Оскар, Оскар, ты могуч!

Плутонный Трактор: литературный дневник

Сегодня, несмотря на моих невыспавшихся и потому весь день довольно недобрых друзей (и меня саму, конечно), несмотря на мерзкую предвесеннюю погодку и общее занудное течение жизни, у меня есть повод порадоваться и удивиться. Несмотря на то, что очередная оскаровручательная церемония оказалась предельно занудной и даже, как говорят некоторые, отменно недушевной и неискренней, и Билли Кристэл был тяжеловат на подъём, и счастливые лауреаты не сказали ничего поистине вдохновляющего – несмотря на всё это результаты (для чего, собственно, всё и затевается) этих выборов оказались весьма достойны своих глобальных масштабов. Хотя это и совершенно не означает, что спорить в этот раз было не о чем.


Ещё меня порадовал вывод, который сегодня я точно могу озвучить: за последние десять лет точно (время, за которым я следила довольно пристально) товарищ «Оскар» по большому счёту не ошибся ни разу. И я не имею в виду всякие мелочи типа «не тот», «она гораздо лучше», «якобы толерантность», «дали до кучи», «за совокупные заслуги перед мировым кинематографом» и т.д. и т.п. Нет, я говорю о самом главном, о том, что называя один из сначала пяти, а теперь уже и десяти кинокартин, американская Киноакадемия (ну ведь звучит-то как, согласитесь!) выбирает зеркало, краску, характер – назовите как угодно – точно и ёмко отображающий нас сегодняшних. Это я к тому, что если 1997 год (год выхода картины) заслуживал «Титаника», то через десять лет пришли и уже абсолютно законно воцарили братья Коэны, а если 2008-й был хреновым во многих отношениях, то Голливуда для обозначения этой хреновости необходим был мумбайский балаган в исполнении почему-то Дэнни Бойла (видимо, чтобы ещё страшнее было). А сегодня мы такие – немного уставшие от наших скоростей и технологий, ностальгирующие и пока ещё вспоминающие, уже не изобретающие ничего выдающегося, но ещё способные постоять на плечах наших предшественников-гигантов и сказать им спасибо. Мы ещё бываем милыми, и добрыми, и обязательно ждущими своего хэппи энда – мы такие же, как сегодняшний лучший фильм – «Артист» Мишеля Хазанавичуса. (Да, кстати, за время триумфального хождения фильма по всем кинофестивалям и получения им всевозможных премий некоторым чтецам новостей фамилию режиссёра уже можно было выучить.)


Не буду спорить, что на протяжении десятков лет Киноакадемия и киноакадемики не раз лажали и довольно по-крупному. Вполне объяснимо то, что периодически всем хочется быть в течении, в тенденции, соответствовать уже давно принятым стандартам мира, как бы стремящегося ко всеобщей демократии и толерантности, не впадая при этом в бесперспективное единообразие. Случались и серьёзные перегибы, вроде 2002 и 2009 годов. Только мультикультурные качества человека и общества – это вовсе не оголтелая толерантность, в конечном итоге выпадающая, соответственно, в другую крайность. Это способность принимать и по возможности понимать
Академичность предполагает не просто традиционность, но и вполне определённая консервативность, и далеко не сразу это сообщество и все его представители поймут, что все те принципы, за которые они яростно сражаются сейчас, когда-то уже были приняты и проведены в жизнь, просто о них – забыли. Разве кто-то ещё, кроме европейского художника с еврейским корнями мог бы так изящно и талантливо рассказать несложную американскую историю о кино в голливудских же декорациях? Я не раз говорила о том, что Голливуд (в своём глобальном значении), всё голливудское сообщество – самая удачная транснациональная корпорация за всё время существования таких корпораций. Голливуд вырос (и продолжает расти) на улыбках, слезах, удачах и провалах творческих и невероятно смелых людей со всего мира. Он держится на крепком деловом подходе ко всему, на не убиваемом никакими противодействующими силами стремлении к мечте и на огромной любви к искусству. В его фундаменте – желание каждого пришедшего сюда творить свой мир, особенный и неповторимый, для каждого из нас, приходящих сюда же, стремление создавать кино – извечное зеркало, негасимый фонарь, каждый раз передающийся самому мечтательному, самому любящему на данный момент весь этот безумный и дурацкий мир. Сегодня это Мишель Хазанавичус, и круг замыкается, когда он говорит спасибо всем великим – от Билли Уайлдера до Романа Полански.


Ну и в конце-то концов ещё немного радостных для меня моментов Оскара-2012. Это главный на сегодняшний день артист всея Голливуда и его окрестностей, очаровательный и неотразимый Жан Дюжарден (какая овца в каких новостях сказала, что это вообще ни разу не известный актёр?!). Это безусловно и заслуженно – мистер Кристофер Пламмер – «Ну где же ты был все эти годы?». Это безусловно и всегда (хоть каждый раз, ну хотя бы через раз!) – очаровательная и гениальная Мэрил Стрип. Милый и бесконечно любимый всегда и во всём – Вуди Аллен, который, как обычно никуда не пришёл (так держать!). Да и Мартин наш Скорсезе вообще-то большой молодец. И Стивен Спилберг по-прежнему может всё. А ещё это Гленн Клоуз и Макс фон Сюдов, Колин Фёрт и Пенелопа Крус, это интеллигентнейший Асгар Фархади (если уж речь идёт о толерантности и т.д). И это возможность услышать, как правильно (или неправильно) произносить благодарственную речь, это возможность увидеть, как надо носить белое, чёрное, а главное – золотое. Что и как бы ни было вчера, сегодня или завтра – это «Оскар», зеркало мирового кинематографа, в которое невозможно не заглянуть.


27-28. 02. 2012




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2012. Оскар, Оскар, ты могуч!