Бунин. Последний русский классик
Вообще-то он мог и не стать Иваном. Бунин рассказывал: «А знаете, меня чуть-чуть не нарекли Филиппом». Будущему нобелевскому лауреату не давалась математика. Иван Бунин бросил гимназию в 1886 году, не вернувшись с рождественских каникул. Дальнейшее образование он получал дома под руководством старшего брата Юлия, который сосредоточился на гуманитарных дисциплинах. А в 26 лет Иван Бунин был избран почётным академиком Императорской Санкт-Петербургской академии наук. По разряду изящной словесности, конечно. С гимназических лет Иван писал стихи, а в пятнадцатилетнем возрасте сочинил роман. В девятнадцать стал помощником редактора в газете «Орловский вестник». В двадцать пять приехал в Петербург. Посетил Льва Толстого, стал встречаться с Чеховым и Брюсовым. Близко подружился с Куприным. "Это начало моей новой жизни было самой темной душевной порой, внутренно самым мертвым временем всей моей молодости, хотя внешне я жил тогда очень разнообразно, общительно, на людях, чтобы не оставаться наедине с самим собой", - вспоминал Бунин. Первые поэтические опыты Бунина остались почти незамеченными. Литературных агентов у него не было, и он отправлял книги знакомым с мольбой написать отзывы: “Хвалите меня, хвалите!” Ту звезду, что качалася в темной воде В 1896 году появился бунинский перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, тепло встреченный литературным сообществом. А сборник «Листопад» (1901) стал книгой, которой Бунин обязан началом своей известности. Теперь уже критики писали, что у него «прекрасный, образный, ни у кого не заимствованный, свой язык». «От лесов, равнин пустынных, В 1989 году Бунин женился на красавице Анне Цакни, гречанке по происхождению, дочери редактора одесского издания «Южное обозрение». После двух лет совместной жизни супруги расстались; их единственный сын Николай скончался от скарлатины в возрасте шести лет. С той, которая стала спутницей его жизни, они познакомились на литературном вечере в 1906 году. Бунин не принял Октябрьскую революцию и вместе с Верой эмигрировал во Францию в 1920 году. В 1926 году была опубликована книга “Окаянные дни”, созданная на базе дневниковых записей 1918-1920 гг. Революция в ней показана как катастрофа. В то время как другие произведения Бунина время от времени издавались малыми тиражами, “Окаянные дни” были запрещены к публикации в СССР вплоть до Перестройки. Царственная осанка, врожденная элегантность; глаза, которые как будто бы умели менять цвет, – все это привлекало к Бунину художников и фотографов, но писатель не очень любил позировать. Спокойная, величественная и очень гармоничная меланхолия – пожалуй, главная интонация его стихов. "О счастье мы всегда лишь вспоминаем. * * *
Своим главным произведением Бунин называл цикл рассказов «Тёмные аллеи» (1937-1944). Поэт Глеб Струве назвал эти произведения лучшими рассказами о любви-страсти в русской литературе. Но по мнению других критиков там чересчур много эротических сцен. Некий учёный прислал в редакцию «Нового журнала», который напечатал несколько новелл, письмо с вопросом: «Ну как же можно? У меня жена». Литературоведы обращают внимание на живописность прозы Бунина. Врубель, Васнецов, Нестеров – их картины встают перед глазами при чтении Бунина. Читатель видит краски, чувствует фактуры, ощущает запахи. Около десяти лет писатель проживал вместе с законной супругой Верой и любовницей – молодой писательницей Галиной Кузнецовой. Владимир Набоков, известный тем, что не любил многих классиков и практически никого из современников, назвал Бунина «единственным писателем, который в наш кощунственный век спокойно служит прекрасному». И посвятил ему стихи, присягая на верность его музе. "Как воды гор, твой голос горд и чист. В июне 1946 года в Советском Союзе вышел указ «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...». Посол СССР во Франции лично пригласил Бунина на завтрак и предложил вернуться на родину. "Поздно, поздно... Я уже стар, и друзей никого в живых не осталось… буду жить так, как жил, дело ведь не в моих документах, а в моих чувствах..." Имея эмигрантский паспорт, Иван Бунин до последних дней оставался человеком без гражданства. «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» – эти рассказы снискали Бунину славу талантливого прозаика, умеющего исследовать и глубины человеческой души, и животрепещущие проблемы общества. Сегодня их изучают в рамках школьной программы. Бунин умер в 1953 году от сердечной астмы и склероза лёгких. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли себе приют многие русские деятели искусства, эмигрировавшие на Запад. Памятник, сделанный по рисунку художника Александра Бенуа, через восемь лет принял и Веру Николаевну. Может быть, один из самых знаменитых рассказов Бунина — «Легкое дыхание». С разницей в век Виктор Пелевин начинает свой рассказ «Ника» цитатой из него: "Теперь, когда её лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре, и на моих коленях лежит тяжёлый, как силикатный кирпич, том Бунина, я иногда отрываю взгляд от страницы и смотрю на стену, где висит её случайно сохранившийся снимок…"
© Copyright: Надежда Олеговна Цветкова, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|