Хоронить. Подальше и побыстрее

Плутонный Трактор: литературный дневник

На свою природную тормознутость и завидную (по некоторым случаям) тупость я списываю многие свои несуразные поступки, необязательные ошибки и прочие мелочи жизни. Но вот что касается российского нашего кинематографа, то здесь моя «вера в лучшее» могла бы посоперничать со многим патриотически настроенными любителями кино. Это я, конечно, сейчас так говорю. По прошествии определённого количества времени и достаточного количества определённых ошибок. Российское современное кино я больше не смотрю, по крайней мере, точно не пойду в кинотеатр да и вообще почти не интересуюсь новинками и премьерами. Наконец-то можно признаться.


Вообще-то подозрения закрадывались и накапливались давно. Логичные вопросы возникали даже не в самых подверженных логическому мышлению умах. Почему? Идеи и истории есть, есть прекрасные технические специалисты, чудесные актёры и некоторым вроде даже неплохим режиссёрам иногда удаётся собрать всё это вместе. Почему?! Почему не получается кино??? Я неправильно смотрю. Версия хорошая, самая правдоподобная из возможных, я её тоже придерживалась, пока не начала сомневаться... Ну, как – сомневаться: я не знаток, не ценитель, даже не полноценный фанат, я просто люблю кино, всякое, разное, мне просто нравится наблюдать явление, чьё происхождение досконально объяснить невозможно. Я имею в виду не технический процесс создания фильма, а то ощущение, которое возникает при соприкосновении с искусством, когда в одно мгновение ты совершенно чётко ощущаешь: вот оно.
Так вот, даже если я что-то пропустила (что-то значимое, я имею в виду, и допускаю такую возможность), могу сказать, что вот это главное исчезло из нашего кино абсолютно и, видимо, бесповоротно. Да, я могу воспринимать киноповествование не целиком, фрагментарно, пересматривать только понравившиеся отрывки или моменты, взять только одну-две фразы, да просто смотреть титры с музыкой, если там есть на что смотреть и что послушать! Но при этом я отдаю себе отчёт, что пересмотреть фильм целиком никакого желания нет, и не появится оно ни в ближайшем, ни в отдалённом будущем. Кино нет. Не складывается. Не находится. Не происходит. Ну, нет его, что бы там ни твердили совершенные профаны, мнящие себя специалистам – дай боже, что два фильма одного и того же режиссёра посмотрели!..


О специалистах... Читаю, уже не в первый раз: несмотря на то-то и то-то, тому-то и тому-то в очередной раз не удалось вот это и это, хотя нельзя не отметить уже привычно высококачественную работу актёра N, ну, N он на то и N, он всегда такой и т. д. Что это?! Ну что за фигня??? А я прекрасно знаю большинство кино- и ТВ-ролей этого N, да я просто его очень люблю как актёра, классного актёра – ну, он на самом деле не умеет плохо играть – и честного человека, который не скрывает, что большая часть того, что видно на экранах – полная туфта, а вкладывать деньги в рекламу Чехова А. П. никто почему-то не спешит.


Это же тупик, из которого никак нельзя выйти, уж тем более – обратно. Возможно. это касается и мирового кинематографа в целом, но сейчас я о своём. Наше кино как искусство, способное что-то сказать, держалось до последнего, пережив живопись, архитектуру и скульптуру, нивелировку музыки и вновь вернувшуюся элитарность театра. И тогда его решили убить. Объединёнными усилиями многих сфер деятельности его привели в тупик и оставили там умирать. Карнавальная пустота, нежизненное мелкотемье, поверхностный взгляд на всё и полное отсутствие вопросов, не говоря уж о вариантах ответов. Похоронить как положено ни у кого, конечно, рука не поднимется, потому как официально объявить о кончине этого великого значит, как и положено в таких случаях, признать себя строителями чего-то совершенно нового. Но! Сегодня это оказывается невозможным: несмотря на всё своё самомнение, признанные (и непризнанные, конечно) таланты и уверенность в безоблачном будущем, в пионеры и строители никто из этих лозунгопоклонников не рвётся. Не странно...
Разве не странно, что наше великое кино закончилось вместе с восьмидесятыми? Мне кажется, нет, мне кажется, это как раз закономерно. Остались мэтры, их ученики и всё остальное. После конца восьмидесятых мэтрам стало ещё сложнее, чем было до, и их настоящим ученикам точно так же должны быть не видны блестящие перспективы российского кинематографа, о которых так упорно твердят эти все остальные.


В своё оправдание могу сказать только, что один фильм я очень жду. Давно, вместе со всеми, кто продолжает ждать и надеяться. Киносайты отсылают к двенадцатому году (да, немного смешно), а две газеты писали о пробном показе, который уже был, и люди (понимающие, конечно) выходили впечатлённые... Но всё это хрень по сравнению с размером моей надежды на это кино. На то, что оно не умерло, а пытается пробить ту самую стену, которую просто построили вокруг него. «Ой, это же так длинно, так занудно, мрачно, депрессивно, несмотрибельно – жуть, уберите это от меня!..» Забавно же, что когда искусство говорит правду в соответствии с канонами искусства, ему кричат «Фу! Что за гадость!», а вот когда кино впаривает зрителю откровенную лажу посредством немудрёных, но проверенных на усвояемость веками методов — все восхищаются и верят. Или я не так смотрю...
Но, возвращаясь к самому долгоожидаемому фильму в истории нашего кино, скажу вот ещё что: мне всё равно, что я не увижу этот фильм на большом экране, что весьма вероятно. Я ни один из русских киношедевров не видела на большом экране, это ничего не значит. И, возможно ничего грандиозного со мной не произойдёт, когда я его увижу. Кроме одного: я буду точно знать, что я не одна думаю и чувствую так же.



Другие статьи в литературном дневнике: