Всех православных с праздником Вознесения Господня!В четверг 17 мая (н.ст.), православные со всего Мира отметили Праздник Вознесения Господня! Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников и совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда проходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи. Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление. "Слово на Вознесение Господне" Вот опустела земля, закрылись небеса, и не слышно более сладчайшего гласа – Учителя и Господа. Господь на Тайной Вечери, многими словами утешая учеников Своих, возвещал им не только о ближайшей разлуке, страданиях и смерти, но и о последнем разлучении, о Вознесении Христовом. Всех этих слов не могли вместить тогда ученики, и они путем многих скорбей и после многих откровений, которые имели от Воскресшего Господа, приблизились теперь к горе Елеонской, созрели, дабы принять Вознесение и возрадоваться радостию разлучения. Не так ли Господь ведет и воспитывает сердце человеческое – от временного к вечному, от обладания к разлучению, ради паки приятия? Но зачем вознесся Господь? Отчего во время сие не восстановил Он Царствия Израилю? Эти вопросы подсказывают нам наши слабость и маловерие. Вознесся Господь, также как и воплотился, ради нашего спасения, в его исполнение. К этому была внутренняя необходимость, для завершения дела Христова в Его вочеловечении. Если бы Господь пребыл на земле и не вознесся бы на небо, это означало бы, что человеческому естеству нет дороги в Небесное Отечество. Но Сын Человеческий получил "власть над всякою плотию, да всему даст Он жизнь вечную", а посему и молит Он Отца в первосвященнической молитве: "Да прославит Он Его славой, которую имел Он у Него, у Отца, прежде создания мира", – это сказано о грядущем Вознесении Господнем. "Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, что бы они имели радость совершенную" – радость Вознесения. Вознесение на небо и одесную Отца сидение – означает полное и окончательное спасение и обожение человеческого естества. Нет более разделения небесного и земного, ибо в небесах сидит на престоле Бог, носящий человеческую плоть, носящую раны Его спасительных страстей. Его Крест и Его честные страдания, через Вознесение, стали неотъемлемым содержанием славословия небес. И Господь, возносясь на небо, благословляет землю пречистыми руками Своими, пронзенными гвоздьми, благословляет землю крестным благословением. "Аще Аз вознесен буду от земли, то вся привлеку к Себе" – силою крестной любви. Вознесение есть крестное прославление человеческого естества: "И славу Твою, которую Ты дал Мне, Я дал им… Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне", – потому что возлюбил Меня прежде сложения мира крестною, всежертвенною любовию. Вот что означает в любви Божией к миру Вознесение Христово. Оно и полагает путь к схождению в мир Духа Святого, Другого Утешителя, к созданию на земле Церкви Христовой, к приятию радости совершенной о Духе Святом. "И вы же печаль имате убо ныне, паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возьмет", – ради этой радости совершенной, ради пламенной и вдохновенной любви ко Господу, нужно быть готовым пойти вслед за Ним путем крестного восхождения, навстречу Его Вознесению, искать Его со слезами, с тоскою великою. "Желание имый разрешится и быть со Христом" – это пророчески засвидетельствовано еще в ветхозаветном гимне любви Невесты к Жениху: "На ложе моем, ночью, искала я того, кого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям и буду искать того, кого любит душа моя". Вознесение поэтому, сообщая духовную близость со Христом, по-своему оживляет и болезненное чувство Его удаления из мира, со вдохновенным, пророчественным ожиданием Его Второго, нового Пришествия. Любовь к дальнему и ближнему, к вознесшемуся и в нас живущему и пребывающему, священная тоска по горнему, ангелоподобное житие наше на небесах, со Христом, есть тайна души, сокровенность сердца, как совершающееся таинство богообщения, которая дается нам светлым Христовым Вознесением. О радосте разлучения, о светлая обетованная встреча! И как можем мы горевать о разлуке, когда каждый день на наших грешных руках, видимо и действенно, почивает пречистый Агнец Божий и напаяет нас Кровию Своею честною. Когда в каждом призывании имени Его, в каждом молитвенном вздохе, в каждой слезе покаяния и умиления ощущаем блаженное пришествие Его наитием Духа Святого. И се, по обетованию: "Он с нами, во вся дни, даже до скончания века". Когда мы взираем на небесную лазурь, душа наша расширяется. Она чувствует в небесах след вознесшегося Господа, она помышляет со страхом и трепетом, но и с радостию великой, о грядущем явлении Его. Молитва наша, верою и любовию собравшихся днесь у горы Елеонской, да будет едина с первенствующей Церковью, единого чаявшей – пришествия Господа и восторженно и вдохновенно взывавшей: "Ей, гряди, Господи Иисусе". Вознесыйся на небо, Господи Иисусе Христе, возноси и наш ум и сердце к Тебе, да забудем Землю и вся, яже на ней. Научи нас Сам молиться о Твоем пришествии и дай нам встретить Тебя с горящими свещами душ наших. Пошли и нам Духа Твоего Святого, вопиющего в сердцах наших: "Авва Отче", – да воспламенятся любовию Твоею крестною. Укрепи нас искать Тебя со слезами и обрести Тебя в сердце глубоком, во всем творении Твоем, в каждом человеке и в каждой твари. И дай нам в силе любви, веры, надежды, христианского мужества и терпения непрестанно взывать к Тебе: "Ей, гряди, Господи Иисусе, и да приидет Царствие Твое". Аминь. Валаамский монастырь. "Вознесение Господне. Глава из Закона Божия Серафима Слободского" Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы". Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым". Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их. Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т. е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Марка, гл. 16, 15-19; от Луки, гл. 24, 46-53; см. в Деянии Свв. Апостолов; гл. 1, 2, 4-26. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6951.htm © Copyright: Ольга Тимофеенко, 2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
|