Новая встреча с Надей Рушевой

Татьяна Гордон: литературный дневник

НОВАЯ ВСТРЕЧА С НАДЕЙ РУШЕВОЙ


Случайно зашла в архив клуба «Слово», нашла одну статью, которая вернула меня в мою юность. Город Тула, государственный педагогический институт имени Льва Николаевича Толстого. Это 1966-1969 годы.
Уже не помню в который год в картинной галерее города была выставка рисунков талантливой девочки Нади Рушевой. Читала статью, а перед глазами залы галереи, рисунки Нади. В основном это были карандашные иллюстрации к роману Толстого «Война и мир».
Творчество девочки поражает…
Вставляю здесь статью, взятую из архива клуба «Слово».


НАДЯ


31 января 1952 года родилась Надя РУШЕВА – талантливая художница,
навсегда оставшаяся 17-летней. Она прожила чуть более 17 лет
и оставила после себя 10 тысяч рисунков, среди которых иллюстрации
к романам «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Маленький принц».


Рисовать Надя начала в возрасте трёх лет – несмотря на то,
что её отец был художником, рисованию её никто не обучал.
Однажды Николай Константинович читал вслух «Сказку о царе Салтане»,
а когда закончил, Надя показала ему 36 иллюстраций, которые
успела сделать за это время. Так и повелось – девочка слушала
или читала интересные истории и моментально зарисовывала
свои впечатления, создавая целые миры с помощью перьевых ручек,
фломастеров и цветных мелков. Рисунки рождались без эскизов,
она всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком.
«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки,
и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя.
«Браво, Надя, браво!», – написал на одной из её работ итальянский
поэт и сказочник Джанни Родари. «Я не знаю другого подобного
примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов,
музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы,
у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на студию
и освоение мастерства», – писал о ней доктор искусствоведения
Алексей Сидоров. Необычные способности художницы ярко проявились
в ее последнем цикле – первых в истории отечественной литературы
иллюстрациях к роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
Позже, уже после смерти Нади, рисунки показали вдове писателя
Елене Сергеевне. Она была потрясена: девушка изобразила
перстень на пальце Мастера, который был точной копией фамильного
перстня Булгакова. А портрет Маргариты очень походил на старую
фотографию самой Елены Сергеевны.
5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу, но внезапно
потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу,
но спасти не смогли – 6 марта её не стало.
Врачи говорили,
что это чудо – дожить до 17 лет с врождённой аневризмой сосудов
головного мозга. Обычно дети с таким заболеванием живут недолго…
После себя Надя оставила более 10 тысяч рисунков, однако точное
их количество с трудом поддаётся подсчёту – многие из них были
раздарены ею при жизни. Незадолго до этого Надя гуляла с подругой
по улице и, увидев похоронную процессию, звучала печальная музыка…
Надя сказала: «И так тяжело – человек умер, а тут вдруг такая музыка.
Еще больше людей добивают. Если я умру, я бы хотела,
чтобы меня похоронили в артековской форме и чтобы играли «Битлз». "
Так и вышло...


Материал из интернета.


Это как второе свидание с юной художницей. Вспоминаю, что на стене одного из залов висела отпечатанная биография девочки. Значит, это был последний год моей учёбы в Туле – 1969 год.


Татьяна Гордон
29 ноября 2021 года




Другие статьи в литературном дневнике: