу?

Это событие произвело большое впечатление на современников, раз из короткого сообщения первоначальной летописи выросла хорошо разработанная и детально прописанная легенда, через двести лет зафиксированная летописцем Нестором.


Это событие застряло в сознании народа, ибо через тысячелетие А.С.Пушкин воскресил его в знаменитом стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Необъяснимо, почему эта легенда, а никакая другая затронула в душе поэта творческую струну.

И, наконец, событие приурочено летописцами к високосному 912 году – году Обезьяны, в который и должны происходить события, становящиеся вещими снами истории. Таким образом, начало первого имперского цикла Руси-России маркируется вещим сном истории - легендой о вещем князе, погибшем от своего мертвого коня. Олег, его конь и змея попали в кольцо времени, которое до сих пор действует. Достаточно сообщить этому кольцу энергию простым вопросом – а случайно ли в легенде появляется именно змея?


Вот рассказ известного Евгения Лукина из цикла "Истец всему"


ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ


Хмурым осенним днем лето 6420-е от сотворения мира на холмах близ Киева по вине не родившегося еще в ту пору преподобного Нестора срывалось историческое событие.
- В тридцать три главы летописца мать! - в сердцах выбранился Вещий Олег, приподнимая ногу и оглядывая сапог. - Даже не прокусила! У, гадюка!..
Змея испугано пригнула точеную треугольную головку и, пресмыкаясь от неловкости, снова заползла в конский череп.
- Да, не одолеть ей княжьего сапога... - покашливая, вступился за оплошавшего гада боярин, - Кожу-то, чай, на совесть дубили... Вот ежели бы кобру сюда индийскую! Та, сказывают, на дыбки встает - выше голенища. Могла бы и за коленку уклюнуть... Стопа, колено - все едино нога...
- Эва! - сердито подивился князь, - Где ты под Киевом кобру-то сыщешь? - Насупился Вещий, помыслил, - Может, длань на череп возложить?
- Писано, что в ногу... - кряхтя, напомнил другой боярин.
- Или старый сапог надеть, с дыркой?.. - окончательно расстроившись, прикинул Олег.
Бояре в сомнении уставили брады, неодобрительно закачали горлатыми шапками.
- Невместно, княже...
Высунувшаяся было из конской глазницы змея тоже приуныла и вяло втянулась обратно. Того и гляди в спячку впадет: не лето, чай, осень...
Веший Олег оглянулся. На холмах толпились изрядно озябшие киевляне. там уже все было готово к погребению и великому плачу.
- Пишут, сами не знают чего... - проворчал он, - Ладно! Босиком наступлю! Пусть сами потом как хотят, так толкуют...
Сел на услужливо подставленный ременчатый стул и, сняв с правой ноги сапог, с досадой принялся разматывать портянку.




Удивительно, но я тоже попадал в такое кольцо времени... мне не верят, но рассказик "Собачий Ангел" не выдуман... реальные события имели место быть...


http://www.stihi.ru/2010/02/06/2241


(i)


Ю.



Другие статьи в литературном дневнике: