Попросили однажды ученики рабби своего, Бешта (Баал, Шем Това), чтоб показал он им нечто такое, чего они еще не видели. Согласился он, но с условием, чтобы они не смеялись. И пообещали ученики, что не станут смеяться. Чтобы ни случилось.
И показал он им одного бедняка, который в канун Субботы стоял и молился с величайшим воодушевлением и восторгом. Сказал Бешт ученикам: ступайте за ним и наблюдайте, как он будет вести себя дома. Посмотрели ученики на него; беднее некуда, одежда рваная, заплатанная, а на молитве стоит так, будто дом у него - полная чаша, и на лице ни следа печали или уныния. Окончив молитву, отправился бедняк радостный домой, а ученики рабби - тихонько за ним следом.
Приходит этот человек к себе в дом, а там встречает его жена, одетая в лохмотья и босая. В доме горят свечи - такие тоненькие, что от них и света почти нет, вся комната погружена в дым и полутьму.
Поздравил бедняк жену свою с наступлением Субботы и говорит ей: Жена моя возлюбленная, подай мне все, что нужно для кидуша.
Взяла женщина два черных хлебца и положила их на стол.
Произнес бедняк: Мир вам..., и так далее, голосом взволнованным и ликующим. Потом простер руки и благословил хлеб.
И сказал жене: Женушка, принесика рыбу, что ты приготовила в честь Субботы. А у нее, бедной, ничего, кроме чечевицы, не было, вот она ее и подала, говоря: Вот тебе рыба. Стал бедняк есть чечевицу, словно это изысканнейшее блюдо, приговаривая: Ах, до чего ж хороша эта рыба, просто объедение. Поев рыбы, запел бедняк субботние песни, торжественно и радостно.
Потом обратился к жене: Любовь моя, принесика суп, что ты приготовила к субботней трапезе.
Принесла женщина еще чечевицы, поставила на стол и сказала: Вот суп, кушай на здоровье. И стал бедняк есть в превеликом удовольствии, напевая: какой он вкусный, какой замечательный, этот суп! Так несколько раз просил он разные блюда, и каждый раз подавала она чечевицу, а он ел с такой охотой, словно перед ним и впрямь стояли лакомые блюда. Кончив есть и благословив трапезу, обратился он к жене вновь: Возлюбленная жена моя, а теперь пойдем потанцуем - порадуемся вместе святой Субботе, во имя Неба. Послушалась его жена, и пустились они в пляс - босые, но веселые и довольные.
Тут уж не выдержали ученики и громко расхохотались. Упрекнул их Бешт:
- А ведь предупреждал я вас, чтоб вы не смеялись. Знайте же, что бедняк этот угоден Господу, благословен Он. Ибо в очах Господа, благословен Он, не тот счастлив, кто вкушает изысканные яства, а тот, кто счастлив в сердце своем. Вот почему этот человек так Ему важен и дорог.
*
Кедр и пальма
Сказано в Книге псалмов царя Давида: «Праведник как пальма раскинет ветви, как кедр ливанский вознесется».
Говорил межиречский Магид: «В этом псалме говорится о двух типах праведников. Некоторые окружены людьми, как финиковая пальма в оазисе. Как шум ветвей звучит их голос, обращенный к ближним. Есть и праведники, подобные кедру в горах: голова их в небесах, вокруг ни души. Выглядит кедр куда более внушительно, чем шумная пальма. Вот только, в отличие от пальмы, он бесплоден».
*
Ученых мужей, бывших у него в гостях, рабби Мендель из Коцка ошеломил однажды вопросом: «Где обитает Всевышний?».
Они стали смеяться над ним. «Как можно такое спрашивать? Ведь мир наполнен Его славой!» Но он сам ответил на свой вопрос: «Б-г обитает там, куда Его впускают».
*
Перед смертью рабби Зуся сказал: «Когда я предстану перед небесным судом, никто не спросит меня: «Зуся, почему ты не был Авраамом, Яаковом или Моисеем?» Меня оглядят и спросят: «Зуся, почему ты не был Зусей?»
*
Рабби Вулф из Збаража как-то сказал своему кучеру: «Пожалуйста, выбрось кнут. Даже если лошадь действительно заслуживает кары, почему ты считаешь, будто именно тебе предназначено наказать ее?..»
*
Я не могу понять так называемых просвещенных людей, которые требуют бесконечных ответов о сущности веры. Для верующего нет вопроса, для неверующего нет ответа.
(Рабби Вулф из Житомира)
*
Рабби Мендл из Коцка со своей паствой странствовал по деревням и местечкам, нигде не находя приюта. В Коцке их встретили градом камней. Рабби заметил: «Доброе знаменье! По крайней мере, народ здесь не безучастен».
*
Ученику, пожаловавшемуся на несовершенство и несообразность мироздания, рабби Мендл из Коцка ответил: «Ты мог бы сделать лучше? Если да, чего же ты ждешь? Принимайся за работу!»
*
Невоспитанный джин
Однажды раввин Нафтали и его жена Ребекка копались в огороде. Вдруг лопата раввина на что-то наткнулась, и он достал из-под земли старинную, запечатанную сургучом бутылку. Он её открыл, и оттуда выскочил джин.
— О, Нафтали! — воскликнул джин. — Как я тебе благодарен! 1000 лет я провёл в этой проклятой бутылке и дал себе слово: тому, кто меня из неё выпустит, я буду служить до скончания его дней! Проси, что хочешь!
— Полезай назад в бутылку, — ответил ему раввин.
Джин повиновался.
Нафтали крепко запечатал бутылку, привязал к ней камень, пошёл на берег моря и швырнул бутылку с джином как можно дальше, так, чтобы её невозможно было найти.
— Ты что?! — набросилась на него жена. — Зачем ты это сделал? Этот джин мог бы исполнить все наши желания!
— Во-первых, — ответил ей раввин, — что это за джин, который за 1000 лет даже не в состоянии выбраться из бутылки? Во-вторых, он пообещал мне служить до скончания моих дней. А вдруг через какое-то время ему покажется, что мои дни тянуться слишком долго? И в третьих, и это самое главное — он не представился.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.