Как шутят поэты?

Надежда Олеговна Цветкова: литературный дневник


Поэзия оттачивает ум, так что поэты – отличные шутники! Почитайте шутки известных авторов.


Есть специальные способы шутить в стихах. Старейший из них — КАЛАМБУР: столкновение разных по значению слов, которые сходно звучат.


Дмитрий Минаев – “король рифмы” второй половины XIX века, – придумывал такое: «Женихи, носов не весьте, Приходя к своей невесте»


Владимир Высоцкий был большим мастером каламбура. Он сталкивал в стихах омонимы - слова, которые одинаково звучат и пишутся.
«Но на происки и бредни
Сети есть у нас и бредни».


Иные шутки поэтов – меткие пародии на коллег по цеху.


Так, в 1925 году компания молодых филологов создала сборник подражаний “Парнас дыбом” — от Гомера до Маяковского. Читатели восхищались тем, как точно был воспроизведен стиль безумно популярного поэта-символиста Владимира Соловьева:


«На небесах горят паникадила,
А снизу – тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!»


Есть и специальные комические жанры – например, ЭПИГРАММА: стихотворение, высмеивающее кого-то.


Вот знаменитая эпиграмма Пушкина на генерал-губернатора Воронцова:


«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец!»


Иногда, чтобы смешить, поэт создает свой жанр. Таковы одностишия Владимира Вишневского:


«Ты мне роди. А я перезвоню»
«Звонили вновь из Кировочепецка…»


Или ядовитые гарики Игоря Губермана:


«Не в силах жить я коллективно:
по воле тягостного рока
мне с идиотами – противно,
а среди умных – одиноко»


Существует и сетевой жанр – ПОРОШКИ. Эти короткие стихотворения становятся смешными из-за отсутствия знаков препинания и рифм:


«умчи меня в страну оленью
лесной олень ну или лось
щас вспоминаю эту песню
сбылось»


А в так называемых ПИРОЖКАХ действуют комические персонажи, например, вечный неудачник Олег:


«Олег заметил если долго
на улицу не выходить
то не расходуются деньги
а если выходить то да”


Серебряный век русской поэзии подарил нам целую плеяду поэтов-юмористов, например, Сашу Черного, хлестко высмеивавшего мещан:


«Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль»


Даниил Хармс был непревзойденным мастером стихотворений в духе абсурда: здесь смешно оттого, что логические связи между строчками просто потеряны!


«В смешную ванну падал друг
Стена кружилася вокруг
Корова чудная плыла
Над домом улица была
И друг мелькая на песке
Ходил по комнатам в носке
Вертя как фокусник рукой
То левой, а потом другой
Потом кидался на постель
Когда в болотах коростель
Чирикал шапочкой и выл
Уже мой друг не в ванне был»


В 60-80 годы ХХ века большую популярность приобрели поэты, исполнявшие свои песни под гитару. Часто эти песни носили юмористический или сатирический характер, как, например, у Юрия Визбора:


«Сижу я как-то, братцы, с африканцем,
А он, представьте, мне и говорит:
В России, дескать, холодно купаться,
Поэтому здесь неприглядный вид.
Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди, говорю, планеты всей,
Мы впереди планеты всей!»


Актер и поэт Леонид Филатов писал талантливые пародии-стилизации. Вот как он импровизировал в духе Андрея Вознесенского на тему мультфильма "Ну, погоди!"


«Травят зайца...
Веками травят.
Травят в Африке
и в Австралии.
Во Флориде
и в Арканзасе
Травят зайца!
Травят зайца!
Несет цианистым!
Кто посмел
Быть инициатором?
Проклинаю того мерзавца!
Травят зайца!»


Известны и ядовитые эпиграммы Валентина Гафта. Например, артистке Ирине Муравьевой он посвятил такие строчки:


«В искусстве для тебя теперь раскрыты двери
И зря твердит молва: "Москва слезам не верит".
Сыграла Ира очень натурально.
Еще чуть-чуть и будет гениально.»


Ну и я тоже не отстаю! Надеюсь, вам уже полюбились мои юмористические стихи: “Накануне”, “Про храп”, “Плюс Два”, “Закрываю глаза от счастья”, “Развязались руки”, “Народная медицина”.





Другие статьи в литературном дневнике: