***

Виктория Баженова 2: литературный дневник

ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПУТЬ ПОГИБЕЛИ ДУШИ
Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки.
Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других.
Знания же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и переоценивать.
По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы.
Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия.
В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло.
Избави нас, Господи, от этого!
А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется манией преследования.
Мания величия и мания преследования - самые распространенные формы душевной болезни.
Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям.
Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести, а иногда и самоубийства.
В начальной стадии гордость трудно бывает распознать.
Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой страсти.
Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в нем начало болезни.
Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я», но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как «майская роза» и начинает порхать как мотылек.
Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым.
Далее, если человек не приходит в сознание своей греховности, не кается и не исправляется, то болезнь развивается и обостряется.
У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими.
Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению.
Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи.
В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто встречает отпор окружающих.
Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех.
Естественно, его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми.
Злоба и ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его сердце.
Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения.
Его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою «правоту».
Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси.
В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом...
Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он приписывает себе.
Он уверен, что жизнь свою может устроить без посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни.
Он чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье.
Превозносится своею «мудростью», своими познаниями и гордится всем, что имеет.
Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться.
Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели.
;; Схиигумен Савва (Остапенко)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.04.2025. ***
  • 17.04.2025. ***
  • 16.04.2025. ***
  • 14.04.2025. ***
  • 11.04.2025. ***
  • 10.04.2025. ***
  • 09.04.2025. ***
  • 08.04.2025. ***
  • 07.04.2025. ***
  • 04.04.2025. ***
  • 03.04.2025. ***
  • 02.04.2025. ***
  • 01.04.2025. ***