Критики с завалинки, или Добролюбов отдыхает.

Елена Гусельникова: литературный дневник

Представим себе на минуту невозможное, нечто вроде наброска сценария к фантастическому фильму или рассказика мистически-фантастического. Собрались как-то на том свете за чашечкой чая великие русские критики прошлого и цензоры: царские, советские... ну фантастика же! В ней всё возможно. Литературу нашу обсуждают, куда её век новый вынесет. Разговоры, разговоры - и вот советский цензор, дабы разговоры текстами подкрепить, принёс ноутбук. Вот сейчас и посмотрим, чего там пишут, как критикуют. Упс! Вот и критическая рецензия. На пародию. "... - замечательный автор, болеющий за Россию, зачем её оскорблять?" - сурово вопрошает автор критической рецензии. "Замечательный, - скривился Белинский, - графоманка безмозглая. Щи бы лучше мужу варила, а она туда же". "За Россию болеть - и нести такую ахинею? - фыркнул советский цензор, - да я бы такой бред в печать не допустил. Чтобы не говорили, что СССР - страна безграмотных и в ней печатают абы что". "Позвольте, милостивые государи, - удивился царский цензор, - Да где же тут оскорбление-то? Ладно, дальше посмотрим... а вот это уже дельная критика - но чего". "Действительно, что это такое? - заинтересовался Писарев, - не понимаю". Не понимает никто. К какому жанру относится написанное? Вроде бы как "Избранные места из переписки с друзьями" - в данном случае с не-друзьями. Названо статьёй, на самом деле рецензия, написанная одному автору другим автором, и комментарий уже автора т.н. статьи: куда цензоры смотрят? "Так это, милостивые государи, челобитная цензорам, - откомментировал царский цензор, - Похвально. Но зачем же открыто? Тем паче, правилами местными вроде как не дозволяется, а правила, знаете ли, чтить надобно". "Доносчику первый кнут, - отозвался Добролюбов - вот, есть и те, кому не нравится". Дальнейшие комментарии к "статье" повергли собравшихся в шок. "..., ты сам - шизофреник, и именно тебя девушки не любят. Я, во всяком случае, тебя не люблю, да и другие девушки тоже. Иди, попробуй, может, от пожилых женщин ты дождёшься "любви". А... (автора "статьи" я люблю, и я ему родила дочь ... ". "И детей у тебя,..., насколько я знаю, нет. Неудивительно - тебя никто не любит". Далее критикесса другому участнику ветки рецензий, некоему К.: "Доброй ночи,... . Как Ваши дела? Я знаю, что Вы друг ..., так давайте вместе дадим отпор этому "...". Отпор ему должны дать и все те, кого он обидел на сайте стихов, а таких много, и Вы в том числе". На критикессу высыпается ворох благодарностей. " спасибо. А ... - ты действительно шизофреник, ... . Причём безмозглый" - это автор "статьи". "..., Вы - молодец! Мне бы такую жену и подругу!" - это уже К. К. этим не ограничивается - на всех парах летит к автору, которая посмела покритиковать произведение непонятного жанра, вот с такой "рецензией": "Есть одинаковые рифмы. Сами найдёте или подсказать?


Меня по морде били чайником,
По заду - палкой и мешалкой
...Меж ног, твердя: - Не будь начальником!
А на крайняк - лишь, воспиталкой".


Ух... помиловал. А то бы мог ещё и в глагольые рифмы носом ткнуть, классика стихирско-критического жанра. Пушкина с Лермонтовым не ткнуть - классики. И добавочка: "Вам лучше со мной не воевать стихами:)". Вот так. Такая вот литературная критика.
Собравшиеся переглянулись и дружно, в голос, воскликнули; - "Как хорошо, что у нас не было интернета!" За что и предложено было выпить. Не чаю.




Другие статьи в литературном дневнике: