Проводник Пассажирских Вагонов
Это сейчас можно сидя в уютном офисе разглагольствовать о прелестях разных работ, а тогда мне было совсем не уютно и даже ни фига не весело.
Так, когда же это было?.. Ах, да! Уже пять лет назад! Жуть…
Закончив во втором году технический университет, я даже и в мыслях не допускал, что буду работать по специальности. Вообще, никто в нашей группе не собирался работать инженером на каком-нибудь полуразвалившемся заводе за полунищенскую зарплату в 3-4 тысячи рублей притом, что пенсия родителей тогда была около 1,5 тысяч. Все мы как один видели себя менеджерами в каких-то сияющих кабинетах, в каких-то преуспевающих компаниях, занимающихся непонятно чем, но за реальные бабки. Но фантазии и планы это одно, а жизнь и опыт совсем другое… Короче.
Перебрав все возможные менеджерские должности за год усиленных поисков и испытательных сроков, я остался на мели, на шее у родителей пенсионеров. Кидали «преуспевающие» компании молодого специалиста по-разному, но с одним и тем же результатом – полная лажа. Обещают одно, выясняется другое, через три месяца всплывает третье и т.д. Ну, да, чёрт с ними, хоть уму разуму набрался, да шишек набил.
Весной 2003 года мать поставила вопрос ребром: «Я все понимаю, сынок, но нужно там работать, где деньги платят, а не обещают». И поскольку у неё на железной дороге работал «хороший знакомый» она решила меня туда устроить проводником…. Ага… Даже вспоминать не хочу…
Итак.
Если вы действительно хотите поработать на железной дороге, то начинайте по порядку. Сначала вам нужно пройти «Курсы проводников» в училище при железной дороге (слышал сейчас они тоже платные стали, но врать не буду). Целый месяц как в школе вы будите постигать основы вагонного дела: электрика, водоснабжение, техника безопасности, правила перевозок и т.д. Сдавать зачеты и экзамены, а потом…
Приходит после всех пройденных испытаний начальник (женщина) «Карабульского» поезда и говорит: «Это, конечно, хорошо, что вы всё выучили, только вам это всё не пригодиться на практике. Потому что вы будите заниматься совсем другими вещами».
Хе-хе... «Вещами» – это точно. Но я опять забежал вперёд.
Перед тем как получить допуск к работе, необходимо пройти медицинскую комиссию и «накатать» не менее (короче неделя выходит) стажировочных часов. А мед. комиссия на железной дороге это вам не 086 справка по месту прописки – это целая летопись под названием «медицинская книжка». Чтобы обойти, как сейчас помню 12 врачей, и сдать все анализы с флюорографией нужно запастись железными нервами и слоновьим терпением. Можно пойти двумя способами: платным нелегальным и бесплатным легальным. Легальным – это прийти и занять в пол седьмого утра очередь в ж/д больницу, чтобы попасть к первому врачу хотя бы к десяти часам утра. Но даже при всем вашем желании полностью пройти медосмотр бесплатно всё ровно не получиться. Сами врачи стараются изо всех сил найти в вас какой-нибудь дефект. Дело в том, что без медицинской книжки проводники не допускаются к работе вообще…. И врачи это знают… А нюанс заключается в том, что у проводников (в силу специфики работы) есть своего рода профессиональные болезни (хи-хи-хи), как то например сифилис. Понятное дело на тот момент, я был здоров как бык, но, тем не менее, выложил в общей сложности за все справки, бланки, печати и саму санитарную книжку – 1200 рублей. Я, конечно, мог пойти официальным путём, но загвоздка была во времени. Дело в том, что дата стажировочной поездки была чётко определена. И когда за два дня до отбытия моего поезда, я понял, что не успею пройти ещё двух врачей, вот тогда я и пошёл улыбаться тёте доктору с коробкой конфет и деньгами в кармане. Позже я узнал, что сан.книжку нужно ещё и продлять каждые три месяца. А как это успеть сделать, если перерыв между поездками максимум пять дней? Но потом меня это уже мало волновало, так как я был подкован и натаскан опытными коллегами и знал все обходные пути.
Так… О чём это я? А! Вот! Самое смешное…
После того как у меня на руках были все допуски, корочки, книжечки, перчатки, халат, рубашка, брюки и пр. пр. пр. Я вдруг выясняю, что не прошёл самого главного теста у психолога на проф.пригодность!!! Помните, я говорил про «хорошего знакомого», который сразу устроил меня в училище на курсы? Так вот оказывается, сначала надо было пройти тест на «Психологическую устойчивость» или что-то в этом роде. Я прихожу куда надо, пишу тест, как будто бы только ещё думаю пойти выучиться на проводника. Набираю, чуть ли не заоблачный балл и с этими бумажками иду к психологу. Там, таких как я ещё человек тридцать и она с каждым по пол часа беседует. Под конец дня попадаю к ней на приём. Объясняю свою ситуацию, мол, так и так. Она:
- А почему вы с высшим образованием не хотите работать по специальности?
- Потому что ставка инженера без опыта 4200р., а проводника 5800р.
- Значит причина деньги?
- Ну, не самая главная, но мне надо за квартиру платить, а за год поисков работы накопились определенные долги…
- А вы знаете, что есть рабочие бригады и не рабочие?
- Да, слышал.
- Допустим, вы попали в рабочую бригаду, и бригадир говорит вам делать «китайку», ваши действия?
- Это запрещено правилами пассажирских перевозок. Я откажусь.
- Тогда бригадир не возьмет вас в следующую поездку.
- Постараюсь попасть в не рабочую бригаду.
- Но ведь в не рабочей и не заработаешь?
- А разве официальный оклад за поездку это не деньги?
- Но вам же надо будет окупить затраты во время пути?
- Ну, у меня остались кое-какие сбережения…
- Ну, хорошо. Давайте на чистоту. Почти все бригады у нас сейчас рабочие. Рано или поздно начальник поезда скажет вам брать «зайцев» и делать «китай». Вы всё ровно откажитесь?
- Ну, если на чистоту и нет другого выхода, буду работать как все на свой страх и риск.
- Вот видите!!! Деньги для вас главное! Вы не сможете долго продержаться… И если честно эта работа не для вас…
Вот такой диалог один в один. Хорошо у меня хватило ума не продолжать и не спорить. Поблагодарил за «просвещение» и спокойно вышел, культурно попрощавшись. На следующий день я не увидел своей фамилии в списке допущенных к «элитной» работе. Пришлось опять обращаться к «хорошему знакомому», который внёс меня в список психолога задним числом. Теперь я был полностью готов постигать прелести профессии проводника пассажирских вагонов.
