В Большом театре Золотой петушокЗавтра вечером в Большом театре премьера . Опера Римского – Корсакова «Золотой петушок», либретто Владимира Бельского, по сказке А. Пушкина. А я посмотрела оперу сегодня 17 июня 2011. Все просто, сегодня в Большом была генеральная репетиция. Генеральная репетиция в Большом отличается от премьеры, пожалуй, двумя вещами. Первое, в графе цена на билете стоит 0, а отсюда вытекает второе, на спектакле присутствуют только приглашённые. В остальном это полноценный спектакль совершенно не похожий на обычный прогон, когда режиссер то и дело останавливает действо и вносит поправки. Оперу мы с подругой чуть не сорвали. Она вынесла мне билет к служебному входу в половине седьмого, как договорились. Я пошла с билетом в театр, а она на лифт, чтобы подняться в закулисье. Но в лифте оказался один лишний мужчина. В общем, случился перевес, и лифт повис между первым и вторым этажами. А подруга задействована почти во всех сценах первого акта. Уже после спектакля она мне со смехом все это рассказывала, а представляю, как не до смеха её было в том лифте!
Кирилл отошёл от классической интерпретации. Он говорил, что не хотел показывать лубочную Русь с лаптями и кафтанами, хотя признал, что это было бы привычнее многим. А актриса Молодёжной оперной программы Венера Гимадиева на вопрос о своем персонаже, а пела она главную роль Шемаханскую царицу, рассказала нам, что в прочтении Серебрянникова она не просто царица, а ещё и мать Золотого петушка. На мой вопрос о том, что неужели все так плохо кончится? Она ответила, что да, все будет очень плохо для всех кроме шемаханской царицы и петушка. Из всего услышанного я сделала вывод, что меня ждёт что-то необычное. И не ошиблась. Занавес открылся…. И мы попали в Кремль. Прямо в кабинет к Леониду Ильичу. На сцене маршируют солдаты. Охранники с мобильными телефонами и огромными овчарками (с которыми я столкнулась ещё на служебном входе, когда ждала подругу). Золотой петушок нашего времени. Даже не 70, хотя видится Брежнев. А настоящее время. Мне тоже не понравилось. Хотелось чего-то возвышенного. Чтобы душа пела, как после Евгения Онегина ещё недели две. А тут … хотелось скорее под душ. Кирилл говорил, что опера о любви. Но её то как раз совсем не было. Хотя.. как сказал мне юноша, который был ответственен за декорации, у Пушкина сказка тоже не о любви. Декоратор спросил меня: «Как декорации?» Но не покидало неприятное ощущение. Из этого я сделала вывод: не понравилось. Обратилась с вопросом к Эдварду Радзинскому: «Вам понравилось то, что мы посмотрели?» Перед глазами большая афиша оперы: на ней мужчина, похожий на директора Большого театра облизывает сахарного петушка из детства!» Ирония. Наверное, классическое прочтение Золотого петушка глубже, потому что оно вмещает все слои. А здесь показан один из слоев. И он режет по нервам, как острая бритва. Когда Додон вожделеет Шемаханскую девицу , это смешно. Когда любовная сцена девицы и царя проходит около убитых сыновей и сразу же после того, как Додон узнает об их гибели, это не смешно. Кальсоны приближённых воинов и спущенные штаны Владимира Моторина (Додон) – это пошло. Одно дело, когда шемаханская царица убивает двух царевичей. Жалко, страшно, но это сказка. И совсем другое дело, когда царь, а в нашем случае глава государства пляшет на гробах своих сыновей. Это непереносимо страшно. Это все и не понравилось, потому что слишком похоже на правду, а не на сказку. Опера сделала своё дело. Дала по нервам. Заставила задуматься. Кирилл говорил, что опера о том, что надо любить друг друга и бережно относиться друг к другу. Но этого нет в опере. Нет любви, нет бережного отношения друг к другу. И это очень не нравится. © Copyright: Натали Никифорова, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|