Екатерина ДомбровскаяПАМЯТКА: ДЛЯ СЕБЯ И "ДЛЯ ТОГО ПАРНЯ" У В.О. Ключевского есть гениальное слово: "Учение - есть ответ на вопрос, возбужденный жизнью". 1. Сначала практика, потом созерцание. Сначала Лия ( отдаем ей дань служения), потом Рахиль. При том любовь к Рахили (как к идеалу) - пребывает от начала и до конца. 2. Духовные книги читаются деланием, жизнью. Духовные книги читаются соответственно нашему образу жизни. Если мы далеки от устроения "созерцания", мы не должны услаждаться ложными ощущениями созерцаний, которые в нас обманны, и мы приписываем их себе по причине самообольщения - в состоянии прелести. Хотя любовь к созерцательному идеалу жизни, понимание его запредельной для неочищенного сердца высоты и красоты пусть в нас присутствует. Отцы называли это "благословением ЗНАТЬ ПУТЬ". Но это отвлеченное знание. Это не наше личное владение. Мы туда, читая книги, смотрим сквозь высокий забор в щелочки, как воры. 3. Наш путь - практика. В чем она заключается? В руководстве нашей жизнью Самого Бога. В постижении и принятии Его воли в посланных нам обстоятельствах. УСЛОВИЕ: если сердце наше истинно (за этим словом - целое море условий - и первое - боязнь самообольщений и самосочинений) стремится ко Христу, молится и просит - чего?! Если просит оно "Исцели ны, Владыко!", то есть, если в нас есть истинное изначальное ощущение своей поврежденности, болезни, изуродованности, а потому и влечение наше ко Христу, прежде всего определяется как обращение к Врачу, в Истинность Которого мы верим. И действует это движение в нас исключительно через покаянное (пусть еще пока начальное) осознание своей болезни. Здоровые не нуждаются во враче. 4. Итак, первотолчок - чувство сердца, не головное словесное попугайство, но: Я ПРАВДА БОЛЕН. МНЕ ПЛОХО. УМИРАЮ. ПОМОГИ! 5. Этот механизм работает исключительно через ИСКУШЕНИЯ, которые нам попускает Бог на каждом шагу. Надо понавыкнуть видеть все как испытание нас, как искушения подлинности нашей веры, воли, намерений, истинной почвы нашего сердца. 6. Апостол учит: радуйтесь, егда впадаете в искушения. Почему? Потому что они даются нам как домашние задания, в которых цель - проживать каждое по Евангелию, по Слову Божию, по заповедям. Если мы не обманываем самих себя, мы в каждом искушении сами себе говорим: достойное по грехам моим приемлю. По каким грехам? По каким делам? Что я делал не так и почему? Чем я руководствовался, - вот тут ныжны конкретные ответы. 7. Так начинается путь длинною в жизнь - путь погружения в собственное сердце, путь узнавания того, о чем сказано: "тамо гади, их же несть числа". ПУТЬ САМОПОЗНАНИЯ. Каждое искушение - безценное сокровище, наилучший способ решения этой задачи. 8. Но мы немощны, мы помрачены, ум дебил, всепожирающая наша любовь к себе (эгоизм) - нам совсем не видима. Мы не видим, КАК враг через наши же страсти противодействует самопознанию. Подсказывает триллионы самооправданий и обманных чувств. Спасали раньше подлинные наставники. Ты им рассказываешь про благодатные слезы, а они отрезают - это не те слезы. Ты им про свою любовь к ближним и дальним, а они: это не та любовь. Истинная любовь - это когда ты на кресте, ты распят, а молишься за распинателей, понимая опять же, что не ты свят, так молясь, а достойное по делам своим приемлешь, и благодаришь распинателей своих трезво, понимая что они скальпели, вырезывающие твои опухоли. Потому так и велик и спасителен был путь откровения помыслов опытным и премудрым, потому что тебе помогали увидеть то, что враг мешал тебе видеть. 9. Жизнь (Бог) попускает множество вариантов распинаний, покуда ты не начнешь смиряться сознательно, видя, каков ты на самом деле и кто твой настоящий врач, и какая ПОЛЬЗА занимается перед тобой как свет далекой зари. 10. Вот тут ты и бросаешься по-настоящему к духовным книгам. Не потрму, что там все "красиво", "премудро", "оригинально", "интересно"... А потому, что там черный хлеб спасения для умирающего с голоду. Ведь все эти понимания, открытия самого себя, признание не своей правоты, даются кровью и не сразу. В этой брани с самим собой только молитва и рыскание по святоотеческим книгам за ответами в твоих КОНКРЕТНЫХ ситуациях, приносит тебе то спасительное противоядие, травку, витамин, которые и помогут тебе ПРАВИЛЬНО пережить искушение и выйти из него очередной раз обновленным. Хотя и окровавленным в самораспятии. В искушении Христос зовет тебя на крест. И ты добровольно подвергаешься распятию. Вот почему наш путь от падения к падению, - говорил Амвросий Оптинский. Упал - перестрадал, - нашел ответ для себя, вступил в очередной раз с новой силой в воды покаяния. И встал. Пошел дальше. Момент радости. Счастья даже. Мол, еще больше песка морского своей греховности ты увидел, и с муками, смиренно принял истину о себе. Да, Господи, Ты прав, я таков. Помилуй, прости, помоги. Идем дальше. 11. Да, есть канон: читать по ряду каждый день 12. Постскриптум. На разных этапах жизни благодать Божия помогает нам по-разному. А мы наивно и самодовольно приписываем ее озарения себе как наше окончательное достояние. И принимаем как наши окончательные достижения. Ничего подобного. Видим в себе какие-то высокие состояния, любовь и пр. И не ведаем, что путь к ним невероятно далек, что еще не раз все перевернется, что благодать будет промыслительно приходить и отходить от нас, потому что нам, пропитанным гордостью, не полезно быть в ней долго (поскольку сердце наше не чисто), а полезно нам чаще оказываться "голыми" и видеть себя, какие мы есть на самом деле. Слезы! Стыд! Вот только этими вИдениями своей обнаженности от всего, смиренными принятиями правды о себе мы только и сможем переставлять с трудом ноги на нашем трудном спасительном пути. От Голгофы - к Голгофе. И так - в страхе Божием и тихом (!) уповании на помилование (!) Владыки, и брести до конца. © Copyright: Шельгова Татьяна, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|