Стажировка по воле случая мне выпала на тот самый Карабульский поезд, к той самой начальнице, которая сразу популярно объяснила «что к чему». В пару меня поставили к моему ровеснику Ромке. Правда, в свои двадцать три он соображал в этом деле куда больше чем я. Что и не удивительно, так как он уже три года катался на Карабульском направлении. Поезд «Красноярск-Карабула» - это три поездки: туда-обратно, туда-обратно, туда-обратно. Рабочая смена проводника длиться 12 часов, то есть, допустим, Ромка в день выходит, а я в ночь, и соответственно на обратном пути наоборот. Правда, в стажировке я был всегда в ночь, так как проверку билетов он мне тогда ещё не доверял. Сразу с первой поездки не обошлось без курьёзов. Дело было в конце апреля и титан надо было топить углём постоянно. Я боялся, что пассажиры ночью замерзнут и «немного» перестарался. В результате уже к трем часам ночи человек пять вывалились в коридор, чтобы хоть как-то отдышаться от «очень тёплого» купе. Пришлось на ходу наружную дверь открывать, проветривать хоть как-то. Вот вам первое нарушение техники безопасности в первой же поездке. Но всё обошлось – никто ничего не заметил.
За шесть дней на колесах, Ромыч научил меня, как правильно делать «китайку», брать «зайцев», и делиться с начальником поезда доходом. В общем, ввёл так сказать в специальность. Сдав вагон, переодевшись, мы взяли по пиву и обмыли мой первый калым. Надо отметить, что Ромка был на удивление порядочным человеком и разделил наш барыш пополам, как напарник с напарником. Хотя моя работа в том рейсе была посредственная и все деньги шли через него. Как сейчас помню, заработали мы 800 р. по 400 на брата. На том направлении это считалось не достаточной суммой для счастья, но у меня как стажера поездка была неоплачиваемой, и поэтому я впервые почувствовал запах живых денег. Теперь я был готов отправиться на Юга… (точнее думал что готов)
Итак. Вы трудоустроенный, аттестованный, допущенный к работе проводник пассажирских вагонов, пришли на свою первую планёрку. Как положено к 8.00 с вещами, продуктами, одетым по форме – всё чин чином. И тут вдруг обнаруживается, что желающих попасть в бригаду в два раза больше, чем рабочих мест в вагонах состава. Начальник поезда (армянин) в первую очередь выбирает «своих» людей, то есть тех с кем он уже давно работает. Потом оставшихся человек пять он берёт из «студентов» - так называют всех тех, кто пришёл работать «на сезон» или настоящих студентов ж/д института на практике. Я, конечно, знал, что всё примерно так и будет, но на душе стало как-то не хорошо... В «пятёрку» с первого раза я не попал, и со второго, и с третьего раза тоже… Приходил на планёрку и уходил, приходил и уходил, приходил и уходил… ни с чем... И только когда 28 мая ввели летнее расписание и увеличили количество поездов «Красноярск-Адлер», «Красноярск-Анапа», вот только тогда-то я и попал в свой первый самостоятельный рейс – 2-го июня!!! А ведь с конца марта я был без денег и работы, в полной неопределенности. Слава богу в напарницы ко мне попала девчонка из нашей группы «студентов» - Инна. Надо сказать оторва ещё та, но характер для данной работы что надо! У неё в глазах светилось: «Где бы что вымутить, стыбзить, обмануть, кинуть?» Одним словом – зашибить деньгу. Но и я был тоже не таким простым типом, каким показался ей на первый взгляд. В общем, мы притёрлись. Она занималась хозяйством «по дому» днём, а я отрабатывал смены в ночь. Она вкусно готовила, курила дурь, ставила пассажиров на место и пила пиво под вечер. А я трезвый следил за безопасностью в вагоне, чтобы после дневных её муток, нас ночью никто не облапошил. И работа закипела…
А работа проводника заключается в следующем.
Один рейс «Красноярск-Адлер» длиться девять суток. Четыре с половиной туда и столько же обратно. Плюс ещё ночь в ДЕПО, чтобы наутро сдать вагон или отправиться «в обратку». Отъезжая от Красноярска и далее через каждые 200-500км. нужно сдавать по 50 р. начальнику поезда за то, чтобы ревизоры не ходили с проверкой по вагонам, а пили у него в купе чай. Ревизоры - это первый враг проводника. Если с ними не поделиться калымом, то они обязательно найдут какое-нибудь нарушение. Сначала кажется чего проще? Содержи вагон в чистоте, проверяй аккуратно билеты и езжай себе спокойно? Ан-нет… Это в теории… На практике это просто невыполнимо. Всегда случаются какие-то идиотские обстоятельства, причём в избыточном количестве. К тому же кроме ревизоров, есть ещё санитарные врачи, пожарная охрана, транспортная милиция, таможенная служба и прочие прилипалы, которым тоже надо кормить семью. Сейчас написал и подумал: «Это же всё государственные структуры?..» Хотя нет, воров и карточных шулеров, контрабандистов, аферистов и цыганок забыл, но об этом отдельно. Теперь далее едим, едим, едим...
Ревизоры вышли в Ачинске, начинаем работать.
Берём из опломбированных мешков комплекты запечатанного (подотчётного) постельного белья и раздаём пассажирам. Комплект стоит 18 рублей, но только для тех, кто это знает или уже ездил аналогичным рейсом с не рабочей бригадой. Для наших же пассажиров комплект сегодня будет стоить 25 рублей. Как выразилась Инна: «В пути же еду покупать будем?». В плацкартном вагоне 54 спальных места – прибыль считайте сами. Только учтите, что не все пассажиры едут от Красноярска до Адлера, большинство садятся и выходят раньше. Едем дальше…
Еще в Красноярске каждой паре проводников выдают «чайку», то есть чайную продукцию. Всякие конфеты, вафли, печенье, чай, кофе и пр. По возвращению в город сумму чайки надо будет вернуть начальнику поезда. Причём независимо от того продал ты её или нет - без разницы. Хоть домой забирай, хоть сам ешь, но 550р. вынь и отдай. Продавать чайку можно по любой цене, на личное усмотрение и жадность. Это хорошо если у вас полный вагон «пионеров», то есть детей разных школ, интернатов, группой едущих отдыхать в лагерь. Тогда ещё докупать придется, чтобы побольше навариться на детских слабостях. А если это рота солдат призывников без гроша в кармане, пьющих исключительно пиво и водку? Тем не менее, торгуем с полой отдачей в любом случае.
Солнце клонилось к закату….
Ночью в пол второго будет Новосибирск и начнётся суета, а сейчас внимательно проверяем всех пассажиров ещё раз и сверяем места с билетами. Пересчитываем по головам каждого, иначе никакая взятка не спасёт – сразу с работы вылетишь по возвращению. С наступлением темноты начинаем избавляться от мусора. Элементарно выкидываем по ходу движения под откос… Конечно, запрещено! Поэтому и надо это делать втихаря, а главное не на ту сторону, где идёт встречный состав – это, я бы сказал, для здоровья не полезно.
Потом, поужинав, я выхожу на ночную смену, и начинается настоящая работа.
Во-первых, это «китай». К этому моменту часть пассажиров уже сдала бельё, и вышла в Новосибе или ещё раньше, а новые люди только сели. Я собираю грязное постельное бельё, выбираю из него самое «чистое». Потом выбираю из разорванных пакетов самый «не порванный» и собираю первую «китайку». Для этого кладу бельё в свёрнутом виде под матрац, слегка спрыскиваю его водой, чтобы лучше расправилось и придавливаю тяжелым предметом. Например, спящей напарницей Инной. Затем через час, другой вынимаю комплект и упаковываю его в целлофановый пакет, который тщательно склеиваю заново обыкновенной зажигалкой и табличкой от вагона. Если склеить не удалось правдоподобно, то втюхиваю его так… Без упаковки. Потому что ночью пассажиры не замечают многих тонкостей проводниковских хитростей. Ну, а главное в этом деле это хорошенько спрятать настоящий новый комплект белья, куда подальше. Потому что ревизоры часто сверяют количество проверенных билетов с количеством оставшегося белья в мешках. Схема вроде бы простая, но запутаться легко. Ещё же есть форма (не помню номер) по которой чётко видно: кто, когда, где, сел в вагон и получил ли он свой комплект. Вот и приходиться держать в голове «свою» и подотчётную бухгалтерию одновременно. Ведь все недостачи в вагоне вычитаются из зарплаты проводника.
Теперь «песня о зайцах».
Зайцы – это ясен пень безбилетные пассажиры. С ними ещё сложнее, чем с китайкой. Во-первых, живого, а особенного спящего или пьяного пассажира спрятать в вагоне почти невозможно. Во-вторых, за зайцев ревизоры возьмут сумму в три раза превышающую те деньги, которые он вам дал перед посадкой. В-третьих, зайца видно при посадке в вагон издалека. Простые пассажиры протягивают билет, а он с неуверенным видом договаривается с проводником. Начальник поезда это всегда замечает (или ему докладывают стукачи) и приходит позже за своей долей. Это на тот случай если ревизоры придут, он вас прикроет и скажет: «Да, зайцы есть. Они там-то и там-то… Вот вам денег столько-то за того и за того». Со временем жадность взяла своё и мы с Инной перестали делиться с начальником – работали в тихую. Но и нервов потратили на измене!!! Врагу не пожелаешь…
В погоне за зайцем. Сцена №1.
В районе Краснодара беру ночью пьяного почти в дупель мужика. Машет пачкой денег передо мной, мол, не обижу! Я так прикинул – ночью ревизоров не бывает, а рублей 600-800 на карман за час пятьдесят минут путевого времени возьму по-любому!!! Ну, да… ну, да… Взять-то взял – семь сотен, а через двадцать минут идут ревизоры, как по заказу. А за это время мой заяц успел в тамбуре лужу нассать и уснул уже на чужом боковом месте возле окна. И вот стою я ни о чём не подозревающий возле служебки, и с пионерами о жизни вату катаю. А «вдоль длинного фронта купе и кают чиновник учтивый движется»… Вот я тогда-то чуть не обделался! Они ко мне в служебку заходят и сразу в лоб:
- Сколько человек в вагоне?
- Хрю… Муууу… 47 было до сих пор…
- Интересно как это? Вот у нас 48 почему-то вышло? Где бланк? Показывай?
Делать нечего я им бумагу достаю, а сам в пол корпуса за дверь вышел и пацанёнка знакомого к себе зову. Смекалка в панике моментально сработала. Хорошо Пашка пионер смышлёный малый попался. Я ему, не поворачиваясь к ревизорам, говорю:
- Дружище выручай меня, а то пропаду!?!
- Да, в лёгкую! Что делать?
- Ты сейчас быстро в следующий вагон иди и жди там минут пять. А когда увидишь, что ревизоры к тебе идут уже, то сразу сюда возвращайся, мимо них не глядя. Если даже что и спросят вдруг, то скажи, за конфетами бегал. Что, мол, в нашем вагоне таких нет.
Пашка с лёту всё сообразил и побежал в следующий вагон. А в это время меня продолжают допрашивать:
- Ну, так как так? Пассажиров 48, а по билетам 47 должно быть?
Я так мысленно думаю, а что терять-то уже:
- Сам не знаю, но, по-моему, их всё-таки 47, а не 48…
- Это, по-твоему, мы две слепые дуры до 48 считать разучились?
- Да, нет… Я вам верю… Может ещё раз пересчитать? Вместе…
Ой, что там было!!! Они один раз прошли по вагону, второй, третий, четвёртый! Потом психанули, наорали за грязь и что-то ещё приплели и дальше пошли. А Пашка как ни в чём не бывало через пять минут вернулся. Так я ему печенья полную сумку насыпал с вафлями и бутылкой газировки на память. Думал больше никогда в тихую зайцев брать не буду. Ага… «Зарекалась свинья…и.т.д.»
В погоне за зайцами. Сцена №2.
На обратном пути взяли мы с Иннкой двух студенток из Боготола до Красноярска за 600р. Надеялись «Ачинские» уже не пойдут шерстить. Но как бы ни так… Нарисовались через сорок минут, аж в вчетвером. Бедные девчонки вдвоём, в отделении топки (летом печку не топят) как кильки в банке простояли добрых семьдесят километров! «Бабули» особо никуда не заглядывали, но спина у меня взмокла хоть рубашку выжимай. Девчонки тоже с юмором оказались и перенесли испытание как приключение. Мы потом с ними ещё в Красноярске пиво пили на радостях.
Это я два самых рискованных примера привёл из заячьей жизни проводников. С остальными как-то попроще было. Даже бывало с зайцем водку пили всю ночь напролёт. И даже от Анапы до Красноярска, через пол страны дочь с отцом довозили без проблем и растрат, но это уже не так интересно и страшно...
Кстати, о страшном…
Ехала как-то с нами в Красноярск одна толстая тётка армянка. Сказала, что паспорт у нас потеряла, что мы ей какую-то справку должны дать… Мигрировала одним словом. Так вот лежу я спокойно днём в служебке после ночи, поезд только тронулся, а Инна чуть ли не орёт уже на весь вагон:
- Паша! Паша! Там Лейла сейчас останется на пироне!!!
Я подпрыгиваю на автомате и к двери, к Иннке мчусь. Подскакиваю и вижу такую картину. Лейла с весом за сто двадцать килограмм, бежит по перрону в наш вагон, хотя уже невооруженным взглядом видно, что не успеет. Мы ей кричим:
- В ту дверь давай! В ближайший вагон!!!
Она кое-как сообразила и в четвёртом вагоне уже за перила зацепилась. Но запрыгнуть не может… Мало того, что в тапочках шлёпает, так ещё и с беляшами в другой руке и сдачей пятьдесят рублей. Это ей продавщица специально протянула подольше, надеясь, что она деньги бросит и побежит. А она в беляши с деньгами так вцепилась, что о них больше думает, чем о поезде. И вот значит Лейла первый раз прыгает на подножку – ни фи га… Второй, третий… ХОП!!! И исчезла под поездом! Только рука одна осталась за поручень держаться…
Инна как завизжит в истерике от такого зрелища!!!
- А-а-а-а!!!
С меня мигом оцепенение слетело. Даже подумать не успел, как стоп-кран сорвал в рабочем тамбуре. Смотрю на пострадавшую, а к ней уже толпа сбегается. Она в щель между пироном и поездом угодила, но, слава богу, руку не отпустила и ноги до колёс не достали. Её быстро вытащили и в вагон затолкали. Коленки, руки, лицо, живот расцарапала, но ничего не сломала, а значит живая... Начальник поезда прибегает:
- Криминал есть? Есть криминал?!
- Нет, все целые.
Показываем пострадавшую. Он сначала посмотрел как доктор внимательно, выслушал свидетелей. А потом как давай на неё орать на своём диалекте. Не знаю, есть ли в армянском языке матерные слова, но мне показалось, что точно есть. Потом меня к себе позвал, и я начал писать первую в своей жизни объяснительную. А пока писал, слушал, как по рации по очереди спрашивали сначала машинист поезда, потом начальник по пирону, потом милиция, а в конце начальник вокзала:
- Что там у вас? Есть криминал?
- Нет, криминала. Нет, говорю! Да… Тут дура одна попалась…с пирожками…
А для тех, кто до сих пор не знает, для чего нужен стоп-кран, хочу одно пояснение сделать. Ни при каких обстоятельствах его трогать нельзя. Только при прямой угрозе жизни или здоровью человека. Только вот как определить эту угрозу? А точнее как потом объяснительную так написать, чтобы она в уголовное дело следом за вами не пошла… Вот вам хи-хи и ха-ха…
Теперь об уголовных делах и криминале.
Был у нас в одной из поездок поваренок Вася. Кадр надо сказать ещё тот, но мы с ним как-то сразу скорешились и до самого черного моря водку пили в вагоне ресторане, где он работал. С ним очень удобно было пассажирок кадрить – характер у него б…цкий был. Замутим парочку и по своим купе разводим.
И вот значит приезжаем мы в Адлер, а как сейчас помню, приходили мы туда в пол десятого утра. Сорок минут на уборку, помывку и пр. И вот он пляж с местным вином, шашлыком, медузами и приезжими отдыхающими девками!!! Познакомились с пятью москвичками (в жизни такого соотношения не было – 2 к 5)!!! Ну, то да сё… Они тоже навеселе… У нас деньги были, мы с ними на банане покатались, потом в море на катере на экскурсию сплавали. Целовались, обнимались… Прелесть, а не девчонки! Потом они нас в гостиницу к себе позвали, но мы им, правда, не сказали, что у нас в 21.20 ту-ту уже в обратный путь. Вася сказал, мол, вина ещё возьмём и подойдем попозже. Ну, и как у Михаила Задорнова «смеркалось»…
Идём по адлеровским узким улочкам я впереди, Васёк чуть отстал. Пьяные конечно, наглые, дерзкие. Я и не заметил, что его уже рядом нет… Оглядываюсь, а он метрах в пятнадцати от меня с местными что-то уже на повышенных тонах выясняет. Я шагаю обратно к нему и вижу, что уже драка начинается. Тех двое и нас двое – вроде вывезти должны по любому. Васёк парень крепкий, его так просто не свалишь. И вот уже не доходя метров пяти, вижу какую-то странную сцену. Один парень, широко расставив руки, скачет вокруг Васьки, но не приближается, а второй стоит между ними как столб и указательным пальцем в землю тычет. А сам главное другой рукой за грудь держится, рот открывает, а слов не слышно, потом ещё секунда другая и на корточки сел. И в этот момент я вижу у Васьки в руках выкидной ножик, которым он всю дорогу хвастался…
Меня как ветром оттуда сдуло! Только помню, крикнул:
- Бросай нож придурок!
А сам уже через закоулки, заборы, ходами, ходами, куда глаза глядят, на всех парусах бегу. Лишь бы на вокзал успеть и в вагон заскочить. Одно дело с Васькой баб цеплять, и совсем другое остаться в Адлере до выяснения «Кто? Где? Когда?» Это ещё хорошо, если в милицию успеешь попасть, а не к местным «аксакалам» под кровную месть. Хоть поступил я как последний трус, но почему-то тогда мне так не казалось. То ли потому что с Василием был знаком всего трое суток, то ли потому что домой хотел вернуться с деньгами и здоровым? Не знаю… Знаю другое. Минут через сорок, уже перед отправкой, Василия в наручниках привели к поезду такие нарядные милиционеры в белых рубашках, в количестве шести человек! Всем райотделом наверно ловили? Когда они пошли к начальнику поезда, я думал за мной сейчас придут… Но Васёк был настолько пьян, что на ногах с трудом стоял, матерился, кричал и скорее всего забыл с кем пил «до того как». Потом начальник поезда вынес ментам вещи и документы Васька, и они увели его в неизвестном направлении. В Красноярск он не вернулся, и больше о нём никто ничего не слышал. Странно… Сейчас меня мучает что-то наподобие совести, но тогда ничего подобного не было. В поездах дальнего следования многие чувства просто атрофируются.
О чувствах.
Первое чувство которое испытываешь отъехав от дома – это одиночество. Не знаю у кого как, но у меня оно было во главе всего. Чужие люди, чужие места, чужие нравы, акценты речи, обычаи – всё чужое. Постепенно конечно привыкаешь и начинаешь обустраивать своё внутреннее пространство, заполняя его временным содержанием. Всё становится близким и понятным, но одноразовым. Одноразовая китайская лапша, чай, постельное бельё, одноразовые друзья, одноночные подруги и т.п. Как говорил Достоевский: «Человек существо ко всему приспосабливаемое». И я тоже со временем научился скрашивать свой быт. Смены у меня были в основном в ночь, поэтому все приятности я получал ночью. В первую очередь это секс. Нет, конечно, рассказы пассажиров тоже увлекательные и неповторимы по своей откровенности, но болтовня болтовнёй, а инстинкт инстинктом. Секс – он и в поезде секс.
Вариант №1 Лягушка путешественница.
Есть такая категория женщин. Я их так называл для простоты понимания сути их характера. Они могут ехать как в прямом (к морю), так и в обратном направлении. По большому счёту им всё ровно куда ехать, лишь бы за новыми впечатлениями и ощущениями. Они просто любят трахаться. Конечно, они никогда не признаются в этом, но в итоге ночи я это сам уже вижу. Такие обычно одинокие или разведенные девушки находятся как бы «на пути к мечте». Вот-вот-вот-вот и у них всё скоро получится, и будет сверкать на солнце бриллиантами в волнах, чуть ли ни Карибского моря. Они свято верят в удачу, счастливый случай, во всём видят знаки и приметы. Притом, что зачастую имеют образование 10 классов, и живут в лучшем случае в каком-нибудь районном центре, но непременно скоро их позовут на Канары. Смешно наблюдать, как они рассказывают о своём прошлом и будущем в служебке плацкартного вагона. Хотя и у них есть определённая цель – завязать выгодное знакомство со спонсором, который бы их кормил, поил и любил. Мне кажется за один такой круиз по стране, у них набирается много «знакомых» и «друзей». Потому что они берут мужчин своим «главным плюсом» – быстрый, безбашенный секс. Одна такая Олеся так раззадорила меня перед Волгоградом, что поезд уже катился по станции и в окна смотрели прохожие, а мы не могли остановиться. То есть закончить начатое… хе-хе. Приятно было выйти перед самой остановкой вагона с таким удовлетворенным выражением лица. Волосы мокрые, рубашка в помаде, брюки «запачканные» чем-то пошлым, но улыбка до ушей. Тетки смотрят на Олеську как на врага народа, а мужики, выходя из вагона покурить, жмут мне руку:
- Молодец, боец! Только дверь в следующий раз нам открой, а мы уж сами тут билеты проверим и всех рассадим, чтобы вам не мешать.
Олеся тоже была видимо, довольна, поскольку дождалась моего следующего рейса и возвращалась со мной обратно до дома. Пришлось взять её зайцем в итоге оказавшимся абсолютно бесплатным, хоть и приятным. Я ещё и ревизорам за неё заплатил. Почти продажная любовь на колёсах получилась, но она того стоила! Хотя не все женщины в пути такие расчетливые. Есть и другая категория.
Вариант №2. Рога и копыта.
Или можно по-другому «привет мужу с юга!»
Две сцены, навсегда изменившие моё отношение к женскому полу. Не то чтобы я раньше этого не знал или не догадывался, а просто не доводилось видеть воочию. Именно тем летом я осознал, почему моя «благоверная» подруга так хотела летом на чёрное море сгонять с тётей и её дочкой (без меня конечно).
Сцена первая – умиляющая.
Забыл название станции… Юрга по-моему. Оттуда нефтяники на вахту отправляются на север дальше. И вот на этой станции молодая мама с дочкой 4-х лет прощаются с отцом семейства. Здоровый, конкретный мужик на джипе им вещи погрузил в вагон и целует на прощание супругу. Так трогательно – сейчас заплачу! Дочку обнял, всё как у людей:
- Как доберетесь, позвони обязательно!
- Позвоню, конечно. Не скучай тут без нас!
Ну, и в таком всё духе, ничего особенного. Проходят сутки, вторые и уже за ночь до моря она спокойно укладывает дочку спать (в плацкарте!!!), а сама в купейный вагон к одному мужичонке командировочному. Если бы я с ним ночью в тамбуре не курил, а он бы так не откровенничал, то может, и не поверил никогда. Они ещё в первый день познакомились и всю дорогу «болтали». Она не могла дочку одну оставить, а у него соседи по купе ещё не вышли. Но как только места освободились они сразу и совокупились! Всё просто и банально.
Сена вторая – киношно-сериальная.
На обратном пути из Адлера, ночью забираем в Туапсе последних отдохнувших. Прощается на перроне парочка. Мужик лет тридцать и дама около того. У неё в руках шикарный букет цветов и сумки рядом дорожные стоят. Она вся в слезах, обнимает его целует, что-то шепчет. Он её так нежно успокаивает, рукой по волосам гладит, целует… Просто Санта-барбара на курортный манер. Я даже значения не придал и не такое видел. Но пикантность момента была в том, что через двое суток она с такими же нежностями встречала своего любимого мужа на Урале. Поцеловала, заулыбалась, взяла под руку и пошли они жить дальше долго и счастливо. А букет так и засох на полке, я от его листьев потом замучился пол подметать.
О своём опыте с замужними распространяться не хочу, потому что описывать особо нечего. Всё как-то просто и стандартно… Даже слишком просто. Вот Серёга из соседнего вагона такую категорию дам, почему-то особенно любил. Может потому, что сам был разведён, а может, домашний уклад вспоминал? Кто теперь с кого спросит…
Вариант №3 Секс с коллегами по несчастью.
Я имею в виду проводников с проводницами. В самом начале мне почему-то казалось, что самый частый секс у меня будет с напарницей или проводницами из других вагонов. В первую ночь перед отправкой я стал невольным свидетелем одной такой сцены. В соседнем купе, почти у меня на виду, проводник со стажем окучивал молодую практикантку. Крики, стоны, пьяные разговоры – в лучших традициях безобразного разврата. Я уже думал, что и сам таким же стану, но позже выяснялись некоторые любопытные моменты.
Во-первых, большинство проводников живут в дороге стабильными парами. Это ещё не семьи, но очень похожи. Потому что в паре гораздо легче работать, когда уверен в напарнице. В вагонной среде воровство среди «своих» самое обыкновенное дело. Только отвернись и тут же что-нибудь сопрут. От чайной ложки до личных денег – элементарно. Никто никому не доверяет вообще. К тому же в «семейной» паре вероятность подцепить заразу сводиться к минимуму, а в свободных похождениях и двух рейсов не протянешь. Я, например, уже с первой поездки привёз «букет любви» на причинном месте.
Во-вторых, и для меня это был главный фактор. Если ты просто переспишь с напарницей, а работать и жить с ней дальше в бригаде не собираешься, она с удовольствием сядет тебе на шею. Ты будешь работать за двоих и днём и ночью. Так у меня получилось по пьяной лавочке с Наташкой. Сначала просто заигрывал, а на обратном пути переспали на вторые сутки. И оставшееся время я только и делал, что вкалывал за неё. Она стала считать, что две палки ночью и дневной минет перед сном – это и есть её работа. Я, конечно, мог встать в позу, но тогда бы по составу поползли разные слухи и обстановка испортилась бы окончательно. Как говорил мой шеф: «Не трахай, где работаешь и не работай где трахаешь». Именно по этому принципу я выбрал самую любимую категорию девушек…
Вариант №4 Железнодорожный экстрим.
Я занимался именно этим направлением, потому что оно мне больше остальных пришлось по душе. В этом виде секса могут участвовать любые категории женщин. Главное их отличие от всех остальных разновидностей особей женского пола – это фраза, которую они говорят, лёжа голыми в служебке, после всех телодвижений:
- Всегда хотела попробовать это с проводником (или в поезде)…
Обычно это молодые девушки от 16 до 22, которые только начали набираться опыта на сексуальном поприще. И как один из вариантов в сексуальной карьере их привлекает одноразовый секс с незнакомым человеком, в необычном месте, тем более что шанс встретиться вновь равен нулю. Позже я выяснил главную причину такой дикой женской страсти. Для любой девушки (и не только в поезде) очень важно, чтобы о её похождениях никто никогда ничего не узнал. Если захочет она сама похвастается подружкам, если захочет вообще… Репутация женщины в нашем обществе всегда напрямую зависит от сплетен и слухов преследующих её по пятам. И в её интересах пресечь все разговоры на корню. А в поезде люди видятся первый и последний раз, тем более, если девушка едет куда-то одна (без подруг и родственников).
Эх, какие это были девчонки!!! Никогда бы не подумал, что этим можно заниматься: в купе, в плацкарте, на узком столике проводника, в тамбуре и на второй полке!!! Сам эффект того, что кто-нибудь может случайно вас обнаружить необычайно заводит! Моей первой экстрималке было всего 16 лет. Но она с таким рвением пыталась посидеть в купе проводников, что я ни сразу понял, чего она добивается? Вот, что значит отправить дочку на каникулы к бабушке одну. Всего-то двенадцать часов проехала…
Потом ещё были две «супер-модели», рассказы которых были похожи на две копии из ксерокса:
«В 199… году выиграла конкурс мисс-(красота, привлекательность, обаяние, очарование), потом пригласили работать в (Московское, Питерское, Забобоновское) агентство. Там меня заметил один очень-(богатый, известный, состоятельный) мужчина (олигарх, депутат, промоутер, директор) и пригласил работать (секретарём, помощницей, любовницей, иждивенкой) к себе в (корпорацию, фирму, Госдуму, магазин, ларек). Я его очень любила, но у него была (жена, подруга, любовница, спутница), к тому же дети (один, двое, трое, четверо). Он хотел всё бросить и уйти ко мне, но я не стала разрушать его жизнь и ушла. А он мне оставил (квартиру, машину, шубу, фотографию на память). Но я не жалею ни о чём, потому что это было чудесное время и я обрела много (друзей, знакомых, связей, новых впечатлений).
Какое же это уникальное зрелище! Модель, выходящая из купе в бытовуху плацкарта, в шёлковом халате с драконами и тапочках с пушистыми помпонами!!! Меня тогда ещё тянуло на них, потому что бывшая подруга была из «той же оперы». Но все они никогда не сравняться с девятнадцати летней Маринкой, с которой мы бегали по всему составу, играя в прятки. Увлекательная игра молодых извращенцев, в которой главный приз нашедшему – стриптиз на том же месте где нашёл. Именно Маринка сказала, эту ставшую давно хитом фразу:
- Ты у меня второй…
То же мне Алегрова нашлась… Хотя по неопытности и ненасытности звучало правдоподобно.
Вариант №5 Стенка на стенку.
Это когда в каком-нибудь вагоне едет группа пионерок, спортсменок, студенток или просто подружек. И так удачно совпадает, что например мы с вышеупомянутым Василием, пьем по соседству. Знакомимся, разговариваем, флиртуем… Это не проходит незамеченным Серёгой из соседнего вагона. И вот уже трое на трое начинается беспредел в купе, рассчитанном на четверых. Кто-то выходит покурить, в это время кто-то начинает раздеваться. Потом те, кто вернулись, присоединяются от безысходности (свободных купе нет) к начавшим трахаться, а потом уже и меняться подругами. В этом деле главное самому не пить, а студенток спаивать. А ещё важнее следить за Серёгиными порывами ревности – он по пьяни морду бить любит очень. Ему без разницы проводник, пассажир или начальник поезда. Просто он сам из мест не столь отдаленных освободился три года как… Но в целом всё проходило без осложнений. Правда групповуха – зрелище угнетающие… Это же не немецкие порнофильмы с сисастыми блондинками, тут теснота, вонь носков, запах спермы вперемешку с перегаром. Но молодость на то и молодость, чтобы мелочей не замечать, а может просто водка скрывает недостатки. Всё что в жизни впервые случается – всё чудесным кажется.
Ну, хватит, наверное, разврата, вспомним о самой работе проводника. На чём на самом деле делаются деньги? Если не считать оклад за нормо-часы, то калым в основном идёт на посылках… или по-другому
На деревню дедушке за разные коврижки
Этот способ зарабатывать, наверное, только в России так популярен. Навряд ли кто-то за границей захочет передавать материальные ценности неизвестному лицу без всяких гарантий под свой страх и риск, да ещё и с доплатой. То ли у нас посылка дороже обходиться почтой то ли долго доставляют – не могу сказать. Но факт в том, что почти на каждой станции есть желающие отправить с проводником какой-нибудь груз. Это может быть что угодно: вещи, гостинцы, подарки съедобные и несъедобные, дорогие и не очень, опасные, контрабандные, ядовитые и даже наркотические… В общем всё, что нужно доставить из пункта А в пункт В. А самой главной проблемой в перевозе посылок является их размер и вес. Не помню точно, но это что-то не более 32 кг. и по размерам не больше обычной дорожной сумки одной. Это считается личными вещами проводника и больше ему брать ни в коем случае нельзя. А как хочется!!! Ну, тут тоже свои нюансы. Например, это может быть конверт с деньгами или документами. Его спокойно положил в карман, взял 300р. с человека и поехал спокойно хоть до самой Анапы. Никто обыскивать не станет. Как говорят американцы: «Easy money» (лёгкие деньги). А в другой раз дадут три сумки, каждая чуть ли не пол центнера с всякими плотно упакованными шмотками. Их бы по-хорошему надо было бы распаковать да по разным углам рассовать, но опять нельзя! Скотч перережешь, потом обратно фиг склеишь. Так они сволочи место экономят. Вот и приходиться добрых или ставших знакомыми пассажиров просить себе под бок сумочку приютить. А ведь откуда нормальный пассажир должен быть уверен, что в сумке не бомба та же самая или не гадость, какая? Да и вообще он за место заплатил и не обязан в своё багажное отделение всякую дрянь совать. Но, тем не менее, и с такими грузами работали, когда через Казахстан проезжали. Там граница и таможенный контроль по вагону ходит. И там этих челноков просто как муравьев с сумками и баулами. Все что-то тащат и тащат – туда сюда, туда сюда. Там не то, что сумки, там самих казахов прятали на третьи полки и закладывали мешками с бельём! А как за ними менты под вагонами гонялись – смех и слёзы. Ну, заяц погоди, какое-то… Но ради справедливости надо отметить, что все челноки ставки в этой игре знают и если их ловят они спокойно выходят на платформу дают милиции долю и заходят обратно. Бегают от жадности или от бедности. Именно в Казахстане я почувствовал, что в Сибири люди живут ещё очень, очень даже не хило. Было ещё более удивительным наблюдать вездесущих китайцев, которые ехали из Благовещенска в Петропавловск, что впаривать свои вечные одноразовые радиоприёмники, велосипеды и прочую дешевую ерунду, которая ломается сразу, как только отъехал от станции. Тем не менее затраты челноков всё-таки окупаются, иначе бы они не занимались торговлей с колёс и на колёсах. Кстати, мы с Иннкой тоже бывало вытаскивали себе из их сумок по две три пары туфлей, перчаток, маек, кепок и прочей не нужного скарба. Хотя отец до сих пор в тех туфлях ходит, но уже тогда я понял, что вся эта воровская грязь не для меня. Гораздо приятнее было брать конверты с документами или «марками-экстази» для передачи от одного мутного гражданина другому. Это и опаснее и дороже стоит по деньгам. А вот со швейной машинкой размерами 2х1,5х0,7 метра намучились основательно. И от заплаченных нам 700р. отдали ревизорам 500р! Поэтому чтобы не оставаться в прогаре мы выходили на фруктах. Берёшь в районе Горячего ключа вёдер пять черешни, вишни, персиков, яблок и пр. Потом проезжаешь ночь (а лучше две), и продаёшь купленные по 30-70 рублей вёдра по 200-300р. на Урале и доволен жизнью. Правда, однажды был момент «задуматься о вечном». Когда я заношу в служебку две сумки с «не знаю чем», а за мной проходит таможенник в штацком, показывает корочки, и говорит:
- Что у вас в сумках?
- Не знаю…
- Ваши документы? Пройдёмте за мной…
Хорошо, что сразу подбежал хозяин сумок и дал ему денег, а так бы и с рейса снять мог «до выяснения». Иди потом пешком до Красноярска…
Но бояться в пути стоит всё-таки не ревизоров и ментов (с ними можно ещё договориться), а другую касту проходимцев…
Табор на колёсах или кочевая цыганская звезда.
Сколько раз нас не предупреждали, сколько раз с ними не сталкивался, а каждый раз, как в первый – балбес балбесом. Поездки с третьей только освоился. Например, в Краснодар мы приходили рано утром. Пассажиры ещё спят, а эти уже тут как тут. Я ещё только вышел на пирон, ещё только поручни протираю, а она уже за спиной в вагон щемиться. Причём так ловко и так убедительно. Одета в халат и тапочки на босу ногу, а в руках билет железнодорожный (чужой конечно). И с таким видом как будто она пассажир законный из соседнего вагона и ей просто пройти в свой через наш надо. Мол, холодно, далеко идти и вообще не мешай!!! Стоит только на секунду зазеваться, и она за две минуты пол вагона обчистит. Самый ходовой номер это разбудить кого-то из спящих и умолять:
- Вы не разменяете 100 (500, 1000) рублей мне срочно билет купить надо?
Это не учитывая ещё того, что если где-то сумка на виду или кошелёк лежит. Уже позже мы выработали безотказную схему действий. Подъезжая к югу, на любой станции закрывать двери между вагонами и стоять у входа в вагон лицом к пирону, держась за поручни. Всех пропускать только по одному и только по документам. Не удобно, стыдно, но эффективно. Потому что цыганки и при таком раскладе всегда стоят неподалёку и при первой же возможности пытаются под рукой проскочить! Чуть ли как не в футболе между ног у вратаря! За весь сезон эти конокрады пассажиров трое у нас в вагоне обдурили. Тысяч на пять не больше, но всё ровно неприятно. Спрашивать в дороге не с кого… Радуйся, что до места живым доехал. Потому что можно вообще не доехать. За весь сезон я остался при мнении, что самая опасная категория людей в пути это…
Картежные мошенники
Как в той песне из мультфильма: «Говорят мы бяки буки, как выносит нас земля? Дайте, что ли карты в руки погадать на короля…». Самое сильное впечатление произвела, конечно, первая встреча. Это было в Самаре по пути в Адлер.
Стою спокойно на перроне никого не трогаю, проверяю билеты… Вдруг подходят двое. Один старичок такой маленький седой, прилично одет на вид, в белой чистой рубашке, чёрные брюки. Русский, вроде бы, но какой-то особенный… А второй южанин тёмный как ночь и здоровый как лось! Но тоже нормально выглядит, и по внешнему виду не скажешь даже ничего плохого. Вот только плохое сразу и началось:
- Здравствуйте ваши билеты, пожалуйста? – ничто не предвещало беды.
- Здравствуй, парень. Мы тридцать шестая форма. До Сочи довезёшь?
Я ничего не понял сначала… Лишь про себя подумал, что нет такой формы в железнодорожных билетах. А потом решил, что они или МВДшники, или железнодорожники, или ещё хуже тихушники-ревизоры.
- Проходите, - сначала промямлил, потом вдогонку, - а документы у вас с собой?
- Да, да всё есть, всё нормально.
Стою опешивший на платформе, и понемногу в себя приходить начинаю. Думаю… Интересно бабы пляшут? Ну, даже если это ревизоры, то почему они корочки не показали и вообще не к начальнику поезда пошли, а в мой вагон? Даже если они зайцы опытные… Допустим… А где деньги??? И вообще… Получается, что я в вагон непонятно кого и за что запустил??? Очнувшись от секундного гипноза, прохожу в вагон за ними. Они уже у нерабочего тамбура стоят и думают, куда бы дальше направиться. Пока до них шел, вижу, к ним ещё мужик присоединился, здоровый такой и совсем уж нерусский. Пытаюсь повежливее:
- Извините пожалуйста, но вы не могли бы мне документы показать, потому что мне вас как-то отметить надо… Разместить…
Старичок так спокойно в пол голоса:
- Я же тебе говорю тридцать шестая форма мы.
- Вы знаете, я ещё только недавно работать начал и может быть, ещё плохо запомнил все категории билетов… Но, по-моему, такой формы быть не может, потому что их всего двадцать?...
И тут третий из них, далеко не интеллигентного вида на меня надвигается и тоже спокойно так, но убедительно комментирует:
- Ты, что тридцать шестых не знаешь? Картёжники мы… Какие тебе ещё документы?
Тут я понимаю, что это обыкновенные шулера бандиты каталы. Так же понимаю, что встрял не по детски и словарный запас быстро истощился. Но так как я всё-таки был на работе, то автоматически вырвалось:
- Я, конечно, ничего против не имею, но вам надо с начальником поезда договориться. Я не могу посторонних в вагон просто так запускать.
И в этот момент старичок божий одуванчик с тем же слоновьим спокойствием тычет мне в пузо указательным пальцем и говорит:
- Начальник нас знает, мы с ним давно работаем. А ты нам не мешай, а то мы тебя ножичком чик-чик и с поезда скинем, и никто не найдет. Если работа хорошо пойдёт, мы тебя отблагодарим. Если нет дальше пойдем по вагонам… Но ты пока молчи, понял?
Как ни странно после этих слов мне стало гораздо легче дышать. То ли я не поверил, что меня убить могут, то ли просто знал, как «правильно» с таким контингентом общаться? Но ответил так:
- А что тут непонятного, всё ясно. Только давайте сразу так договоримся – я вас не видел, не знаю, и как зашли понятия не имею.
Вот таким нехитрым способом мы с ними и поехали к морю. Они по составу ходок семь сделали. Не знаю, сколько людей обыграли, но ушли довольными. В моём вагоне им как-то не везло, хотя талант у них был ещё тот. Я наблюдал за ними как за актёрами высшей картёжной гильдии. Такой тонкой виртуозной психологической игры – никогда ещё не видел. Так просто и гениально облопошивали людей, что если бы не видел сам, никому не поверил. Сам бы может, сыграть согласился.
Сначала старичок прохаживается мимо как бы скучая от безделья. Подсаживается к выбранным жертвам-пассажирам и начинает издалека. Мол, сам командировочный, еду третий день, делать нечего…
- А отчего бы нам в картишки не перекинуться?
Вроде бы ничего особенного, люди соглашаются. Один раз сыграли, другой, третий, четвёртый. Потом, опять так ненавязчиво:
- А что мы просто так дурака гоняем? Давайте может, по полтинничку поставим, для интереса, азарта?
Игра продолжается, но уже с другими эмоциями. Неожиданно пассажир-лох начинает выигрывать. Ещё, раз и ещё раз…и ещё, и тут… Опять как бы невзначай проходит мимо второй катала:
- О-о-о!!! Мужики, где же вы раньше были? Я уже хожу, второй день не знаю чем себя занять…
Присоединяется, ставит деньги и так далее. Пассажир всё выигрывает и выигрывает, и выигрывает. Потом появляется третий – добивающий катала. Схема та же, но ставки уже крупные. Он начинает разговор с того, что все тут собравшиеся это просто любители, а он в покер (дурака, преферанс, 66) чуть ли не с пяти лет играет. И даже играть не хочет, потому что смысла нет. Ставки мелкие, играть не умеют, соперник не тот, что в его времена был и т.п. В это время его коллеги по цеху начинают не соглашаться и просить сыграть для примера, показать, так сказать, мастер класс. И вот тут я понял саму суть развода.
Даже если до этого пассажир выигрывал, то теперь при многократно возросших ставках у него нет шансов на победу. Ведь не важно кто из шулеров выиграет – деньги уходят всё ровно в команду, а что они уйдут сомневаться не приходится. Разводимый пассажир, почувствовав подвох, начинает отказываться от игры, но на то они и мошенники, чтобы не дать ему такого шанса. В моём вагоне один из таких бедолаг уже начал кричать на весь плацкарт, чтобы вызвали милицию! И только это отпугнуло матёрых катал, хотя и не напугало ни сколько.
Позже я разговаривал с одним из подельников старичка-одуванчика, и он мне поведал много интересного из жизни воров в законе. Например, что им нельзя никогда жениться и работать (в смысле как люди работают). Что у них своя иерархия и законы. Что картёжники очень уважаемые в криминальном мире люди. И что научиться катать – это целое искусство. Я ему поверил и даже не усомнился ни в одном сказанном слове, потому что было видно, что ему самому давно всё это надоело. А самое главное, глядя на него, я первый раз в жизни почувствовал себя полноценным гражданином общества. И даже грязная работа проводника показалась всё ровно настоящей работой, а не одурачиванием людей. Когда он уходил, я почувствовал одно острое чувство, которое запомнил до сих пор – жалость… Я не завидовал ему, не восхищался и даже не уважал, по большому счёту. Человек в сорок два года в моём представлении, должен заниматься чем-то более серьёзным и… Человечным, что ли… С тех самых пор я уже никогда, даже в самые тяжёлые моменты моей жизни, не допускал и мысли, что деньги можно получать каким-то криминальными путями. И планы с грабежами, убийствами, мошенничествами, растворились в моей душе, как обычно рассеиваются юношеские представления о «крутой» взрослой жизни. Именно с той поры мне окончательно перестали нравиться все детективные жанровые фильмы и сериалы, которые с таким упоением смотрел мой отец.
Покидая Адлер
Мне никогда не удавались хэппи-энды в моих рассказах. Именно поэтому большинство из них я так и не опубликовал. Единственное о чем стоит упомянуть так это о том, как я закончил карьеру проводника. Это было уже в конце сентября, на отстойнике в Адлере. Сезон отпусков закончился, и число пассажиров резко сократилось. В Казахстане прошел пик посылок, грузов и зайцев. Отошли фрукты, и возить было уже нечего и некого. Тем не менее, ревизоры продолжали с тем же упорством брать деньги за дорогу. А зарабатывать было уже не на чем. Депрессниковый пессимизм навис надо мной как грозовая черноморская туча. Даже без калькулятора, я мог прикинуть, что вернусь в Красноярск, если не с долгом перед начальником поезда, то уж точно по нулям в лучшем случае. Да и возвращаться было особо не куда. Этот рейс был последним, и количество поездов на юг зимой сокращалось втрое. Шанс попасть в южную бригаду был не велик, впрочем, как и вообще закрепиться за каким-нибудь рейсом без блата и знакомых.
Оставался час до возвращения в Красноярск. Я сидел на ступеньках родного пятого вагона любовался закатом и плакал... Рыдал как школьник, не выучивший урок и получивший заслуженную двойку. Адлеровское солнце, как будто издеваясь, было как никогда прекрасно и ослепительно. Багровый закат, шум прибоя и теплый ветер – все они как будто говорили об одном:
- Парень, что ты здесь делаешь? – спрашивал я сам себя и не мог найти ответа.
Зачем было учиться пять лет, сдавать все эти экзамены, защищать диплом, чтобы просто тупо мыть унитазы каждый день и выгребать оплеванные бычки пассажиров? Зачем? Ради каких денег, благ, удовольствий, чужих городов и морей? Безысходность этой ситуации усугублялась и тем, что в начале года я расстался со своей подругой, с которой мы жили пять лет. По сравнению с ней, да и с любым из моих знакомых и друзей я был полным ничтожеством и неудачником. А это черное, лазурно-синее море только ещё раз подчеркивало моё полное и совершенное одиночество – бескрайнее до горизонта и бесперспективное, на сколько хватало глаз…
И тогда, вспомнив повторяющийся вопрос при приёме на работу:
- А почему вы не хотите работать по специальности?
Я твёрдо решил, что по возвращению в Красноярск во чтоб это ни стало, буду работать инженером. Хоть за четыре тысячи хоть за две. Лишь бы наработать опыта пару лет, а там видно будет! Я знал, какую истерику закатит мать, как будет сложно снова ходить по всем собеседованиям и унизительно смотреть на всех снизу вверх, только потому, что они при деле, а я… а я?… ЧБОМР… Человек Без Определенного Места Работы…
Подводя итоги
Перечитав написанное, я не буду добавлять сюда множество побочных историй и казусов происходивших в пути. Междоусобные разборки проводников и конфликты с проблемными пассажирами оставлю на рельсах как обычный мусор, который я столько раз выбрасывал по ходу движения. Для всего это есть специальные баки на каждой станции. Может быть, стоило упомянуть некоторые любопытные откровения «особенных» пассажиров, которые как перед священником изливали мне душу ночи напролёт? Нет, не буду. Во-первых, я не могу ручаться за достоверность этих историй, а во-вторых, каждый желающий может сам сесть в любой поезд дальнего следования и лично поучаствовать во всех ночных посиделках. Как у Макаревича в песне: «Вагонные споры – последнее дело, когда больше нечего пить…»
Оглядываясь назад вглядываясь в пелену прошедших лет, мне почему-то всё чаще и чаще кажется, что тот год для меня был самым ярким и контрастным по пережитым впечатлениям. Никогда не думал, в такой короткий промежуток времени может быть втиснуто столько ослепительно красивого и отвратительно злого.
И это сейчас можно сидя в уютном офисе разглагольствовать о прелестях разных работ и профессий, а тогда мне было совсем не уютно и даже ни фига не весело.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 19.08.2008. Проводник Пассажирских Вагонов