О творчестве. Часть 2.Жизнетворчество*: жажда жизни и жажда смерти как способы наиболее полного самовыражения личности
Часть II. И нужно понимать, что sex плюс drugs никогда не равно rock-n-roll по одной простой причине: чтобы что-то создать, надо ещё, чтобы было то, из чего создавать. Надо потратить здоровье, душевные силы и всю эту жизнь, чтобы остаться живым после. Да хотя бы исключительно ради прикола, что тоже неплохо. И я не знаю, что потратили ребята из группы, чей гитарист замыкает десятку лучших, но догадываюсь, что из-за этого мне придётся уточнить: вообще-то я люблю их, но только тех – молодых, весёлых и наэлектрилизованнных тем самым рок-н-роллом, с ума сойти – почти полувековой давности!.. Но вообще я к тому веду, что вот тут вступает в действие ещё одна характеристика, по которой очень легко отличить... ну, скажем так: нужное от ненужного – это высокий уровень самоиронии. И с этим у нас сегодня большие проблемы. Такие большие, что даже уже не смешно, когда какой-нибудь крохотный человечек вдруг начинает думать, что он на самом деле творит что-то важное и необходимое, а остальные козявки почему-то в упор этого не замечают, причём просто потому что думают то же самое о себе. В общем, постоянное столкновение с огромным количеством людей, ежедневно захлёбывающихся от собственной самозначимости, меня по-настоящему пугает, мне кажется, что что-то здесь не так... И если бы какая-нибудь ООН действительно решала мировые проблемы, то давно бы уже объявила о создании Общества по собиранию и защите самоиронизаторов, а также выпустила бы Декларацию о защите прав самоиронии от всех серьёзных людей. Но самоирония при всей своей сверхзначимости – дело второе, потому что первое (но это всё – после таланта), как я уже не раз и не дважды говорила – нетворение гадостей другим. Намеренное и сознательное стремление, осознаваемое желание навредить кому-то – точно не почва для поэзии, надеюсь, это объяснять не надо. Понятно, что только благодаря этому, нельзя стать Поэтом или Музыкантом, но как-то слишком хорошо видно: после каждого неправильного шажка по натянутому канату судьбы им приходится, ну, пусть не «расплачиваться», но долго потом восстанавливаться. Как Пастернаку, не сумевшему помочь Мандельштаму и Цветаевой, как всем, кто в свою очередь демонстративно отвернулся от Пастернака. И вот я читаю в журнале, номер последний, (не поверишь!) статью Недошивина о Мандельштаме: «Лучше, чтобы грузовик переехал меня, чем, чтобы я, сидя за рулём, давил людей». Это, друг мой, и есть предисловие к «...and i swear that i don't have a gun». Да, я понимаю, что это очень смешно, я имею в виду «don't have a gun», а не предисловие. Но ведь я предупреждала об увязывании всего во всё, ведь так? Это симптомы тех разных, прямо противоположных болезней: в одном случае некоторым нужно вечно крутить педали, до самого последнего момента, иногда рассеянно кивая: «Да-да, я понимаю, что когда-то мне придётся слезть с велосипеда... Но ведь когда-то!». В другом случае дорога от подвального клуба до сцены с симфоническим оркестром оказывается такой, что некоторые предпочитают оставаться... в подвальных клубах. Да, во-первых, не все потянут симфонический оркестр, но в главных – некоторым на хрен не нужен никакой оркестр, хотя бы потому что – есть жизнь и без оркестра. «Иногда мне кажется, что мы всех очень сильно надули, потому что я беспокоюсь о себе и о своей группе куда меньше, чем хотелось бы журналистам. Думаю, проблема нашей реальной истории в том, что она недостаточно интересна, чтобы быть хорошей историей». И нужно понимать, что самосожжение – не такой простой фокус, как кажется со стороны (надо ли говорить «сами попробуйте»?), что жажда смерти не предполагает отсутствие мозгов, а ощутимая жажда жизни – гарант кое-какого знания о смерти. Мне так видится, что при раздаче судеб действующие лица просто поставлены в неравные условия: одним изначально даётся знание, а другие должны как-то сами узнавать, и хотя конечные результаты всё равно будут одинаковыми, это как-то несправедливо... Ну, возможно, в этом как раз и есть смысл. Знаю, что ты обязательно спросишь, а с какого перепугу в размышление о творчестве я вплела спорт и спортсменов? Вероятно, с такого, что я всё-таки веду речь не столько о творчестве художественном, сколько о жизнетворчестве вообще, что, в свою очередь, является понятием как минимум двояким. Мне кажется, что важнее замаха на переделывание целого мира – строительство (или разрушение) мира собственного. Вернее сказать, с этого всё и начинается: талант всегда выливается за пределы и границы и заражает окружающих, просто масштабы будут разниться, но вообще-то и это ерунда, поскольку любой человеческий масштаб относительно Времени и Вселенной просто смешон. «Все гитары для левшей совершенно убогие...» Интересно, да, что в своё время Джими Хендриксу приходилось играть на перевёрнутой гитаре... За последние шестнадцать лет кое-что изменилось, и произошло это ещё и потому что кое-то в своё время не поленился дать интервью журналу «Guitar World», а вовсе не благодаря Полу МакКартни. В том числе и поэтому майки с сэром Полом как-то не очень носятся. Но это так, мелочи, конечно. И велосипедный пелатон – весь в жёлтых браслетах – это ещё такие мелочи... Это не масштаб, это «цветы и деревья», на которые мы будем смотреть, чтобы они жили. «Возможно, я умру, сидя на велосипеде – ну, всё равно когда-нибудь придётся...», а если точнее, то: «Лучше сгореть, чем раствориться» – и есть боевой клич последних героев, на долю которых уже не осталось подвигов, равнозначных величине самих героев. © Copyright: Плутонный Трактор, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|