Как сердцу высказать себя?

Карина Мажан: литературный дневник

"Как сердцу высказать себя?" книгу с таким названием мама привезла из Ташкента, в 1987 году, красивая, в небесно-голубом твёрдом переплёте, с нарисованным изящным гусиным пером, украшенным цветами и витиеватостями, книга производила впечатление чего-то восхитительного и одновременно загадочного. Среди прочих книг мама привезла и Узбекские народные сказки, вызвавшие во мне большой интерес и надолго ставшие самыми любимыми, ведь мне было десять лет, и я училась в третьем классе.


А Книга в небесно-голубом переплёте поселилась на книжной полке в спальне родителей, и я часто видела её на журнальном столике возле торшера.


Однажды в старших классах школы на уроке русской литературы мы получили задание сделать анализ стихотворения на выбор, так Книга привлекла моё внимание и попала ко мне в руки. Оказалось, что это Сборник поэзии самых известных поэтов теперь уже позапрошлого века. Не припомню какое стихотворение я выбрала для выполнения задания, но хорошо помню, какое впечатление на меня произвело стихотворение Ф.Тютчева "Silentium!", что в переводе с латинского значит – Молчание. Как оказалось строка из этого стихотворения и послужила названием для Сборника.
А стихотворение было необычным, особенно последние строки:


"Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!"


И в самом деле, эти слова были не о любви к родине, женщине, природе, но о внутренней жизни поэта, гораздо более глубокой и сокровенной, чем это может показаться на первый взгляд. Но в старших классах школы осознание и понимание о чём именно написано это стихотворение было далеко, кстати сказать, оно и сегодня не слишком приблизилось, поскольку в этой области для нас всегда остается много неизведанного. Однако свой след в душе стихотворение оставило и не потерялось в памяти.


Размышления на эту тему, показались мне созвучными со стихотворением А.Пушкина "Осень". Помнится в школе мы заучивали наизусть лишь небольшой отрывок, начинавшийся словами «Унылая пора, очей очарованье…», но мне было интересно выучить стихотворение полностью. Вспоминая и рассказывая стихотворение самой себе впоследствии, у меня создавалось впечатление, будто поэт рассказывает о своих чувствованиях непосредственно мне в настоящем времени, так непринужденно и легко оно написано. И тогда же, внимание моё привлекли слова:



И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды меты моей.


XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.


XII
Плывет. Куда ж нам плыть?.."


Не помню, чтобы в школе этой последней части стихотворения уделялось особое внимание. Теперь же мне представляется, что всё сказанное выше лишь предисловие для этой основной мысли поэта. Здесь явственно отображается богатство внутреннего мира, погружаясь в который он испытывает вдохновение и счастье. Кажется даже, что он счастлив потому что вдохновлён.


Но что есть вдохновение? В различных толковых словарях оно описывается по-разному и сходно в том, что это состояние творческого подъёма и воодушевленности, прилива творческих сил. "Неожиданности души", как написал об этом Ф.Шиллер. А в книге Я.Парандовского "Алхимия слова", с исследованиями на эту тему, есть глава, которая так и называется: "Вдохновение".


И конечно же, чем более развита душа и богато воображение тем более человек себе имеет и тем более он способен к самовыражению через искусство и творчество, и вдохновение в данном случае является как бы своеобразным источником, без которого это стремление не может осуществиться.


А что же обычный, среднестатистический человек, не поэт и не философ? Интересную мысль высказал на эту тему профессор Д.Лихачёв в своих "Письмах о добром и прекрасном": "Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти из жизни в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он о себе оставляет.".


Подобные этим мысли направляют нас к тому, чтобы мы чаще обращались к самим себе, исследовали себя, стремились понять и исправить, потому что всегда в нас есть нечто, что нуждается в правке. Но в силу различных жизненных обстоятельств, мы нечасто можем поразмышлять о себе, и к слову сказать мы к этому не приучены и не считаем это большой необходимостью. Часто недостатки свои мы считаем своей индивидуальностью и не задумываемся о том, как можем больно ранить окружающих, считая, что нас должны принимать такими, какие мы есть.


Но всем нам тем не менее знакомо состояние внезапного прозрения, когда мысль, казавшаяся такой простой и банальной, вдруг предстает в ином свете и кажется необыкновенной. Такие мысли было бы здорово замечать, записывать, время от времени вспоминать и раздумывать о них. Ведь они, мелькнув так легко забываются и исчезают, как тают от костра взметнувшиеся искры.


В этом отношении детство представляет собой прекрасное время постепенного взросления души незаметного для неё самой, когда она восприимчива к новому и удивительному. Начиная с пятого класса средней школы обучение моё совмещалась с ежедневными тренировками по плаванию, поскольку класс в котором я училась был спортивным. По утрам и вечерам по дороге в школу и обратно часть пути я ехала на трамвае и шла пешком через плотину водоёма, место по большей части безлюдное. С тех пор я полюбила ходить пешком. Мне нравилось идти в тишине и покое, о чем-то думать, мечтать, что-то сочинять, что бы потом придя домой поскорее записать. В детстве это состояние воспринимается как само собой разумеющееся, а если еще к тому же вам часто приходилось играть в одиночестве, то вы наверняка научились и занимать и развлекать себя не хуже, чем это могло бы быть в обществе сверстников.

Конечно, это не отменяет и не умаляет радости от общения с друзьями, вкусы которых сходны и близки нам. Но это только подтверждает, что нам стоит обратиться к себе и вспомнить кто мы есть. Ведь это потом, по мере взросления нам прививается мысль, что человеку для счастья необходим другой человек и если ты один, значит никому не нужен. И это сейчас не о том, что нужно быть одиноким всю жизнь. Это о том, что, воспитывая себя, мы делаем себя достойными спутниками не только для самих себя, но и для людей, которые с нами соприкасаются или идут рядом по жизни.


В завершении хотелось бы обратиться к словам А.Шопенгауэра на эту тему, высказанным в "Афоризмах житейской мудрости": "Ибо высшие, разнообразнейшие и наиболее прочные наслаждения – это духовные, как бы мы ни обманывались на этот счет в молодости; а эти удовольствия зависят главным образом от духовных сил. Отсюда ясно вытекает, насколько наше счастье обусловлено тем, что мы есть, нашей индивидуальностью."



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.08.2025. Как сердцу высказать себя?