***

Казачья Нагайка: литературный дневник

В нынешнем сентябре исполняется ровно девяносто лет явления Божией Матери русским войскам в Холмской Руси под городом Августов. Сейчас это территория Польской республики — Белостокское воеводство. Напомним содержание основного свидетельства этого явления.
25 сентября 1914 года газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. “… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…” После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Аналогичное сообщение было и в № 2519 газеты «Колокол».
Это великое духовное событие наша газета уже вспоминала в № 12 за 2003 год: тогда в статье Юрия Сухарева «Свеча Августовская» впервые в церковной печати была высказана мысль о необходимости кропотливого сбора свидетельств для последующей подготовки церковной канонизации образа Божией Матери «Августовская», который по благословению Святителя Макария (Невского), Митрополита Московского и Коломенского, стали писать уже в 1915 году. Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. Процесс написания Августовских икон прекратился вскоре после революции в силу наступившей эпохи воинственного атеизма новых властителей России. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют достаточно многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было уничтожено богоборцами). Об этом же свидетельствуют сохранившиеся листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 года. В последние пятнадцать лет широкое почитание Августовской иконы возрождается в нашей Церкви.
Недавно вышел первый номер нового журнала Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями «Вестник военного и морского духовенства», который возобновил аналогичное дореволюционное издание. В журнале воспроизведена почитаемая в Волгоградской епархии чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Августовская» и помещена статья Андрея Фарберова «Взбранной Воеводе…», расширяющая наши представления о военной обстановке в сентябре 1914 года в районе Августовских лесов.
В № 23 газеты «Победа, победившая мир» за этот год была перепечатана статья из журнала «Вестник военного и морского духовенства» за ноябрь 1914 г. с описанием очень схожего чуда, произошедшего 1 сентября 1914 года под городом Мариамполь, Сувалкской губернии, на границе с Восточной Пруссией. Сообщение это надежно документировано — прислано полковым священником Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка о. И. Стратоновичем. Свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады. Поскольку расстояние между городами Августов и Мариамполь составляет всего около 90 км, а сроки явления и подробности его описания во многом совпадают — Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на Запад — можно предположить, что-либо это было одно явление, информация о котором могла быть несколько искажена при передаче, либо же явление Богородицы было в двух местах в течение одного месяца.
В России разразившаяся война была названа Великой Отечественной или Второй Отечественной. Россия восстала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни, и вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром — и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнились народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы к Господу, Богородице, святым угодникам Божьим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над Крестными Ходами, Богослужениями, Святыми Таинствами Церкви. Народ сознавал, что война — Божий суд, и в бой надо идти с чистой совестью, и шел на фронт, как «на исповедь» — по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани.
Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 года, начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.
В начале сентября 1914 года наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Вероятно, в это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу — явление в небе Божией Матери русским воинам.
Основной удар германским войскам наносила 10-я армия генерала В.Е.Флуга, выполнявшая задачу по вытеснению противника из Августовских лесов. Боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать свое преимущество в тяжелой артиллерии. Как вспоминал впоследствии участник этих боев офицер Генерального Штаба Б.Н.Сергеевский: «…германцы бросили в южном направлении ряд колонн, которые должны были задержать русское наступление. Колонны эти, наступая, совершенно перемешались в лесах с русскими колоннами, из которых одни двигались с Юга, а другие с Востока. В результате получился «слоеный пирог», в котором каждой русской и германской части приходилось действовать вне связи друг с другом и со своим командованием».
Спустя четверть века после Августовского сражения не переставал удивляться происшедшим военным событиям и другой участник боев в Августовских лесах — полковник А.А.Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка: «…17 сентября 1914 года по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне… пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника… Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу, и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта».
Воистину, силен Бог земли Русской!
О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки, на которых было изображено явление Божией Матери с кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». Для увековечивания памяти о Ея чудесном явлении, по благословению Митрополита Московского Макария (Невского), который, как и Император, он причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в Москве в 2000 году, — были написаны иконы Божией Матери. По имеющимся к настоящему времени сведениям, большинство из них было создано в 1915—1917 годах. Но вскоре революционные события надолго помрачили народную память об Августовских иконах.
На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов… (далее идет перечисление пятидесяти двух имен). Приведена дата написания иконы — 1915 года 12-го ноября, высота иконы 107 см, ширина 70 см, выполнена маслом. Есть местное предание о том, что под Августовым Богородица являлась и казакам, о чем, пока нет документальных свидетельств.
Ныне живущие потомки тех донских казаков, что видели Божью Матерь в Августовском лесу, до сих пор хранят воспоминания о жестоких гонениях на тех, кто свидетельствовал об этом Чуде. В годы государственного богоборчества икона «Пресвятая Богородица Августовская» кем-то из верующих была спрятана, а в начале 80-х годов возвращена Русской Православной Церкви теми, кто ее хранил более 60 лет. Она предстала перед молящимися в храме районного центра Волгоградской области — города Фролово. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.
Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них — «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» — находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона — «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном Историческом музее. С 13 мая по сентябрь 2004 года она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914-1918. Опыт воспоминания — память». В календаре «Беларусь Православная» за 2002 год сообщается, что Августовские иконы «весьма распространены на юго-востоке страны… В селе Волотово церковь давно разрушена. Местные жители установили такой обычай: церковью становится хата, куда переносится «Свеча Августовская», где собираются для общих молитв. Затем через полгода-год икона переходит в другой дом. Живая домашняя церковь и ныне крепит веру благочестивых».
Известная православная благотворительница Ольга Николаевна Куликовская-Романова — вдова внука Императора Александра III , которой в юности в феврале 1940 года (в Сербии) в тонком сне было схожее многими деталями явление Божией Матери, — рассказывает ещё об одном Августовском образе:
«Осенью 1993 года иеромонах Сергий (Баженов) благословил меня небольшой Августовской иконой, написанной масляными красками на холсте. На её обороте надпись, несколько повторяющая содержание известной листовки времен Первой Мировой войны с таким дополнением: “Сие изображение написано по благословению Митрополита Макария Московского и Коломенскаго при Благочестивейшем Самодержавнейшем Великом Государе Императоре Николае Александровиче всея России. В память Великой войны с Германией, Австрией и Турцией 1914—1916. Икону писала Ирина Лубнина”. Сейчас эта икона хранится у меня дома в Торонто, но по знаменательным духовным датам я приношу её в наш приходской храм Пресвятой Троицы».
Громадный Августовский образ Богородицы, горячо чтимый местными богомольцами, находится в храме Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в Нижнем Тагиле. Настоятель церкви протоиерей Геннадий Ведерников лично ровно десять лет назад при поддержке О.Н.Куликовской-Романовой добился возвращения этой иконы из местного краеведческого музея. Есть в храмах Урала и Сибири другие Августовские иконы.
Приведенные выше далеко не полные сведения о некоторых эпизодах военных действий в районе Августовского леса и обстоятельствах видения Божьей Матери в небе над ним наводят на мысль о существовании определенных исторических параллелей духовного плана. А именно, — явления в небе Божией Матери происходили и в Первую и во Вторую Мировые войны в ходе боев между русскими и немецкими войсками. Во время обеих этих войн люди православные в тылу и на фронте, а также за пределами нашего Отечества молились о спасении России. После этих Явлений русские войска одерживали в крупных сражениях решительные победы. Через 28 лет немцы пришли в междуречье Волги и Дона, туда, где сокровенно пребывала казачья «Августовская». Именно там разгорелась Сталинградская битва. И вновь, как и в 1914 году, русским воинам, сражавшимся за каждую пядь земли в превращенном немецкой авиацией в руины Сталинграде, в небе явилась Богородица, свидетельствуя о грядущей победе над незваными пришельцами.
У всякого, кто читал о Чудесах Божией Матери в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 года, на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 года, не может не возникать аналогии с явлением Богородицы под городом Августов в 1914-м.
Все вышеизложенное требует уточнения. Не известно точное место первого явления, свидетельство о котором попало в прессу и стало широко известным как «Августовское». Фактически это название относится к победе, а не к месту явления. Требует уточнения и дата (в отличие от второго, условно говоря «Мариампольского» явления, надежно документированного, но практически неизвестного, заслоненного первым). Остаются неизвестными наименование воинской части, в состав которой входил сподобившийся чудесного видения «полуэскадрон», фамилии поручика Р., им командовавшего, и генерала Ш., засвидетельствовавшего Чудо. Поэтому предстоит большая, кропотливая архивная и другая источниковедческая розыскная работа, сбор свидетельств и воспоминаний. В такого рода изыскательской деятельности могли бы принять участие православные России, Украины, Белоруссии, Польши, Германии, а также военные историки и ученые-архивисты этих стран.
Близится 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Грядущий юбилей, как и 90-летие начала Первой Мировой, требуют от нас со всей ответственностью обратить внимание на духовный смысл этих военных гроз, разразившихся над нашим народом. Из мозаики достоверных свидетельств истории в период этих двух жесточайших войн должна быть восстановлена для ныне живущих и потомков правдивая картина сокровенной сущности произошедших событий, их взаимосвязи с судьбами Отечества и предвечным замыслом о нем. Есть основания надеется, что, став на этот путь, можно будет обрести многие находящиеся до сих пор под спудом свидетельства Божьей помощи нашему народу в ходе двух Мировых войн.
Широкое народное почитание Образа Пресвятой Богородицы «Августовской», должно привести к общецерковному Его прославлению, что, по нашему мнению, откроет во всей полноте обстоятельства явления Божией Матери во время Сталинградской и Курской битв, в сражении под Кенигсбергом (1945). И теперь, в годовщину начала Первой Мировой войны и явления Божией Матери русским войскам в Августовском лесу в сентябре 1914 года мы обращаемся ко всем православным: посильно помогите делу народного прославления этого образа Заступницы Русской Земли!
Присылайте на info@pobeda.ru доступные вам свидетельства об этом явлении, а также об иконах Божией Матери «Августовская», которые вам встречались в храмах (или в музеях и частных собраниях), о примерах их почитания. Так вы посодействуете сбору материалов, необходимых для подготовки общецерковного прославления этого удивительного Образа Царицы Небесной, чтобы уже на следующий год Православный церковный календарь включал бы в себя праздник Августовской иконы Божией Матери.
О правомерности такой постановки вопроса свидетельствуют случаи исцелений, происходящие от Августовской иконы в Кременско-Вознесенском мужском монастыре на Дону. Эта собирательная, а точнее — соборная деятельность будет содействовать возрождению современных Российских Вооруженных Сил в русле духовных традиций Русской Армии, целительному восстановлению «времен прервавшейся нити». Да поможет всем нам Господь и Царица Небесная!
Леонид Болотин
Юрий Сухарев
Андрей Фарберов
Икона Божией Матери "Августово явление"
(Предыдущий материал)
Эта икона была написана по благословению ныне прославленного в лике святых Митрополита Московского Макария ( Невского ) в 1916 году, а само событие явления Божией Матери произошло 14 сентября 1914 года. Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк двигался к русско-германской границе. Около 11-ти часов ночи Божия Матерь явилась воинам кирасирского полка, видение длилось 30-40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились, наблюдая в темном ночном звездном небе Божию Матерь: в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Ее левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, - в этом направлении как раз двигались войска, и, действительно, через некоторое время им была дарована победа - после боев у Августово. Поэтому это явление Божией Матери получило название "Знамение Августовской победы" или "Августово явление".
Удивительно, что совсем неподалеку от места строительства будущего храма-памятника. на Валаамском подворье, где уже несколько лет назад была освящена часовня во имя Новомученников и Исповедников Российских, явлена эта редкая икона. Известно лишь о пяти изводах этой иконы. Большая их часть находится в восточной России, на Урале, в Сибири. Другой список находится в Канаде - чтится в семье потомков Царственного рода Романовых. Икона была написана в 1916-м году, и, соответственно, до 1917-го года не успела распространиться в большом количестве списков. Кроме того, они уничтожались с особой озлобленностью - как и списки Державной иконы Божией Матери, и икона явления Божией Матери, скажем, в Архангельске Царской армии, - при уходе белых войск с севера России. Тех, кто свидетельствовал об этих явлениях, очень жестоко преследовали - высылали духовенвтво, арестовывали даже детей. И вот к числу этих образов, с которыми велась такая долгая и беспощадная борьба, принадлежит и образ Божией Матери "Августово явление".
Это было одно из злодеяний советского режима. 13 апреля 1941 года под Рыбинском, был перекрыт последний проём плотины, и паводковые воды Волги, Шескны ыыи Мологи стали выходить из берегов, затопляя Молого-Шекснинское междуречье. Вместе с Мологой уходило под воду около сотни сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков...
Молога впервые упоминается в летописи в XII веке. К началу XX века в городе было около семи тысяч жителей, 34 каменных дома и 659 деревянных. Из промышленных предприятий в Мологе находились винокуренный пряничный, булочный, крендельный, свечной да солодовенный заводы. Окрестности были покрыты дремучими лесами, луга давали горы ароматного сена и просторный выпас стадам молочного скота (не отсюда ли название города?) Жили здесь землепашцы, купцы средней руки, ремесленники. Тихо, неспешно жили, истово молились Богу. Золотились купола храмов, звонили колокола, в открытые врата монастырей рекой текли паломники… Разливались-пламенели в полнеба волжские закаты, плескалась волна в лодочные борта – рыбы здесь было видимо-невидимо. И земля эта была изобильна, мирна и благочестива.
По свидетельствам местных историков, советская власть установилась здесь без особого кровопролития. Продолжалась она 18 лет. Поначалу район славился, как прежде, лугами и пастбищами. Жить бы и дальше!
Но 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС — Рыбинской и Угличской. И в этом же году, в сентябре, в небольшой деревеньке Переборах под Рыбинском развернулось строительство. Никого не заботила судьба населенных центров, десятков тысяч людей. Это были времена «великого перелома».
Вот и переломили. Весной 1937 началось переселение мологжан, длившееся четыре года. Стройка века принесла людям неисчислимые страдания. Город Молога стал «русской Атлантидой».
Вот скупая статистика беды. При строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов. Затоплено три четверти территории одного из древних русских городов – Весьегонска. Перенесено старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние, из летописей известные села и храмы, ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.
Но, как бы ни были велики эти потери, главное - изломанные судьбы людей, изгнанных с веками обжитой территории. Из Молого-Шекснинского междуречья были принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч - из долины Верхней Волги. Они оставляли обжитые дома и созданные многолетним тяжким трудом хозяйства, могилы родных и близких. На дно Рыбинского водохранилища ушло почти 27 тысяч хозяйств, более 4 тысяч попали в зону подтопления. О мытарствах переселенцев писалось немало, но следует отметить, что Волгострой им помогал лишь в буксировке плотов - разобранных домов (горожанам кое-что строили в Новолосевском поселке заключенные) - и незначительной компенсацией.
В музее истории города Рыбинска, в архивах был найден рапорт начальника Мологского отделения Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова. Это первый документ, подтверждающий наличие людей на территориях, которые через короткое время стали дном крупнейшего в мире водохранилища. В рапорте лейтенанта НКВД сообщается, что 294 жителя пожелали добровольно «уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища». Согласно рапорту, «среди них были те, кто накрепко прикрепляли себя замками к предметам. К некоторым из них были применены меры силового воздействия, согласно инструкции НКВД СССР». Читаешь такое – и кровь стынет в жилах. Головы им проламывали, что ли? Все ведь могло статься.
14 апреля объявлено днем памяти города Молога.


В этот черный день на плодоносные пажити, мирные улицы, монастырские подворья ринулись ревущие волны и накрыли все.
Современного уровня водохранилище достигло только в 1947 году. Но уже весной 41-го косяки ценных рыб, стремящихся пройти к нерестилищам в реках Мологе и Шексне, вдруг встретили преграду и встали перед ней метровым слоем на несколько километров. Над разверзшейся бездной метались птицы в поисках прежних гнездовий, искали спасения многочисленные животные, взбирались на деревья, на крыши домов - и тысячами гибли, как во время великого потопа. Веками возделываемые поля, долины с медовым разнотравьем, грибные и ягодные леса и дубравы, клюквенные и суходольные болота, озера и реки - все поглотило рукотворное море.
Долгие годы снились уцелевшим родные дворы и пажити. Бессонные ночи проводили в молитвах и тяжких раздумьях верующие, вспоминая оставленные, затопленные храмы и обители.
Теперь самое время рассказать о Леушинском монастыре. Широкой российской публике он известен до обидного мало. Не все знают, что именно здесь была явлена миру икона Пресвятой Богородицы, которую позднее назовут «Спасительницей России». В обители, скрывшейся под толщей вод, просияло бесценное сокровище веры.
У Леушинского монастыря есть своя «тайна». Официально он имел название — Иоанно-Предтеченский — в честь Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, однако такого храма в монастыре не было. Главным же монастырским храмом в Леушино был величественный собор Похвалы Божией Матери. Именно он, воздвигнутый трудами игумении Таисии, и воплощал «великую Леушинскую тайну».
В 1875 году в сельце Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии была учреждена женская община. Поначалу ее возглавила монахиня Софийского Рыбинского монастыря Сергия. В первые годы своего существования община претерпела множество скорбей. Первую начальницу вскоре сменила другая — монахиня Леонтия из Горицкого Воскресенского монастыря. За ней пришла третья… Видя нестроения, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор хотел вовсе закрыть общину. Благословляя в 1881 году монахиню Знаменского Званского монастыря Таисию в Леушино, митрополит Исидор сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою».
Монахиня Таисия в Леушино – как и ее предшественница — столкнулась с происками и хитростями противников, ужасалась, скорбела, наконец, выбилась из сил и решила оставить общину. Так в самом начале могла бы и закончиться история Леушинской обители. В этот решающий момент матушке Таисии явилась Сама Божия Матерь. Это явление, определившее будущую историю обители, игумения подробно описала в своих «Келейных записках».
Во сне она увидела пожар, знаменовавший полыхавшие в обители страсти и скорби. Келейный корпус, в котором находилась матушка с сестрами, грозил вспыхнуть. В этот момент матушка Таисия увидела в окне икону Божией Матери «Скоропослушницы», причем Богородица была изображена вместе со Святым Иоанном Предтечей. Царица Небесная обратилась к Таисии: «Чего вы все смущаетесь, и ты чего боишься? Мы с ним всегда храним Свою обитель! Не бойся, больше веруй!»
Явление Небесной Заступницы открыли матушке Таисии тайну Покрова Божией Матери над Леушино и укрепили ее в несении креста. Она дала обет не оставлять обитель даже до смерти. Отныне матушка смотрела на себя как на послушницу Божией Матери.
Помощью Небесной новая обитель устраивалась на диво скоро. Уже в 1885 году община была обращена в монастырь. В том же году 1 октября — на Покров Божией Матери — его начальница, монахиня Таисия была возведена в сан игумении.
Леушинская игумения возжелала посвятить строящийся собор празднику Похвалы Божией Матери. Проект пятикупольного храма составил известный петербургский архитектор академик М.А. Щурупов (1815–1901). До этого по его чертежам возводились храмы на Афоне, в Санкт-Петербурге, Киеве, Рыбинске, Токио. Прообразом леушинского игумения избрала Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
Перед началом строительства игумения Таисия совершила паломничество в Киев. В Великой Лавре она заказала список чудотворной иконы Успения Божией Матери, принесенной сюда по указанию Самой Пречистой из Царьграда. Вернувшись в Леушино, игумения Таисия сподобилась второго видения Пречистой. В ночь на 27 ноября 1886 года — праздник иконы Божией Матери «Знамение» - она увидела сон: сестры монастыря вышли крестным ходом «встречать идущую к нам Царицу». У игумении в руках было две свечи: малая, догоравшая, и большая, которую нужно было подать Царице.
Та показалась как восходящее солнце. Когда Она вошла в святые врата, в небе - Невидимые Силы, а на земле – сестры запели «Достойно есть». Зазвонили колокола. Таисия зажгла приготовленную большую свечу и, поклонившись Царице, подала Ей. Но к удивлению Таисии, Небесная Посетительница протянула руку не к новой свече, а к малому огарку в руке игумении, сказав: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечу возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на это место».
Это второе Леушинское явление Пречистой Богородицы также стало откровением о том, что Божия Матерь благословляет Леушино как Свой Дом. Явление Богородицы со свечой как бы символизировало слова из Акафиста: «Светоприменую свечу узревше волсви…» 14 июня 1887 года была совершена закладка храма. Строительство продолжалось пять лет и потребовало усердных и непрерывных трудов. Освящение Похвальского собора было совершено накануне праздника Рождества Богородицы 7(21) сентября 1891 при стечении множества богомольцев.
Часть 2
Подобно граду Китежу, всплывала из глуби забвения незабываемая Леушинская святыня. Конечно, затопленный монастырь не вернуть, хотя и есть уже проекты осушения рукотворного Рыбинского моря. Но еще в те времена, когда обитель была цела, в Петербурге, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, было устроено Леушинское подворье.
Оно строилось по проекту архитектора Н. Н. Никонова в 1893 – 1895 годах. Первым настоятелем храма был протоиерей Иоанн Орнатский - племянник «всероссийского батюшки». В написанном сестрами обители иконостасе находилась икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Для Иоанна Кронштадтского, часто служившего здесь, на втором этаже были устроены гостевые покои.
После закрытия обители духовная жизнь переместилась сюда. Женский монастырь реально существовал в центре города под видом прихода почти 10 лет. В 1931 году храм был закрыт, в 1932 году были арестованы последние леушинские монахини. Здание подверглось внутренним перепланировкам, в помещениях церкви разместились производственные мастерские психоневрологического диспансера.
Возрождение подворья – плод трудов и забот приснопамятного Высокопреосвященного Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. В 1995 году Владыка обратился к властям с просьбой о возвращении архитектурного комплекса Леушинского подворья. В 1999 году была зарегистрирована община храма. В июле 2000 года Иоанно-Богословский храм был возвращен церкви, но нижние этажи здания до сих пор занимает психоневрологическая больница. Вначале богослужения проводились на 4-м этаже, возникшем в ходе перестроек 1930-х годов, а с 9 октября 2000 года они совершаются в историческом храме Иоанна Богослова, где столько раз служил сам преподобный Иоанн Кронштадтский. В этот храм вернулись великие Леушинские святыни, бережно сохраненные в годы гонений: выносной Крест с мощами святого Иоанна Предтечи, моленный образ игуменьи Таисии; икона Святой Троицы, написанная на древе Мамврийского Дуба; Свято-Крестовская икона Божией Матери и "Спас Плачущий".
Все эти годы верующие не забывали игумению Таисию и обитель с ее печальной историей. Духовная дочь старца Кронштадтского была удивительно одаренным человеком, в ней явилось все богатство русской натуры, вверившей себя Богу. Духоносная возглавительница большой обители, умелая и рачительная хозяйка, была еще и одаренной писательницей. Она оставила статьи, стихотворения, заметки, дневники. К счастью, наступило время, когда ее творчество стало доступным, и с ним смогли ознакомиться тысячи людей. Явилось множество почитателей ее памяти и таланта. Известно, что общение, община, общность – однокоренные слова. И как от одной свечи зажигается другая, так возникла идея стояния на берегу рукотворного моря в память того, что мы потеряли.
Однажды на берег Рыбинского водохранилища приехали священник и четверо прихожан. Это были настоятель Леушинского подворья священник Геннадий Беловолов с паствой. Они встали на берегу и приступили к молитве. Во время молитвы произошло необычное явление. Из воды всплыло мореное дерево из затопленных Леушинских лесов. Это дерево послужило материалом для изготовления Поклонного креста. К нему сразу стали собираться верующие в память страшной Голгофы-на-водах. Так начались молитвенные стояния о разрушенном монастыре, о всех поруганных святынях Великой Руси.
А 29 ноября 2003 года состоялось освящение первой в России часовни во имя Леушинской иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", именуемой "Спасительница России". Освящение совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.
Новоосвященная часовня расположена на берегу Рыбинского водохранилища в селении Брейтово Ярославской области, которое явило образ трагедии русского междуречья. Попав в зону затопления, старинное село Брейтово было искусственно перенесено на новое место, а исторические здания и храмы оказались на дне. Поэтому именно здесь трудами протоиерея Анатолия Денисова была устроена часовня, посвященная памяти сотен затопленных монастырей и храмов, в том числе знаменитого Леушинского монастыря. Расположенная на высокой насыпи у самой кромки воды в т.н. "зоне временного затопления", она периодически оказывается посреди водной глади, так что ее уже называют "Богородица-на-водах". Внешне она напоминает покаянную свечу, поставленную на берегу. Своими очертаниями и пропорциями она похожа на знаменитый храм Покрова на Нерли. В тумане, стелющемся над водами в предутренние часы, она встает как светлое видение из Царства Небесного.
Память о затопленной Руси выразилась в уникальном двойном посвящении часовни. Она освящена одновременно в честь самого любимого на Руси святого - Николы-Угодника, и во имя иконы Божией Матери, утешительное наименование которой особым образом выражает Ее покров над Русью.
Ко дню освящения Богородице-Никольской часовни храм Иоанна Богослова Леушинского подворья в Санкт-Петербурге принес в дар список Леушинского образа Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", выполненный известным иконописцем Михаилом Осипенко, создателем Порт-Артурской иконы Божией Матери, который тоже прибыл на торжества. Храмовая икона на золотом фоне была выкуплена богомольцами Санкт-Петербурга и Москвы, причем сбор пожертвований осуществлялся по аналогии со сбором на Порт-Артурский образ в начале ХХ в. Как тогда принимали не более 5 копеек, чтобы средства были действительно всенародными, так и ныне собирали не более, чем по 50 рублей ("5 копеек" в пересчете на нынешние деньги). Имена жертвователей заносились в особый синодик, принесеный вместе с иконой в часовню для постоянного молитвенного поминовения.
Икона пришла сюда необычным путем. Ее сопровождал покаянный Крестный ход. Он был начат в храме Леушинского подворья в Санкт-Петербурге и проследовал через Царское село, где в Феодоровском Государевом соборе, в котором молились Царственные мученики, пред Леушинской иконой был совершен молебен. Затем икона была доставлена в Москву, где ее встречали тысячи москвичей в храме святителя Николая Чудотворца в Пыжах, настоятелем которого является протоиерей Александр Шаргунов. Из храма крестный ход проследовал в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где хранится главная святыня Земли Русской - Владимирская икона Божией Матери. После этого икона побывала в храме святителя Николая Чудотворца на Берсеневке, расположенном на берегу Москвы-реки напротив храма Христа Спасителя. Центральным событием пребывания иконы "Спасительницы России" в Москве стал крестный ход по Красной площади. Именно отсюда, из сердца России, образ отправился на Рыбинское водохранилище в свою часовню.


Освящение часовни во имя Леушинской иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы" стало, по сути, местным прославлением этого образа, и теперь икона ожидает своего всероссийского прославления.


Последнее, Шестое Леушинское стояние, прошло 6 июля 2004 г. в небольшом селении Мякса Череповецкого района Вологодской области. На берегу Рыбинского водохранилища у поклонного креста собралось более 700 человек, чтобы отметить Престольный праздник затопленного Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Что это, если не торжество православия, не духовная победа поруганной, стертой с лица земли, но не уничтоженной, живой святыни?
И теперь каждый год все участники Леушинских стояний становятся свидетелями чуда. Здесь, на этом берегу плача, сила веры побеждает реальность свершившегося факта. Уничтоженные храмы являют свою благодать всем молящимся.
Сила и величие этой благодати таковы, что, приехав раз, люди стремятся сюда каждый год. Поэтому Шестое Леушинское стояние приобрело уже поистине всероссийский масштаб. Состоялся памятный вечер, на котором выступали представители местной администрации, журналисты, педагоги. Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, напомнил о духовном значении Леушинского монастыря, его роли в истории и о значении созданной в нем иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
По окончании вечера все проследовали к строящемуся храму в селении Мякса. Деревянную церковь на каменной подклети предполагается освятить в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» и игумении Таисии, после ее прославления. Здесь был совершен водосвятный молебен. После молебна крестный ход со множеством икон Божией Матери отправился к берегу.
У старого келейного корпуса Леушинского монастыря, вывезенного перед затоплением и чудом сохранившегося, была отслужена лития по игумении Таисии и всех сестер затопленной обители. Их чистые души, казалось, присутствовали здесь, молились под бледным северным небом.
У Поклонного креста горели свечи. Их свет сливался с закатными лучами опускавшегося за полуостров красно-золотого солнца. Еще одной традицией стало приносить на «берег плача» к Леушинскому кресту не обычные свечи, а обоженные. Уникальная традиция основана на видении игумении Таисии Божией Матери, в котором Леушинская игумения преподнесла Небесной Царице новую свечу, но Пречистая взяла у нее другую - обгоревшую. А по окончании всенощной, начался чин неусыпающего Акафиста. Записки о здравии по традиции были вручены двум монахиням, которые сели в приготовленную лодку и отплыли в сторону затопленного монастыря. Необыкновенно трогательно было видеть удаляющийся по темной воде образ Божией Матери, который они держали в руках, освященный колеблющимся пламенем свечи. Записки пустили на воду, и они поплыли на вечное поминовение в Леушинский монастырь…
Праздник завершился Божественной Литургией в Воскресенском соборе г.Череповца, один из приделов которого посвящен Рождеству Иоанна Предтечи, т.е. также отмечал свой престольный праздник. При этом соборе в 1940-50-е гг. подвизались несколько Леушинских монахинь: пели на клиросе, пекли просфоры. Их незримое присутствие чувствовалось на службе. И казалось многим, что стены величественной Леушинской обители поднялись из воды и незримо окружили молящихся. Будто не было страшных лет смуты и безбожия, не разрушались храмы и монастыри. Чувство духовной победы, возрождения русского града-Китежа охватило всех. Из года в год оно будет собирать людей на глухой пустынный берег Рыбинского водохранилища к Леушинской «Голгофе-на-водах».
Такова эта чудесная история. Из глубины, тьмы и поругания святой образ возник в сердце Родины и собрал вкруг себя тысячи людей. Воистину - «Спасительница России». Будем помнить об этом, вглядываясь в лик Богородицы, такой простой, знакомый и любимый, как будто Она родилась в России, жила среди нас, и мы – Ее дети. Так, в общем-то, и есть. Все мы чада Ее, одни – удачные, другие - не очень. Мать Небесная любит всех и помнит каждого…
Марина Васильева
Одно из самых значительных явлений Богородицы в ХХ веке произошло в то время, когда банда Шамиля Басаева, орудуя в городе Святой Крест, захватила заложников, в том числе стариков, детей и беременных женщин. Кровавые расправы совершались бандитами в районной больнице — там, где когда-то был монастырь...
О жестокости чеченских бандитов довольно долго, но, к сожалению, лишь частично говорилось в средствах массовой информации. На самом деле трагедия была неизмеримо большей — о чем говорят кадры кинопленок, не попавшие на телевидение, в том числе и отснятые самими басаевцами.
Вся Ставропольская епархия во главе с Владыкой Гедеоном и все честные богобоязненные люди в различных точках земли взывали в те дни к Милосердному Богу, славимому в Пресвятой Троице, и к Пречистой Матери Господа Иисуса Христа Богородице и Приснодеве Марии о даровании помощи и заступничества.
В ситуации фактического бессилия власти перед бандитами только чудо могло спасти заложников. И чудо произошло! Когда люди молились о спасении плененных, в небе над захваченной больницей, где томились около полутора тысяч человек, явилась Матерь Божия.
Сама Царица неба и земли милостиво посетила страждущих. Ее видели в городе многие. Есть свидетельство о том, что и сами чеченцы видели Ее и говорили об этом заложникам. Это дает веское основание полагать, что решающее значение в изменении хода кровавых событий в лучшую сторону и оставлении бандой места преступления имело именно заступничество Богородицы, непрестанно ходатайствующей о нас перед Престолом Святыя Троицы.
Итак, различные люди в разное время (!) видели явление Богородицы, начиная от первого дня захвата больницы, а жители соседней Прикумской улицы продолжали видеть его даже в воскресенье вечером. Рассказы очевидцев записаны и документированы. При опросе горожан отмечены некоторые расхождения в деталях, но в главном все единогласны. Очевидно то, что после штурма больницы предстала Владычица наша Богородица и Приснодева Мария на воздухе, молящаяся у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего.
Говорит Вера Владимировна Евтушенко:
— Меня захватили вместе с пассажирами городского автобуса. Потом переводили из отделения в отделение. В субботу нас согнали в терапию и во время первого штурма выставляли в окна с белыми простынями и заставляли кричать: «Не стреляйте!», потом лицемерно благодарили за то, что эти мужчины и женщины, бывшие живыми мишенями, им и себе спасли жизнь.
Когда ночью начался второй штурм, терапия стала дымиться. Нас опять перегнали в кардиологию: кто ползком, кто как мог, в жутком страхе… А утром в воскресенье, 18 июня, приблизительно в промежутке от 8 до 10 часов утра, одна женщина вдруг воскликнула: «Девчата! Смотрите!»
Все осторожно, боясь попасть под пули наших солдат, выглянули в окно, обращенное на восточную сторону, и увидели на небе Крест, как бы облачный. Справа от Креста на воздухе стояла в скорбной позе Богородица, обращенная ко Кресту, молящаяся, в черных одеждах. Но люди были в сильном страхе от обстрела и басаевцев, и, естественно, не могли как следует разглядеть явления Богородицы, только думали: «К чему это? Что это предвещает? Смерть или свободу?» Но видели его как православные, так и атеисты. Видение продолжалось около получаса.
Нет сомнений, что и чеченцы видели Богородицу, и именно это обстоятельство повлияло на решение Басаева освободить заложников. Один из террористов говорил Нине Васильевне Лесновой: «Я видел явление!».
Господь внял молению Своей Матери. 18 июня, в праздник иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», по благословению митрополита Гедеона в местном храме Казанской Богоматери был совершен соборный молебен ставропольского духовенства во главе с протоиереем Павлом Самойленко и архимандритом Александром (Ищеиным). Именно в этот день после молебна Богоматери обстоятельства неожиданно изменились. Злые сердца бандитов заступлением Божией Матери умягчились. Лютый разбойник, до этого отвергавший любые переговоры, принял все условия освобождения плененных людей. На следующий день заложники были освобождены.
После освобождения заложников Нина Васильевна во дворе Казанского храма встретила женщину, живущую напротив больницы: она свидетельствовала, что наблюдала в ночь с субботы на воскресенье 18 июня сияющее, как бы огненное облако, которое опустилось на крышу больницы, а затем растаяло.
Явление Богородицы сопровождалось и иными чудесными событиями. В эти же дни отроку Иоанну, проживающему в Святом Кресте (Буденновске), приснился сон, в котором ему было сказано, что он должен умереть. Мальчик, естественно, обеспокоился и вместе со своей матерью Верой Максимовной пошел в храм, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. 14 июня, в среду, его собирались положить в районную больницу на операцию. Однако хирург был занят и предложил прийти на следующий день. Когда Ваня с мамой уже далеко отошли от больницы, то услышали стрельбу и узнали о том, что она захвачена боевиками Басаева.
Вскоре Ваню отвезли в больницу в Ставрополь, где сделали операцию. Когда он «отходил» от наркоза, то, находясь в полузабытьи, начал вдруг, обливаясь слезами, молиться Господу и Богородице, прося прощения в своих прегрешениях. Затем он стал просить прощения у Всевышнего за всех русских, армян (их много проживает в Буденновске) и за… чеченцев! Молился и о том, чтобы Господь помиловал Россию.
Когда Ваня пришел в себя, то рассказал, что ему снилось будто он — заложник в Свято-Крестовской больнице. Во сне он пережил то, что ему надлежало пережить наяву, но Господь спас его по заступничеству Своей Пречистой Матери.
Все эти дни митрополит Ставропольский Гедеон усердно молился о даровании свободы заложникам. Когда Владыке стало известно о чуде явления Божией Матери, он поручил Свято-Крестовскому священнику исповедовать очевидцев явления. По представлении владыке письменных свидетельств очевидцев иконописцам было поручено создать согласно с этим явлением новонаписанную икону Божией Матери — к сороковинам поминовения 128 убиенных. Всего за 12 дней икона была написана уроженкой Святого Креста, рабой Божьей Ольгой, родной сестрой Вани — в благодарность Господу и Пречистой Матери Его.
Икона была освящена на мощах Святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя и доставлена Крестным ходом в Святой Крест, где и находится поныне в Казанском храме. Празднование явленной иконе «Свято-Крестовская Пресвятыя Богородицы» по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского определено совершать 18 июня.
Случайно ли был избран для нападения бандитами с зелеными повязками на голове город, носивший прежде имя «Святой Крест»? Случайно ли больница, захваченная боевиками, находится на территории бывшего монастыря, который связан с памятью Князя-Мученика Михаила Тверского?
В начале XIV века в кочевой ставке хана Золотой Орды, располагавшейся на берегу Терека, был замучен Благоверный Великий Князь Михаил Ярославич. У князя был выбор: остаться в живых, но навлечь карательный поход ордынцев на свою родину, либо поехать в Орду на верную смерть, предотвращая пролитие невинной крови на Русской земле. Святой Князь стал Первомучеником Православия на Северном Кавказе и одним из его Небесных покровителей.
Когда тело убиенного князя везли в повозке на Русь через город Маджары, располагавшийся на месте Святого Креста, была сделана остановка, и местные христиане попросили на ночь поставить гроб с телом мученика в храм. Сопровождавшие ордынцы не допустили этого и приказали положить тело в хлев. В ту же ночь многие жители видели, что над хлевом поднимался огненный столп от земли до неба, а днем была видна над ним дивная радуга. Это было первое прославление Святого Князя-Мученика.
На месте, где просияли мощи Святого, в прошлом веке был основан Маджарский Воскресенский монастырь, в котором построили особый храм в память о Первомученике Кавказа. Почти через семь столетий после мученичества Михаила Тверского здесь совершилось новое мученичество русских людей. Город Святого Креста, как некогда князь Михаил, так же жертвенно принял удар на себя за всю Россию. Буденновская трагедия продолжила древнюю историю.
Больница, место спасения жизни, стала узилищем, местом мученичества. Люди стали живым щитом злодеев. Власти бездарно штурмовали, потом безвольно выполняли абсолютно все требования боевиков, уже побежденных в горах, обесценивая кровь, пролитую нашими войсками. Такого позора страна наша еще не знала. Думается, что явление Богородицы — это предостережение о том, что и вся Россия, если не покается, превратится в сплошной Буденновск.
Монастырь, над которым, по сути, и было явление Богоматери, стоит на самом краю города. За ним открывается степь. После разгрома безбожниками в тридцатых годах от обители остались только келейные корпуса. Все храмы и стены были разрушены.
К сороковинам памяти невинно убиенных, совершавшимся 23 июля, когда в город прибыла новонаписанная икона Свято-Крестовской Богоматери, после Божественной литургии ее Крестным ходом понесли по улицам к монастырю-больнице. Наверное, еще ни одно событие здесь никогда не собирало столько людей воедино. Над городом плыло бесконечно повторяемое песнопение «Пресвятая Богородица, спаси нас!». В центре Воскресенского монастыря перед Свято-Крестовской иконой был освящен большой куб из черного мрамора с выбитым поминальным крестом и надписью: «Жителям г. Св. Креста, невинно убиенным от бандитов 14-20 июня 1995 г.»
На месте разрушенного монастырского храма по благословению митрополита Гедеона был совершен чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь Святого Князя Михаила Тверского, кавказского Первомученика. На закладке присутствовали главы администраций многих городов Ставрополья. Икону Михаила Тверского с частицей мощей держали представители свято-крестовского казачества. Архимандрит Александр, настоятель Казанской церкви, высказал свое желание обязательно возродить и сам Воскресенский монастырь — первый на Северном Кавказе. Может быть, закладной камень храма станет началом возрождения обители — отныне дорогого для всей России места паломничества.
Закончился Крестный ход на городском кладбище, где у 128 новых восьмиконечных крестов над свежими холмиками могил была отслужена панихида и несколько раз помянуты поименно все невинно убиенные. Эти кресты на могилах по внешнему виду и пропорциям удивительно напоминают тот Крест, перед которым молится Богоматерь на Свято-Крестовской иконе. Крестный ход стал явлением и прославлением новонаписанной иконы. Будто Сама Божия Матерь прошла по скорбящему городу, всех утешила, всех помянула. Сама положила камень в основание обители.
События в Буденновске называют трагедией. Точнее было бы назвать Голгофой. Трагедия — безысходна. Голгофа — венчается Воскресением! Теперь особым смыслом наполнились названия города и монастыря в нем. Город Святого Креста (который требует сегодня вернуть себе истинное имя!) стал русской Голгофой. Здесь был воздвигнут Русский Крест.
Здесь совершилось явление славы Божией. Здесь явилась Божия Матерь. и в храме Казанской Богоматери будет храниться образ Свято-Крестовской Богородицы. Здесь заложен храм в честь Первомученика Северного Кавказа русского Князя Михаила Тверского.
Буденновская трагедия — не просто политическое событие. Мученическое убиение православных людей — история православной России. Град Святого Креста стал откровением судеб Божиих о России. Здесь было открыто, что Россия — на Кресте, и ее распятие достигает какой-то высшей, страшной точки, когда окончательно должна быть определена ее участь. С кем она? Умрет или воскреснет? Когда должно быть произнесено великое слово — «Свершилось»? Когда будет испита до дна чаша нашего страдания, что уже столько лет пьет русский народ?
Здесь было открыто людям, что Божия Матерь молится со слезами Сыну Своему пред православным восьмиконечным крестом о помиловании России. Наша надежда — на молитву Богоматери перед Господом.
Иерей Геннадий Беловолов, Евгений Золотаревский
Тропарь Божией Матери перед Ее иконой Свято-Крестовской
Чрез святую Твою икону, явленную нам на Кавказе Тобою, о Владычице, люди града Святого Креста от страшного агарянского нападения чудесно свободила еси, благая Вратарнице! Пленение, скорбь и узы в радость и свободу пременила еси, Скоропослушнице наша. Молим Тя, Матерь Божия, и на будущее время защищай всех нас, на Кавказе живущих чад Твоих, от нашествия агарянского, непрестанно молящеся у Креста Сына Твоего, Всенепорочная.
Кондак Божией Матери перед Ее иконой Свято-Крестовской Глас 8
Якоже дивным видением многими стоящую Тя на воздусе у Креста Сына Твоего, Богородице, молящуюся о людех града Святого Креста, в страшной беде сущих, агарянского пленения свободила еси, Благая Вратарнице, сице и на будущее время православных людей Кавказа защищай от нападающих на грады и веси наши, от недуга, неверия, глада и вражды избавляй, непрестанно молящеся о нас у Креста Сына Твоего, да зовем Ти: радуйся, Святокрестовская Божия Мати, всего Кавказа защито и ограждение.
В декабре 1903 г. в Киево-Печерскую Лавру пришел седовласый старец-матрос из Бессарабской губернии — один из последних живых участников Севастопольской обороны. На груди его светил серебром Георгиевский крест. Воин плавал под начальством Нахимова, был тяжело ранен, чудом остался жив... И вот, во исполнение данного обета, пришел поклониться мощам угодников Печерских. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился.
И вот, во исполнение данного обета, пришел поклониться мощам угодников Печерских. Он рассказал о необычайном видении, которого удостоился.
В одну из ночей старик был разбужен необычайным шумом. Он увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом Михаилом и Архангелом Гавриилом. Богородица стояла на берегу морского залива спиною к воде. В руках — белый плат с голубой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный Лик Спасителя. Одета она была в синий хитон, покрытый одеянием коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне; на этот город и был обращен взор Владычицы, благословляющей его образом. Над головою Ее в облаках ослепительного света ангелы держали корону, увенчанную другою короной из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест. Выше на престоле славы восседал Господь Саваоф, окруженный ослепительным сиянием, по которому были видны слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица попирала стопами обоюдоострый обнаженный меч.
Потрясенный старик испытал сильнейшее смущение. Матерь Божия, ободрив его, сказала: «России предстоит очень скоро тяжелая война на берегах далекого моря, и многие скорби ожидают ее. Изготовь образ, точно изображающий Мое явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Ослепительный свет озарил комнату, и видение исчезло.
В Лавре богомольцы рассказывали достаточно разных историй о «чудесах», и рассказ севастопольца вызвал настороженное отношение. Но прошло чуть более месяца, и о явлении Божией Матери заговорили по всей России. В ночь на 26 января 1904 г. нападением японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре началась Русско-японская война.
Вспомнив о повелении Божией Матери, в Киеве начали сбор средств. Уже в первый день число жертвователей достигло нескольких сотен, и было решено — дабы соблюсти между жертвователями равенство, в дальнейшем принимать от каждого лица ровно по пять копеек. Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор был прекращен. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П.Ф.Штронде. Художник отказался от гонорара, и пожертвования были потрачены только на необходимые материалы.
Работа продолжалась около четырех недель, и почти все время возле художника пребывал ветеран-севастополец. Ночное видение он помнил на удивление точно, и такой же точности требовал от иконописца. Порою, не в силах объясниться, забирал у Штронды карандаш, и тот с изумлением видел, как натруженные скрюченные пальцы матроса обретали легкость, нанося без видимых усилий тончайшие штриховые контуры.
На Страстной Седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Верховского. Киевские граждане выражали надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур».
Власти полного адмирала, члена Адмиралтейств-Совета Владимира Павловича Верховского, конечно, вполне хватило бы для «скорейшего и безопасного доставления» иконы по назначению. К тому же, как утверждали, он был человеком благочестивым, ценителем изящных искусств.
На Пасху образ был уже в доме адмирала. Казалось бы, дело за немногим — погрузить икону в ближайший скорый поезд или воинский эшелон, и через 17—18 суток она будет на Порт-Артурских позициях. Но Владимир Павлович поспешности в делах не любил. Несколько дней его дом напоминал модный художественный салон: посмотреть икону заходили генералы, сенаторы, представители властей, старые коллеги по службе... Навестил адмиральскую квартиру и митрополит Петербургский Антоний. Верховский испросил благословения выставить икону («хотя бы на недельку») в Казанском соборе, но владыка напомнил, что законное место ее в Порт-Артуре, и что с исполнением Владычной воли следует поспешить. Адмирал ответил, что ради выигрыша 7—8 дней вряд ли стоит подвергать икону дорожным случайностям. (Последующие события показали, что судьбу иконы как раз и решили эти самые дни!)
31-го марта (в среду Светлой Седмицы) под Порт-Артуром вместе с флагманским броненосцем «Петропавловск» погиб командующий флотом адмирал Степан Осипович Макаров. Его смерть во многом предопределила развитие событий на морском театре военных действий и весь ход войны. тихоокеанцы переживали его гибель как личную катастрофу, а Государь Николай Александрович оставил среди каждодневных своих записей такую: «Целый день не мог опомниться от этого ужасного несчастья... Во всем да будет воля Божия, но мы должны просить о милости Господней к нам, грешным».
Если бы Верховский воспринял эту трагедию как некий грозный знак и поторопился с отправкой иконы!.. Но образ «Торжество Пресвятыя Богородицы» продолжал украшать адмиральскую квартиру; Верховский заказал его список, и на эту работу (ее прекрасно выполнили монахини Новодевичьего монастыря) ушло еще несколько дней.
На место погибшего Макарова заступал адмирал Николай Илларионович Скрыдлов, отозванный с поста командующего Черноморским флотом. Приказ о назначении состоялся 1 апреля; 6-го Скрыдлов прибыл в столицу, и, пока длилась почти недельная череда полагавшихся по чину аудиенций, попечение над «Порт-Артурской» иконой приняла на себя вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Образ после краткого молебна в собственной Ее Величества резиденции (Аничков дворец) был доставлен в салон-вагон адмирала Скрыдлова. Николай Илларионович обещал, что лично внесет его в Порт-Артурский собор.
Адмиральский поезд отбыл 12-го числа. Но, к удивлению многих... снова в Севастополь! Там Скрыдлов пару дней потратил на передачу дел своему преемнику, еще день-другой устраивал по-дорожному семейство с багажом, и лишь 20-го тронулся в путь. Увы, сделал он это слишком поздно! Последний эшелон с боеприпасами прорвался в крепость 26 апреля, разгоняя на стрелках вышедших к полотну японских солдат, за три дня до того высадившихся на побережье. В результате Скрыдлов вместо Порт-Артура оказался во Владивостоке...
Принято считать, что история не терпит сослагательного наклонения. Однако порой невозможно не задаться вопросом: «А что, если?..». Что, если бы лаврские богомольцы не стали связывать свои надежды с Верховским, а твердо возложили упование на всеблагую и всесовершенную волю Божию? Тогда, быть может, история войны сложилась бы по-другому?..
О том, что было дальше, пишет один из современников: «Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы»... 2-го августа (!?) 1904 г. была временно помещена во Владивостокском кафедральном соборе...» Икона была выставлена на поклонение 2 августа спустя почти 90 дней после прибытия во Владивосток. Видимо, за множеством забот Николай Илларионович попросту забыл о ней... Слухи о «сокрытии» командующим «Порт-Артурской» иконы блуждали по городу. Можно представить себе, сколь обострилось недовольство (особенно среди моряцких жен и матерей), когда три крейсера вышли в море на неравный бой с японской эскадрой 30 июля — и адмирал поспешил переложить ответственность на вдовствующую Императрицу — мол, Высочайших указаний не поступало... На телеграфный запрос был немедленно получен ответ Марии Федоровны, и образ перенесли из адмиральского дома в Успенский собор.
Едва ли когда соборные стены слышали столько искренних молений, сколько возносилось их перед образом «Торжества Богородицы» в те дни. «Перед иконою, — писал очевидец, — склонив колена, с глубокой верою, со слезами на глазах молились люди… Морские и сухопутные чины, начиная с простого солдата и матроса и кончая адмиралом или генералом, повергались ниц пред этою иконою и в усердной молитве искали утешения, ободрения и помощи у Пресвятой Богородицы...»
6 августа, в праздник Преображения Господня, Преосвященный Евсевий, епископ Владивостокский в первый раз служил молебен «перед сею необычайною по своему происхождению иконою», предварив его такими словами: «И да не смущается сердце старца-воина, которому было видение, и всех, на средства и по усердию которых сооружена святая икона, что не попала она в Порт-Артур. Господь многомилостив и всесилен, и Его Пречистая Матерь может оказать помощь Артурцам и всем русским воинам, находясь Своим изображением и во Владивостоке, а мы, жители Владивостока, возрадуемся и возвеселимся, имея у себя сию святыню...».
Но чувство неправильности происходящего испытывали практически все русские православные люди. В редакцию «Церковного Вестника» приходили каждодневно десятки писем, вопрошавшие — «Куда делась икона?» Весть о нахождении образа во Владивостоке мало утешила людей. Настроения их наглядно иллюстрирует письмо, направленное в те дни неким «православным военным» адмиралу Верховскому: «Раз икона находится во Владивостоке и не дошла по назначению, она не может подавать благодатной помощи верующим в заступление Богоматери. В настоящие дни наших тяжких испытаний особенно благовременно искать помощи Небесной… и если эта помощь обещана нам при выполнении определенных условий, то нельзя же останавливаться на полпути к тому, что требуется от нас…
Пусть бы икона вверена была рискованному способу доставки ее на место: если действительно было намерение Богоматери через нее явить свою чудесную помощь в Порт-Артуре, то Ее образ дойдет до Порт-Артура; если же не дойдет — подчинимся воле Богоматери, и на нашей душе не останется упрека за невнимание к тому, что через посредство простого моряка изрекается устами Царицы Небесной».
После боя в Корейском проливе 1 августа под началом трех адмиралов оставалось два боеспособных крейсера — «Россия» и «Громобой». И вряд ли Скрыдлов отважился послать один из них на прорыв блокады. Будь он даже человеком действительно верующим, служебный долг обязывал мыслить категориями сугубо практическими — такими, как узлы хода, дюймы калибра и миллиметры брони. А именно в этих узлах и дюймах неприятель удерживал за собою подавляющее превосходство.
Нашлись, однако, люди, которые так не считали. В штабе Скрыдлова составилась группа молодых офицеров-«заговорщиков», душой которой был 23-летний мичман Павел Оттович Шишко. Прорывать блокаду он задумал на маленьком старом пароходе «Сунгари». Отправить икону на нем Скрыдлов, правда, не решился. С нее была снята фотокопия в трех экземплярах, а затем местным живописцем была написана на дереве масляными красками еще одна, в уменьшенном размере. Фотокопии послали почтой в Чифу русскому консулу, чтобы переправить в осажденную крепость китайской джонкой, а вновь написанную решили отправить транспортом. Доставить ее вызвался матрос-доброволец Пленков.
Мичман Шишко, назначенный командиром транспорта лейтенанта А.М.Веселаго и их товарищи предприняли две попытки. Сначала транспорт, нагруженный также мукой и снарядами, был отброшен тайфуном. Вторая попытка сорвалась у самого Порт-Артура, когда на судне уже видели вспышки выстрелов крепостных орудий – помешали дозорные корабли противника. Решили зайти в Циндао и, загрузившись углем, попробовать еще раз, но через день по приходе «Сунгари», туда прибыли миноносцы из крепости, сообщившие о готовящейся капитуляции…
Все это время Успенский кафедральный собор был переполнен народом. Очевидец писал: «Пред иконою «Торжество Богоматери» так же много было молящихся и плачущих, как и в начале августа, после возвращения из боя наших крейсеров... Часто можно слышать с укоризною произносимый вопрос: почему же до сих пор не отправили икону в Порт-Артур?.. Почему не нашелся до сих пор человек, готовый из-за любви к Родине и ее защитникам-героям взять на себя опасную, но вместе с тем высокую задачу — провезти в Порт-Артур икону Богоматери?..»
Такой человек нашелся. Им был Николай Николаевич Федоров, участник Русско-турецкой войны 1877—78 гг., отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, служивший по Дворцовому ведомству в должности делопроизводителя Императорской охоты. Возраст его был за пятьдесят, он страдал ревматизмом, ни о каких подвигах не мыслил, живя себе тихо в Гатчине — пока не прочел в газете, что икона «Торжество Богородицы» вот уже почти полгода пребывает во Владивостоке, и никто не может доставить ее по назначению...
Николай Николаевич, рассказав о своем намерении супруге, сел на поезд и вечером того же дня был в Кронштадте. Позднее он говорил, что на всем пути его странствий с ним случались «малые чудеса», а все сложные вопросы разрешались на удивление быстро, как бы сами собою. «Впрочем, — заключал он, — удивляться тут как раз и нечему. Ведь я прежде всех моих дел испросил благословение у Кронштадтского Пастыря, великого молитвенника земли русской...»
7 ноября Федоров прибыл во Владивосток. И в этот же день адмирал Скрыдлов получил из Копенгагена депешу вдовствующей Императрицы, которая дозволяла «вверить попечение над образом «Торжество Богородицы» г. Федорову».
О доставке иконы по суше через Маньчжурию нечего было и думать. Моряки советовали дождаться второго похода «Сунгари», но Николай Николаевич решил добраться на каком-нибудь судне в Шанхай и далее действовать по обстоятельствам. Нашлось и подходящее судно — норвежский пароход «Эрик». Команда — малайцы, капитан — британский подданный, груз имел адресацию в Шанхай, а время выхода в рейс было назначено на 22 ноября. «…Время до 22 числа, — писали «Епархиальные ведомости», — г. Федоров употребил на приготовление себя к великому и опасному предприятию: он говел, исповедовался и причастился Св. Тайн Христовых...»
Пароход ушел. С надеждой верующие люди России ждали известий, но их не было... 20 декабря 1904 г. Порт-Артур пал.
11 января во Владивосток пришел заказной пакет, отправленный из порта Чифу на следующий день после падения крепости, 21 декабря 1904. Федоров писал: «8 декабря приехал в Чифу. Нашлись китайцы, взявшиеся доставить меня на джонке в Порт-Артур, и 14 декабря в 9 часов вечера я сел в лодку, но проехал всего около 10 верст. Слабый попутный ветер переменился, подул сильнейший противный северный ветер… и мы вернулись при большом волнении в Чифу. 19 числа я намерен был опять выехать в 6 часов вечера, но к этому времени слабый попутный ветер совсем улегся, и пришедшие за мной китайцы заявили, что опять ехать нельзя. 20-го утром пришли 4 миноносца из Порт-Артура… Какова же была моя скорбь, когда я узнал, что они в Порт-Артур не возвратятся, потому что крепость сдается... Неисповедимы пути Божии. Попутный ветер — от Бога, и если я не попал в Порт-Артур, то ясно, что на это не было воли Божией».
Как сказал глава русской православной миссии в Корее архимандрит Павел — «Слава Богу, что нашелся на Руси человек, явивший ту христианскую доблесть и ту веру, в которых — увы! — многие из нас ныне ослабли... История «Торжества Пресвятой Богородицы»… явилась испытанием нашей общей веры, и самое происхождение ее в Киеве так же необычно, как и тот урок, который преподан нам с такою силою в Порт-Артуре...».
После падения крепости Федоров, рассудив, что икона должна быть среди сражающихся войск, перебрался в маньчжурскую армию. До конца войны Порт-Артурская икона находилась в походной церкви главнокомандующего, а в мае 1905 г., волею Божией и трудами многих людей, счастливо избегнув военных случайностей, вернулась во Владивосток...
Во Владивостокской епархии при Владыке Евсевии праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» отмечался 16/29 августа, совпадая с днем Спаса Нерукотворенного Образа. Написан был и тропарь (глас 1) в Ее честь: «Пречистая Богородице, на Небесах благословенная и на земли славословимая, радуйся Невесто Неневестная».
Историки отмечают, что Крымская (1853—56 гг.) и Русско-японская война (1904—05 гг.) имеют удивительное сходство, порою почти детальное. Обе велись на морских рубежах Империи, в обоих случаях центром и символом противоборства была защита приморских крепостей — Севастополя и Порт-Артура, в обеих войнах русские войска проявили массовый героизм, но, несмотря на это, они завершились подписанием унизительных для России мирных соглашений... Но между Севастополем и Порт-Артуром существовала еще и глубинная, невидимая связь, о которой светские историки предпочитают молчать...
С начала XIX века до начала XX -го Россия пережила три тяжелых оборонительных войны, ставших духовными вехами ее истории. Первая — Отечественная война 1812 г. В народе Наполеон именовался тогда не иначе, как «антихристом», а все слои общества (в том числе и самые высшие) воспринимали бедствие войны как суровое, но «належащее и праведное» наказание Божие. «Зачем это приходили к нам французы? — писал позже святитель Феофан Затворник. — Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее...»
Минуло 40 лет, и Россия снова пережила иноземное нашествие. Каковы же причины неудачного исхода Крымской войны? Только ли упоминаемые в советских учебниках «отсталость вооружения, отсутствие удобных путей сообщения, подготовленных и способных военачальников» и т.п.? Или же были еще и другие — невидимые, которые «материалистическое сознание» просто не в силах воспринять?
Об этом писал в дневнике осенью 1854 г. иеромонах Оптинской пустыни о. Евфимий (Трунов): «14 Сентября — день Воздвижения Честнаго Креста Господня был днем начала осады Севастополя. Не откровение ли это для внимательного?.. Не знаменует ли событие это, что Русь Святая уже недостойна именоваться этим именем, что благодать и сила Честнаго Креста Господня отступает от тех, кто поставлен быть вождями Русского народа, кто, принося клятву быть верным Вере и Царскому Престолу, первородство свое и верность продает за чечевичную похлебку низменного тщеславия и самолюбия?.. Но, благодарение Богу, тайники души простого народа еще не затронуты, или мало затронуты злом неверия и вольнодумства его руководителей — в этом временное спасение земли Русской, яко хранительницы чистой Христовой веры. Коснется этих тайников дух князя века сего, тогда чего ждать? Не грозного ли и Страшного Суда Господня?..»
Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами в Крыму князя Александра Сергеевича Меншикова матросы называли «Изменщиков», а люди осведомленные прямо утверждали, что «светлейший — вольтерьянец и старый масон». Участник обороны Севастополя П.Кислинский рассказывал после войны «Серафимову служке» Н.Мотовилову: «Как-то раз я был у светлейшего... Адъютант докладывает, что явился гонец от архиепископа Херсонского Иннокентия…
— Владыка прислал доложить вашей светлости, что он прибыл к Севастополю с Чудотворной иконой Касперовской Божией Матери и велел просить встретить ее как подобает, у врат Севастопольских. Владыка велел сказать: се Царица Небесная грядет спасти Севастополь.
— Что, что? Как ты сказал? Повтори!
— Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь!
— А! Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную — мы и без Нея обойдемся!»
Спустя почти полвека грянула Русско-японская война. В.Н.Мальковский так писал в своем «Сказании об иконе «Торжество Пресвятыя Богородицы» (1906 г.): «Ужасная и небывалая по своим размерам война унесла десятки тысяч человеческих жизней, поглотила сотни миллионов народного достояния. Обрушившись так внезапно со всеми своими кровавыми ужасами, она явилась Божией карой за то неверие, за ту нравственную распущенность, которые царили в наших слоях общества».
* * *
После 1917 года Владивостокский собор был закрыт, позже взорван. Долгое время о судьбе «Божией Матери Порт-Артурской» ничего не было известно. Была ли она уничтожена? Или, в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей», обращена в иностранную валюту? Или, подобно «Курской-Коренной», ушла за кордон с частями Белой армии? А может, подобно «Кипрской» в подмосковном селе Стромынь, тайно сберегается кем-то из верующих?..
Предположения длились, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 г. в Иерусалиме, в антикварном магазине Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Деньги заняли в русском Горненском женском монастыре, и икона была выкуплена. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних церковных связей Московского Патриархата.
6 мая 1998 г. Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «…предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» — какой явилась некогда старику-севастопольцу.
Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин сказал при ее встрече: «Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста...»


http://www.pobeda.ru/content/blogcategory/10/315/11/11/




Другие статьи в литературном дневнике: