Перечитал «Сраженного Рыцаря» Александра нашего Сергеевича (1815).
Зримо, ясно, впечатляюще. Торжественно и печально.
Но лёгкое смутное чувство остаётся после прочтения. Трещинка. Какой-то сбой в трёхмерном восприятии.
Так в чём дело?
...
Вкруг холма обходит друг сильного — конь;
В очах горделивых померкнул огонь,
Он бранную голову клонит.
Беспечным копытом бьет камень долин
И смотрит на латы — конь верный один,
И дико трепещет, и стонет.
...
Хладеет пришелец, — кольчуги звучат.
Погибшего грозно в них кости стучат,
По камням шелом покатился,
Скрывался в нем череп... при звуке глухом
Заржал конь ретивый — скок лётом на холм, —
Взглянул... и главою склонился.
Верный конь, тоскуя, бродит вокруг мёртвого хозяина. Сколько же времени прошло с момента смерти, если тело уже разложилось и остались только кости? А конь всё бродит? Это не придирка и не педантская бухгалтерия - это вопрос содержания и смысла.
Одно из двух.
Или это сознательно допущенная условность, для усиления общего впечатления, в сказочном, былинном духе.
Или - второе - отнюдь не живой конь имеется в виду, не из плоти и крови. Призрак, дух бестелесный, точно так же давно погибший вместе с рыцарем. Тем более что путник, споткнувшийся о ржавые латы, не видит и не слышит никакого коня!
Мне по духу ближе второе прочтение.
Интересно, что скажут по этому поводу пушкиноведы (настоящие).
***
Вот сайт, по которому стоит побродить: http://feb-web.ru/
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.