О насАрхив - 12.07.2006 Чей ты родом, откуда ты?
— А где же Ташпековы? — Да вон же Геннадий автографы раздает, — ответили мне. Геннадий Александрович расположился рядом с одним из стендов, за небольшим столиком, уставленным стопками книг. Это были принадлежавшие его перу историко-этнографические очерки «Казахи Саратовской области». Он что-то увлеченно объяснял моим землякам, подписывал книги. Вопросы сыпались градом. Перебивать показалось неудобным. И уже подходило время открытия следующей выставки. Одним словом, тогда, в Год Казахстана в России, знакомство так и не состоялось. Когда же пришло время в очередной раз западноказахстанцам сверять планы дальнейшего сотрудничества, я заранее попросила Каиржана Султановича Идиятова назначить мне встречу с Ташпековыми. И отправилась в Саратов на день раньше делегации. Владимир Ташпеков ждал прямо у дверей гостиницы. Сразу же позвонил старшему брату. Тот радушно пригласил к себе в гости. Директор химического техникума кандидат исторических наук Геннадий Ташпеков живет в районе, который называют заводским или рабочим. Большую часть небольшой квартиры занимают книги. С первого взгляда ясно, что это «рабочий инструмент» хозяина. Так располагаются на полках только те издания, которыми пользуются постоянно. Геннадий, перехватив мой взгляд, объясняет, что знания всегда были в семье Ташпековых в почете. Отец окончил два техникума. Мать тоже сумела получить хорошее образование. А вот дед и прадед были потомственными скотоводами. Дальше о своих предках Геннадий Александрович рассказывает, вооружившись по укоренившейся привычке преподавателя указкой. Предмет его гордости — генеалогическое древо. — Нам, казахам, живущим за пределами Казахстана, просто необходимо знать шежире — свою родословную, — говорит он. — И у меня возникла потребность восстановить историю своего рода, проследить его корни, истоки. Перекопав огромное количество литературы, причем это были преимущественно казахстанские издания, мне удалось восстановить родословную Ташпеков до 28-го колена. Его предки из рода шеркеш жили на территории Букеевской Орды. По материнской линии они приходятся родственниками одному из приближенных Жангир-хана. Испытаний на долю семьи выпало немало. Мирная, размеренная жизнь в ауле Ташпек-кудук прервалась в 1930 году. Тогда к их деду пришел дальний родственник, председатель сельсовета, и, сам страшась своей смелости, сообщил о том, что скоро Ташпековых придут раскулачивать. Трудолюбивая, а по большевистским меркам зажиточная, семья попала в черные списки. Пришлось бежать, захватив с собой только самое необходимое. И когда уже в России дед отправился «выправлять документ», ему сказали: — Давай мы тебя Михаилом Ивановичем запишем, как всесоюзного старосту. Так у Ташпековых — деда, отца и братьев — появились русские имена и отчества. — Но моих детей зовут Азат и Анар, — рассказывает Геннадий Александрович. — Когда я работал над нашей родословной, Азат мне помогал. Его интерес позволяет надеяться, что все возвращается на круги своя. Так совпало, что именно в это время его классу дали задание рассказать о предках. И когда он принес в школу наше генеалогическое древо, все ахнули. А мой сын был чрезвычайно горд тем, что знает свой род. Живи и помни Именно с наследственной памяти все и началось. В 1997 году Ташпеков-старший баллотировался в Саратовскую областную думу. Когда встречался с избирателями в районах с компактным проживанием казахов, выяснилось, что молодежь не только не знает родного языка, но и обычаев, традиций, культуры своего народа. Захотелось поделиться тем, что сумел собрать и обобщить, разбудить национальное самосознание. Так родились очерки «Казахи Саратовской области». Это научное исследование, причем изложенное в популярной форме, интересно и легко читается людьми любого возраста. В книге рассказывается о значении Букеевской Орды, прослеживаются родовые связи, исследуются социальная структура, материальная культура казахов. Отдельные главы посвящены устройству юрты, национальной одежде и кухне, народным играм, музыкально-поэтическому творчеству. История, религия, обычаи и традиции — обо всем этом рассказывается подробно, аргументированно и с особым чувством гордости за свой народ. Геннадий Ташпеков пишет о том, что для кочевников, веками живших в единении с природой, был характерен иной строй мышления, а речь облекается в художественно-образную форму. Аксакалы во все времена ценили неторопливый задушевный разговор за чашкой чая или кумыса. Казаху свойственно не поучать, а убеждать. А в пословицах и поговорках представлена огромная мудрость, сочетающая в себе этику, педагогику и глубинный философский смысл. Сложившаяся в степи нация органично впитала в себя менталитет Востока и Запада. Клановость и большие семьи были просто необходимы при кочевой жизни. Столь суровые условия сформировали особый менталитет, свободолюбие, непреклонный дух, уважительное отношение к старшим и отсутствие раболепного поклонения власти. В сборнике приводятся данные нескольких переписей населения. После русских и украинцев казахи по численности занимают в Саратовской области третью позицию. Конечно, для того, чтобы свести воедино и логически выстроить столь обширный фактологический материал, автору пришлось не однажды побывать в Казахстане. В Приуралье у него не только друзья, но и родственники. В начале 90-х, сразу после окончания исторического факультета Саратовского государственного университета, молодой ученый приехал в Уральск. Два года он работал преподавателем в педагогическом институте имени Пушкина (ныне Западно-Казахстанский государственный университет). Здесь встретил свою судьбу. Алма Санатова работала в этом же институте. А кандидатскую диссертацию защищала уже в Саратове. Сегодня она — капитан, преподает в Саратовском институте внутренних войск. Приуралье для нее — родной край, по которому скучает, тоскует. Но в народе верно говорят: куда иголка, туда и нитка. Как-то, готовясь к очередной научно-практической конференции, в архиве она наткнулась на материалы о воинах-казахстанцах, которые во время войны лечились в саратовских госпиталях и были похоронены на саратовской земле. В списках — более двухсот фамилий. — Я разместила их в Интернете, — рассказывает Алма Тлеккалиевна. — Может быть, кто-то до сих пор ищет своих родных и близких. Или считает их без вести пропавшими. Война породнила русский и казахский народы и общей бедой, и общими потерями, и общей Победой. Ташпековы стояли у самых истоков зарождения Саратовского казахского национально-культурного общества. И уже вскоре это начинание приобретает гораздо больший масштаб. В 1997 году была зарегистрирована Ассоциация поволжских казахов, а Геннадий Александрович стал первым ее президентом. И еще одну дату он считает для себя весьма знаменательной. Два года назад ему была вручена престижная награда — знак губернатора «За милосердие и благотворительность». Чувство локтя Братья и похожи, и одновременно очень разные. Владимир моложе на семь лет. Говорит, что старший брат всегда был и остается для него примером. Как и Геннадий, он окончил исторический факультет Саратовского государственного университета. Тоже выдвигался кандидатом в депутаты в Саратовскую областную думу. То, что не получилось победить соперников, поражением не считает. Сейчас набирается политического опыта, работая как раз таки в Думе. Но у него есть еще одна должность — общественная. Он является представителем Западно-Казахстанской области в Саратове. Функции представительства многоплановые. Главная цель — содействие укреплению контактов и взаимовыгодных связей приграничных регионов. Сейчас решается вопрос об открытии аналогичного представительства в Уральске. С активистами Саратовской казахской национально-культурной автономии Владимир Ташпеков знакомил нас в национальной деревне. Это своеобразный Дом дружбы, только, пожалуй, в улучшенном варианте. В парке Победы как бы «на одной улице» разместились двенадцать национальных подворий. В «казахском ауле» заканчивалась подготовка к встрече гостей из Казахстана. Видимо, самые последние распоряжения отдавал председатель Совета автономии Марат Бисенгалиев. Он, несмотря на занятость, оставил все свои неотложные дела. По его словам, еще несколько лет назад казахские общественные объединения действовали разрозненно. С появлением закона о национально-культурных автономиях положение изменилось. Скоординированная работа всегда дает более ощутимые результаты. Создан совет старейшин, открыта воскресная школа, выпускается газета «Хабар». Бисенгалиев считает, что сейчас созданы все условия для сохранения национальной самобытности. В этнографическом музее готовится к открытию экспозиция «История саратовских казахов». Работает дискотека. Молодежь имеет возможность общаться, слушать национальную музыку. Здесь же проводятся викторины, конкурсы на знание родного языка, традиций, обрядов. Вполне закономерно, что стало больше свадеб. То есть казахская диаспора действительно сплотилась в некую автономию. Кайрат Смагулов еще молод. Ему нет и тридцати, а он уже возглавляет культурный центр Энгельского района. Именно в этой части Саратова уже несколько лет кряду отмечается Наурыз. Приглашаются в гости другие национальные центры. Этот праздник стал общим. Непременно приезжают и западноказахстанцы. Кайрат считает, что сейчас главное внимание следует уделять изучению родного языка. Поэтому планируется организовать при школах группы продленного дня. Разговорная практика не менее полезна, чем занятия. Конечно, есть и проблемы. Была попытка открыть в Энгельском педагогическом училище отделение с обучением на казахском языке. Но оно просуществовало недолго, потому что не хватало учеников. Сейчас положение изменилось, и учителя казахского языка очень нужны. Поэтому саратовцы рассчитывают на помощь казахстанских соседей. О том, насколько сердечно и радушно прошла встреча с делегацией из Приуралья, «Казахстанская правда» уже писала. Соседи готовы оказать поддержку учебниками, пособиями, методической литературой, более регулярным станет обмен концертными программами. В планах — проведение совместных фестивалей, выставок, спортивных соревнований. Акима области Нургали Ашимова приняли в почетные члены автономии. У казахов понятие о родственных связях гораздо шире. В историко-этнографических очерках Геннадий Ташпеков пишет о том, что всегда в его народе будет жива древняя традиция побратимов (тамыр). Настоящие друзья тоже считаются родными людьми. Дружеские узы с исторической родиной, а тем более с соседями из приграничья, со временем становятся все прочнее. И их с полным правом можно назвать братскими.
Хорошие стихи http://www.stihi.ru/2008/11/16/2440 © Copyright: Владимир Ташпеков, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|