Эзогротеск – новый, описанный здесь мною поэтический стиль.
(Эзо – (греч. eiso, eso) – направленный внутрь, гротеск (франц. grotesgue, от итал. grotto – пешера) – причудливый).
Основную роль в становлении эзогротеска в поэзии призваны играть архетипы (врождённые общечеловеческие модели, которые заставляют людей реагировать на предложенную автором гипотезу определённым образом) и неотипы (надстройки архетипов).
Конечно, эзогротеск – это сочетание гиперболы и алогизма, однако, культ бессознательного не должен доходить до полного отрицания рационального мышления и уж тем более нельзя архетип заменять стереотипом, так как в замкнутом пространстве чётко очерченных рамок стереотипа и в его жёсткой внутренней структуре невозможна надстройка, следовательно, невозможно и развитие.
Если предположить, что человеческая речь появилась в результате подражания звукам природы, то вполне логично и то, что не только слова, но и звуки вызывают те или иные эмоции, так как интуитивно ассоциируются с теми или иными событиями.
Поэтика прародителей современного стихотворения – поэтика заговоров и колдовских заклинаний, а затем и более поздних сакральных текстов, изобилует разнообразными сочетаниями фонем, не поддающихся чёткому осмыслению, но способствующих отключению человека от обыденной реальности. Стихотворение подобно музыке способно передавать особый эмоциональный заряд, направленный на контакт с подсознанием. Поэтому ориентация на звуковую окраску текста, в эзогротеске являются основным принципом данного стиля. В пределах семантической мотивированности используются фонетическая вариативность, трансформация, рифменные, внутренние созвучия и звукопись. Для усиления звуковой выразительности речи используется также метод паронимической аттракции - слова стремятся плавно преобразиться, превратиться одни в другие, а также, в связи с дополнительно-символической функцией фонетики - метод сочетания фонем, фонов и аллофонов.
Только сознание читателя со стабильно «суженным» существованием не в состоянии вместить нечто большее, когда он выходит из зоны комфорта, испытывает страх и даже ужас. Отсюда резкое неприятие, отрицание не только новых форм выражения в поэзии, но и негативное отношение ко всему новому и прогрессивному вообще.
Можно сказать, что расцвет любого вида гротеска часто возвещает начало упадка империй, когда прежняя парадигма дискредитирована и отчётливо ощущается отсутствие трансцендентности - свободы от каких бы то ни было социальных, эстетических или логических ограничений. Кризис прежней парадигмы и тоска по трансцендентности провоцирует, а порой и вынуждает автора переступать через себя, выходить за пределы условно «дозволенного». Так что, осмелюсь предсказать, что жанр этот, наряду с верлибром, через некоторое время будет весьма актуальным, если вообще, полностью не придёт на смену псевдо поэзии и прямоугольной прозе.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.