***

Пётр Тор: литературный дневник

Всем привет) Я тут на днях сходила корреспондентом от ГОЛОСа в ТИК Заводского района Территориальная -- это такая комиссия, куда свозят протоколы и бюллетени из участковых, где люди голосуют.


Состав ТИК:
Щелочков Владимир Николаевич – председатель, формально от Ассоциации инвалидов.
Доронин Николай Николаевич – мужичонка советского и плутоватого вида
Широкова Наталья Леонидовна – секретарь комиссии, ПЖиВ
Анисимов Александр Васильевич – такой чувак бандитского вида, похожий на растолстевшего Волан-де-Морта (личное оценочное суждение)
Гришина Анна Александровна
Грудин Егор Петрович -- Яблоко
Кочетыгов Сергей Анатольевич — формально от Земского движения. В открытую говорил, что ему всё по фигу.
Кучеров Владимир Ефимович – КПРФ
Кучеров Олег Викторович – ЛДПР
Медведев Владимир Васильевич – СР
Туркова Татьяна Владимировна – формально от общественной организации «Справедливость и единство»
Как видите, формально со стороны власти там только секретарь Широкова. Однако все, кто не от оппозиции – все они были заодно. Кто-то из них от «собрания избирателей по месту жительства», кто-то от «территориальной комиссии предыдущего состава». Кто такие «Земское движение» -- вообще ведать не ведаю. Справедливость и единство – еще лучше. Думаете, это что-то социально-благотворительное? Щас. Была я как-то в этой Справедливости, спросила одного из сотрудников, чем занимается организация – мне было сказано «толком не знаю -- чем-то вроде строительства». И расположена в таком месте, что хрен найдешь, даже имея адрес на руках.


Основной организующий костяк этой группировки – это председатель Щелочков и Волан-де-Морт Анисимов. Причем Анисимов сидит в этой ТИК, как я поняла, уже не первые выборы, является сотрудником Администрации Заводского района (в здании которой и расположена комиссия) и является обладателем уникального по способности к мышлению мозга. Нет, не то чтобы он дурак, напротив – но он успешно им притворяется, когда ему это надо.
Секретарь Широкова явно не мыслящий центр, но берет на себя всякие организаторские вопросы типа «тихонечко отвести председателя УИК в кабинетик и что-то там провернуть».


Все, кроме председателя и Волан-де-Морта – аморфные индивиды, голосующие и поступающие так, как скажет начальство. Разумеется, я не говорю про оппозиционную четверку от КПРФ, СР, ЛДПР и Яблока. Эта четверка голосовала осмысленно, но волан-де-морщины было больше.


Давление ТИК на УИКи


Вот здесь я, сами понимаете, не могу привести имена и фамилии – просто потому, что если уж председатель УИК решился на фальсификацию, то вряд ли он согласится выступить с разоблачающей речью. Но я разговаривала со многими неофициально, видела этих несчастных заплаканных женщин и слышала их разговоры полушепотом в коридоре. Давление начиналось еще до приезда УИКов – председатель постоянно сидел на телефоне и – когда бы я не зашла – вел разговоры про «бюллетени неустановленной формы».


Знакомый был наблюдателем на одном из участков Заводского района. Он мне писал, что они составили протокол, но ТИК не понравился процент (35), и они заставили переделывать. УИК думала-думала, но решила таки не подставляться и оставила всё как есть. Однако чем дело кончилось он не знает, поскольку УИК протокол составить-то составила, однако в ТИК не ехала до тех пор, пока наблюдатели были на месте (да еще и копию протокола выдавать не хотели). А уж что она в конце концов привезла в ТИК – другой вопрос (позже, конечно, сверим данные из протоколов УИК и сводные данные из ТИК).
На УИК 111 был составлен протокол, председатель уехала с ним и исчезла. Прошло 2 часа, в ТИКе ее нет -- и в УИКе тоже. Ей звонит член ТИКа -- а она говорит, что никуда не уезжала и так и сидит в школе). Похожая история -- про вброс и долгое сидение -- здесь.


В здании администрации, где находился ТИК, было открыто множество дверей и по зданию перемещались толпы каких-то людей (не являющихся членами ТИКа). И нереально отследить, какой член УИКа в какую дверь пошел. Однажды застукали члена УИК зашедшим в кабинет с какой-то женщиной, которая проверяла «правильность заполнения бюллетеня». Члены ТИК снимали происходящее на видео, на шум в кабинет заявился какой-то "посторонний" мужчина. Женщина обратилась к нему чуть ли не со слезами на глазах и сказала, что никуда не пойдет. У меня сложилось впетчаление, что именно он и был ответственнен за "работу" этого кабинета. Он кивнул, вышел, стал кому-то звонить. Я вышла следом за ним -- а он убежал на другой этаж. Женщина же заперлась в кабинете и не выходила.



Волан-де-морт же заходил в другой кабинет – и к нему тоже заходили члены УИКа. Потом у Волан-де-Морта появилось двое молодых приспешников, которые пытались меня заболтать и увести с места событий – или наоборот, куда-то не пустить. Так, я вижу, что в коридоре члены УИК достают протокол и начинают туда внаглую что-то писать. Я, естественно, пытаюсь это сфотографировать – но эти приспешники просто закрывают своими спинами мне обзор, УИКовцы сворачивают протокол, заходят в ближайший кабинет и закрываются там.



Это другой случай -- наглое внесение записей в протокол членом УИК 63 прямо в помещении ТИКа. Рядом сидит единоросс Лапшин Вячеслав Петрович и стоит член ТИК Туркова.


В другой раз слышу, как член УИК жалуется, что у нее отказались принимать протокол, пока она не переделает его: «Мы уже и так сделали – а им всё мало, говорят, надо еще больше! Куда уж больше?». Я начинаю отслеживать ее перемещения по зданию. Секретарь Широкова пытается устроить этой женщине встречу с председателем Щелочковым – а я хожу следом за ними))) Доходило до того, что женщина из УИК бегом бежала в кабинет Щелочкова, а Широкова медленно шла за позади нее и пыталась меня не пустить – а поняв, что я таки смогла протиснуться мимо нее, кричала бегунье, чтобы она туда не шла – и та спряталась в туалете))). В конце концов женщина зашла таки в кабинет к Щелочкову – и когда туда следом вошла я, Волан-де-Морт заявил мне, что я запугиваю людей – а женщина бегает от меня, потому что боится, что я украду у нее сумку) Щелочков сказал, что это член одного из УИКов, где назначен пересчет голосов – и что им потребовались бланки протоколов (что вряд ли, поскольку уж что-что, а бланки они сообразили бы, как незаметно передать). Щелочков дал женщине бланки, она взяла их, села в машину рР622оа/64 и уехала. К сожалению, я не узнала, с какого она участка, а она сама категорически отказалась мне это говорить, и утверждала, что на нее не оказывается никакого давления. Но если предположить, что в ее УИКе назначен пересчет голосов – то это мог быть только УИК 54.


Голосование в ТИК по жалобам


Ооо, братцы, вот это действительно был адок, дикие пляски воспаленного разума и неаристотельской логики. Я часто слышу «Ну так обжаловать надо! Нарушили ваши права – жалуйтесь! Если выборы были фальсифицированы – почему это не подтвердилось по результатам рассмотрения ваших жалоб?»
Я расскажу вам, как рассматривались жалобы в ТИК Заводского района. Докладываются доводы жалобы, потом Щелочков или Волан-де-Морт их ехидно комментируют, зачем бесятся оппозиционные члены комиссии (особенно с правом совещательного голоса), потом вопрос ставится на голосование – и, в большинстве случаев, 4 за удовлетворение и 7 против:


Жалобы на близость урны к столу председателя комиссии – «а может быть, но сел поближе, чтобы следить, чтобы никто не вбросил?» -- в удовлетворении отказать (УИК 49, 68);


Жалобы на ширину прорези для бюллетеней – в удовлетворении отказать (УИК 49);


Жалобы на неиспользование вместе с урной пластиковых накладок с положенной шириной прорези – в удовлетворении отказать (УИК 57, 65, 67, 86, 90, 98, 107);


Жалобы на такое расположении урн, при котором наблюдателям не виден процесс опускания бюллетеня – «А вы хотите тайну голосования нарушать?» -- в удовлетворении отказать (УИК 50, 51, 68, 69, 70, 71, 74);


Жалоба на отказ в выдаче открепительного удостоверения – «указать УИК на недопустимость, к ответственности не привлекать» -- жалоба подана 3 дек. в 12:40. Рассмотрена 4 дек по окончании голосования, избирателю бюллетень так и не был выдан (УИК 57);


Жалоба на отстранение от участия в работе УИК члена комиссии с правом совещательного голоса – «ну да, он ведь был отстранен от работы УИК, но его же не лишали прав – и он остался членом УИК. А если его отстранили, то где протокол задержания?» -- решение комиссии отменить, проверку не проводить – рассмотрено по окончании голосования. Не думаю, что отстраненный член комиссии смог присутствовать при подсчете голосов (кстати, его отстранили за то, что он написал жалобу по поводу выездного голосования.. не на дому, а на НПЗ)) (УИК 57)


Жалоба на доставку избирателей на участки автомобилем с символикой ПЖиВ и двумя газелями – «С чего вы взяли, что это нарушение? И я не понимаю, чего вы от нас хотите» -- «У нас есть видео, давайте проведем проверку» -- в удовлетворении отказать;


Жалоба на вброс: при вскрытии урны обнаружено 4 сложенных пачек бюллетеней с голосами за ПЖиВ, член комиссии просил отложить бюллетени и не считать их – был отстранен от работы. Жалоба с 6 подписями – «оставить без удовлетворения» (УИК 78).


Причем тон задавал именно Волан-де-Морт. Мне показалось, что по вбросу председатель был настроен нормально, однако Волан-де-Морт высказал свое мнение, комиссия быстро уловила направление ветра и проголосовала против признания итогов на этом участке недействительными.


Не всегда в нарушениях были виноваты члены УИК – так, многие просто не смогли эти пластиковые покрышки приладить к урнам – однако всегда причина была в неправильной (а может, так и было задумано?) организации выборов. Пластиковые покрышки дали в последний момент и никто не показал, как же следует их использовать – а члены УИКов говорили, что их использовать было просто невозможно (однако в других УИКах покрышки благополучно установили). Всё в последний момент – и вроде как никто не виноват.


Из недостатков еще нельзя не отметить запоздалое поступление жалоб в ТИК -- настолько запоздалое, что они просто теряют актуальность.


Кроме того, по большинству жалоб требовалось проведение проверки. Ну будем объективны: поступает жалоба, кто-то говорит, что ездил автомобиль ПЖиВ. Или что был вброс. Или что урны были расположены неудобно для наблюдения. Тут просто невозможно принять объективное решение без проведения проверки. Но ТИК решили не напрягаться.


Вы верите, что кто-нибудь из них будет привлечен к ответственности?))


Перепечатка с ЖЖ Дианы Ереминой.



Другие статьи в литературном дневнике: