***

Виктория Баженова 2: литературный дневник

22 ноября 1920 года в скромной афинской больнице скончался старый монах в истёртой рясе. Два месяца он пролежал в палате для неизлечимо больных, сгорая от рака. При себе у него не было ни денег, ни панагии, хотя он имел епископское достоинство. Но в тот самый момент, когда душа епископа разлучилась от тела, по больничной палате разлилось дивное благоухание. Одежду усопшего переложили на лежавшего рядом паралитика, и тот тут же вскочил, благословляя Бога. А благоухание ещё полгода не ослабевало в палате. Так Господь прославил Своего угодника, который сторонился людских похвал и, будучи митрополитом, старался жить незаметно. Так Православная Церковь обрела святого по имени Нектарий, явившего в наш безбожный век полноту смирения – добродетели, которая, по мысли Отцов, есть «одеяние Божества»..
Конечно, о смирении знают лишь одни совершенные, но и мы можем постичь существо смирения, взирая на его проявления в святых людях, подобно тому, как при взгляде на видимый мир можно постичь величие Сотворившего мир Творца. Смирение же проявляется в осознании собственной немощи и бессилия, в признании себя последним из всех, в уповании на одного лишь Бога, в стойком перенесении оскорблений и полном отречении своей воли. Все эти качества святой Нектарий явил в своей жизни в полноте.
Святой искренне почитал себя последним из людей. Однажды, когда он был уже директором богословской школы в Афинах, серьёзно заболел школьный уборщик. В те времена в Греции не было социального страхования, и бедняга должен был потерять работу. Выздоровев, он застал школу в идеальной чистоте. Опасаясь, что его заменили, он пришёл рано утром и … застал директора, который подметал уборную со словами: «Подметай, Нектарий! Это – единственное, чего ты достоин». Увидев уборщика, митрополит подозвал его и сказал: «Не удивляйся! Я подменял тебя, чтобы ты не потерял работу. Но будь осторожен: никому не говори об этом, пока я жив!»
Когда в школьную церковь приезжал другой епископ, святой никогда не занимал главного места, даже если это полагалось ему по праву, но становился по правую сторону от престола, облачённый в малый омофор и чёрный монашеский клобук. Он почти никогда не надевал панагию, но подобно батюшке Серафиму, открыто носил лишь маленький нательный крестик.
В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться.
Святой Нектарий прошёл все три степени.
Ему многократно приходилось испытывать на себе человеческую злобу, зависть и ненависть, но он никогда не роптал на Бога и смиренно принимал посылаемые Им испытания. Будучи митрополитом Пентаполя, этот чистейший человек, трепетно охранявший свою девственность, был изгнан из Египта по обвинению в аморальном поведении. Его оклеветали приближённые престарелого Александрийского патриарха, которые боялись, что любимый всем народом Нектарий станет новым патриархом. Ему пришлось уехать в Афины, где два года он делил свой хлеб с нищими, обивая пороги министерств, чтобы получить хоть какое-то место.
На Эгине, незадолго до смерти, он испил последнюю горькую чашу. Мать одной из девушек, принятых им в монастырь, обвинила святого в том, что он сделал из её дочери и остальных монахинь любовниц, и рождённых от них детей сбрасывает на дно монастырского колодца. Судья, поверивший клевете, ворвался в монастырь с жандармами. Он бил святого, кричал на него и таскал за бороду, тот же молча молился. В колодце, разумеется, никого не нашли, а девушку отправили на осмотр к гинекологу, который признал её девство. Мать девушки, так и не покаявшись, сошла с ума, а судья смертельно заболел и, лишь уразумев причину заболевания и испросив прощения у святого, был исцелен.
Если говорить об оставлении гнева, то эту степень смирения святой прошёл ещё до пострига. Когда он служил сельским учителем на Хиосе, мальчик, помогавший ему по кухне, однажды забыл на открытом огне кастрюлю с едой. Еда сгорела, и сам дом оказался в опасности. Вспылив, Анастасий дал юному помошнику два подзатыльника, но тут же раскаялся. Он попросил у мальчика прощения, а для себя в наказание за грех выпросил у Бога полную потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу: до самой смерти святой Нектарий не чувствовал ни гнева, ни вкуса принимаемой им пищи.
Вот так до крови подвизались святые!
И уже незадолго до смерти смиренному Пентапольскому митрополиту явилась Честнейшая Херувим и оставила дивной красоты песнопение, переведенное теперь практически на все языки мира и известное как «Агни Парфене»



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.11.2025. ***
  • 12.11.2025. ***
  • 04.11.2025. ***
  • 03.11.2025. ***