Сказки Шварца

Натали Никифорова: литературный дневник

Шварц многое приблизил к нам: его персонажи говорят как обычные люди, их характеры – это (часто более резко очерченные) характеры обычных людей, которых мы встречаем в жизни. Но сама схема сказки, сами проблемы, поднимаемые в ней, не принадлежат конкретной эпохе или стране. И каждый волен находить в ней то, что близко именно ему, именно здесь, именно сейчас. Ведь лесть остается лестью, жестокая власть – жестокой властью, ложь – ложью.


В 1940-х годах народ мог увидеть в Драконе и Бургомистре – Гитлера и Запад, в 1960-х – Сталина и Хрущева. А в конце 1980-х Марк Захаров в своем фильме «Убить дракона» придал Бургомистру явные черты Брежнева. Дракона он вообще показал в трех обличьях – милитаризованном, шоуменском и экзотично-самурайском, а особый упор сделал на погромах, которые устроил народ после избавления от Дракона под радостные возгласы «Свобода!».
Но ни в коем случае нельзя забывать, что эти сказки не о Сталине или Гитлере, эти сказки – о нас. Место Дракона, горожан, Тени или Министра-администратора всегда вакантно для того, кто скажет «все люди – свиньи», «нас так учили» или что «единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного».



Другие статьи в литературном дневнике: