Киндяковский или Шутов камень

Татьяна Гордон: литературный дневник

КИНДЯКОВСКИЙ ИЛИ ШУТОВ КАМЕНЬ


Недавно услышала, что в нашем Подмосковье есть такой Шутов камень. /Стало интересно, что эта за достопримечательность. Нашла минутку и открыла интернет. Вот что попалось мне. Оказывается, этот камень лежит в Дмитровском районе. А ведь там я была в студенческие годы, когда в диалектологической экспедиции вместе с другими студентами Московского областного пединститута имени Н.К.Крупской на севере Московской области собирали диалектные словечки. Для чего? Наш институт тогда готовил Словарь диалектов области. Так вот тогда я об этом камне ничего не слышала.
Теперь добытая информация стала мне очень интересна, поэтому я и вставляю её в свою дневниковую страницу.
Киндяковский или Шутов камень, находится возле деревни Киндяково Дмитровского района Московской области. Место, где находится Шутов Камень, называется Кимершинским Святилищем. «
Киндяковский камень в Шутовом лесу. Это небольшой серый кварцит чуть менее 1,3 метров длиной. Рядом – деревня Киндяково. Поэтому Камень и получил название Киндяковского. Лес вокруг него уже после крещения Руси прозвали Шутовым. ... Как в наших местах, где валуны скрыты под толщей земли, оказался этот камень лежащим на поверхности? Почему он уже много столетий не тонет в болоте? Связан ли он с культом Велеса или женскими силами плодородия, богиней Мокошью? ... Многие православные храмы стоят на месте древних святилищ. Почитание родников также идет с дохристианских времен. Орнаменты наличников, узоры ручников сохранили традиционные мотивы.
В окрестных сёлах до наших дней дошла традиция почитания этого большого валуна, который называют Киндяковский камень . Относится к категории мегалитов. Валун лежит в болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши. (В названии реки явно читается этноним Меря).
Тропка к камню ведет мимо дорожного знака
Для начала немного истории: В «Описании путешествия в Московию» 17 века немецкого ученого Адама Олеария приводится легенда: "в далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде в основе Границ Московии лежат эти 9 осколков камня Алатыря. И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Тула, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск... (Кстати вот откуда есть пошла историческая Россия) Московиты верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед".
Адам Олеарий
Далее Олеарий пишет о том, что к этим камням, разбросанным у девяти городов, постоянно приходят люди в надежде на исцеление, а великий князь московский даже водил к камню, что лежит у Дмитрова в Шутовом лесу, свое войско перед военными походами. Якобы князь верил, что, прикоснувшись к этому камню, его воины станут неуязвимы и вернутся с победой.
Мостик через Кимершу (Меря?) ведет прямо к камню
Шутов лес находится возле села Турбичево. Рядом еще несколько деревень – Глухово, Кульпино, Пешково, Киндяково. Шутов Лес - древнее многих окрестных деревень. Вспомним распространенные поговорки "А и шут с ним", "Шут его знает", где слово это употреблено в значении "бес", "черт". Но ведь "бес" - это уже позднее, это уже после крещения. А до того? "Бог"? Богов Лес, Лес Богов?
На подходе к святилищу.
К нему издавна приносили тяжелобольных детей, чтобы пройти с ними ритуал омовения. Выглядело это так: Камень обливали водой из ручья, потом собирали ее в особую посудинку и омывали ребенка. После этого на него надевали новое белье, а старое развешивали на растущих вокруг деревьях. Считалось, что если ребенку суждено жить, то он совсем скоро пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет. Согласно легенде, именно этот камень, несомый волшебными силами, сам приплыл по реке Кимерше в день летнего солнцестояния и выбрал место, где ему лежать.. Место надо сказать очень сильное.
Существует версия, что в переводе с мерянского языка, «Яхрома» означает «озёрная река».
Земля вокруг камня усеена жертвенными монетами.
В эпоху раннего железа территория Дмитровского края была заселена финно-угорским племенем Меря. Обнаруженные на этой территории остатки укреплённых и неукреплённых поселений «дьякова типа» относятся к II-X вв. н.э. (Синьковское и Кикинское городища, Каргашинское селище). Именно Дьяковцы и Меря первыми на нашей территории стали изготавливать железные орудия, добывая болотную руду и вываривая её в специальных печах.
С приходом славянских дружин с Руси начинается новая эпоха в истории края, включённого в состав Киевского государства. В 1154 году, на месте старого мерянского поселения, Ростово-Суздальским князем Юрием Долгоруким был основан пограничный город Дмитров.
Деревья сплошь увешаны тряпьём-отдарками.
Что удивительно, у камня нет следов христианской символики (если не считать железного надгробного креста в лесу неподалёку) зато есть вот такое резное изображение Хозяина увешанное тряпицами.
Православный крест стоит прислонённый к дереву неподалеку от святилища
На холме виднеется деревня Турбичево.»


Теперь мне ясно: почему не знала этой истории: мы собирали диалектные словечки в других деревнях Дмитровского района. Конечно, хотелось бы съездить к этому камню. Но… Слишком уж это далеко от нас.


Татьяна Гордон


20 сентября 2018 года



Другие статьи в литературном дневнике: