Из дневника священника К. ПархоменкоИз дневника священника К. Пархоменко * Или вот, расскажу о двух стихотворениях. Ничем не выдающихся, малоизвестных, но так случилось, что попали они мне на глаза в один и тот же день. И, как мне показалось, они об одном. Сначала, утром, в детской книжке встретил одно и думал над ним… Потом, к вечеру, - другое. Приведу их и позволю себе кратко прокомментировать. Жизни сладостные тайны Это архиепископ Иоанн (Шаховской). Все стихотворение - о любви Божией, объемлющей, пронизывающей творение. Но человек искажает Божий замысел. Об этом - последние строки: Я слезами обливаюсь Объятия, задуманные как жест большой нежности и жертвенной любви, как нечто, соединяющее раздробленное воедино, двух в одно, сегодня часто профанируются. Когда современный молодой человек обнимает девушку, эти объятия, чаще всего не выражают той глубины отношений, которую должны собою являть. Сегодня торопливые объятия чаще всего лишь традиционная прелюдия к сексуальным отношениям. Несколько дней или вечеров молодой человек обнимает девушку, и потом все как бы само собой должно перейти в интимные взаимоотношения. Если девушка отказывает, молодой человек в недоумении: «Ты меня не любишь?» Но ведь можно любить, дистанцируясь до времени от эротических отношений. Ведь любовь - это не только секс, любовь - это радость от того, что твоя душа нашла родственную, близкую, любимую душу. Но говорить хочу совсем о другом. О первой строфе: Жизни сладостные тайны Посмотрите, как замечательно выражена эта идея: весь мир пронизан Божественной любовью. В Символе Веры мы говорим: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли…». Так вот, вместо Творца в греческом оригинале стоит Поэта. Бог сочетал премудро, как искусный художник, все элементы творения. Все на своем месте. Мир наш - более прекрасное и изящное сочинение, чем любая поэма, любая картина. Св. Василий Великий в знаменитом «Шестодневе», рассказывая о Сотворении Богом мира, восклицает, что все части мира Бог скрепил некой силой, св. Василий называет эту силу симпатией. Все части мира стремятся одна к другой. Это так, как будто бы между всеми частями мира есть какая-то любовь, желание быть вместе. Ну скажите, разве это не так? Разве вы не чувствовали, в летний день находясь на природе, как подогнаны все части окружающего вас мира одна к другой? Ветер колышет траву, стрекочет кузнечик, с густым гудением пролетела пчела, солнце не просто греет, проливает медовые лучи на землю. Тихо, спокойно, ароматно. Чувствуешь такую радость, что не выразить словами. Каждый переживал подобное. В эти минуты легко верится в Бога, легко молится. Чувствовать это - значит, чувствовать Бога, стоящего за всеми явлениями мира. Все пронизано Божественной красотой, любовью, живительной энергией благодати. Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси… (Пс. 103). А вот второе стихотворение. Его автор - Феликс Кривин. Это детская книжка, вышедшая в Ужгороде в 1965 году. И вдруг, среди других стихотворений, натыкаюсь на одно, поразившее меня вот таким глубоко религиозным видением, а вернее, чувствованием мира. Называется стихотворение Любовь. Отвертки крутят головы Винтам, Не будем приписывать автору паламитское видение мира, это просто детская шутка, но посмотрите, с какой, я бы сказал, зоркостью автор замечает, что даже между банальными, привычными вещами мира есть таинственное взаимоотношение, говоря словами св. Василия Великого, симпатия. Любовная лексика - крутит голову, быть от любви в угаре, не спать по ночам… Дай Господи, и нам чувствовать эту гармонию, это созвучие и любовь всех частей мироздания… *
|