Капитализм в истории, языке и истории языка

Ольга-Верн: литературный дневник

О русском капитализме и его отражении в «зеркале» языка будем говорить 23 октября в программе «Говорим по-русски!» с Владимиром Елистратовым, доктором культурологии, профессором МГУ, автором «Словаря жаргона русского капитализма начала XXI века».


Пять лет назад Владимир Елистратов только начал собирать материал к словарю, о чем и говорил в нашем эфире (И тогда даже прозвучал «диагноз»: наш бизнес и «офисный планктон» используют… «глобалект с криминалектом», умножая хеджирование на глагол ишачить или еще кое-что похуже; а выбор лексики определяют корпоративные отношения.
В Интернете выложены десятки «бизнес-глоссариев», составленных не лингвистами и не лексикографами. В профессиональном Словаре Елистратова собраны те словечки и выраженьица, которые появились вместе с развитием капитализма в России в конце XX — начале XXI в.: «Без капитализма их не было бы. Потому что без капитализма не было бы биржевых торгов, коммерческих банков, частного предпринимательства, рекламы, копирайтинга, PR-служб, так называемой корпоративной этики, «скользкой» сферы контактов бизнеса и власти, шоу-бизнеса и т.д. и т.п. В капитализм вовлечены миллионы людей с их переживаниями, юмором, страхами, надеждами, отчаянием, рефлексией… Эти люди, наши с вами сограждане и мы с вами, пытаются осваивать соответствующую специальную терминологию, чаще англоязычную, найти свою нишу в офисной иерархии, сформулировать свое отношение к деньгам, симпатически, магически «зашаманить» их, преодолеть или, наоборот, использовать советское (и не только) словесное наследство с его опытом «фарцовки», киноцитатами, крылатыми выражениями из классики, канцеляритом, блатной феней, матерной бранью, наконец», – писал как-то автор, представляя ученому сообществу проект словаря. Словаря, в котором определяющей стали система «Человек – Деньги» и ключевое слово бизнес.
Где бизнес, там и бизнесмены. А знаете ли вы, что первый пример употребления слова бизнесмен датируется 1925 г.? По свидетельству В. Маяковского, в американском летнем «кемпе», где было запрещено ругаться при боксе, юный предприниматель учил своих сверстников русским, непонятным преподавателям ругательствам, поправляя «тволочь» на «сволочь», «зукин синь» на «сукин сын», – «подсовывать за хорошие деньги недоброкачественные ругательства честный молодой бизнесмен не хотел» (В. Маяковский, «Мое открытие Америки»). И. Ильф и Е. Петров в 1936 г. в «Одноэтажной Америке» впервые употребляют слово в характеризующем значении, намекая на деловые качества, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. А какие знания можно почерпнуть, заглянув в Национальный корпус русского языка!
В первое время речь идет только об американских бизнесменах и всячески подчеркивается их привычка набивать карманы за счет трудящихся. Первое упоминание о советских бизнесменах (воротилах производства) принадлежит А. Солженицыну («Архипелаг ГУЛаг», 1958-73 гг.), о российских заговорили только к началу 2000-х гг. В 2000-е годы «по национальному признаку» бизнесмены уже делятся на американских и западных (к ним относятся предприниматели из Европы, Азии и др. стран), зарубежных, иностранных и импортных, которым противопоставляются отечественные (или доморощенные, местной выпечки), делящиеся на определенные «страты»: это региональные (противопоставленные бизнесменам российского масштаба), столичные (московские и петербургские), провинциальные, местные, местечковые. При этом выделяются и международные (свободно пересекающие границы и имеющие бизнес-представительства по обе их стороны) и заезжие (не обязательно зарубежные) бизнесмены. Вводится также разграничение предпринимателей «по расовому признаку»: белые противопоставляются черным и негритянским. А вот гендерные различия либо не учитываются, либо диктуют появление политкорректных терминов: бизнесвумен или «бизнесменеджер».



Что касается масштабов бизнеса, то начинающие, (совсем) молодые и юные бизнесмены противопоставляются состоявшимся. По размеру капитала последние делятся на мелких и малых (т.е. представляющих малый бизнес), обыкновенных, рядовых, среднестатистических, средней руки, среднего звена, средней степени богатства, а также крупных, крупнейших и сверхкрупных. При этом степень «успешности» ведения дел не является критерием отнесения бизнесмена к тому или иному классу: наряду с успешными бизнесменами средней руки упоминаются и известные, успешные бизнесмены. Получается, известность – черта, присущая представителям именно крупного бизнеса, которые могут также быть видными, выдающимися, серьезными, авторитетными, могущественными и влиятельными. Степень богатства тоже оценивается по-разному: бизнесменов характеризуют как богатых и богатеньких, среди богачей встречаются бизнесмены с неограниченными возможностями, достигшие в своем способе удивлять людей большой степени совершенства. Возникает и собирательный образ «крутого» бизнесмена: денег куча, машина джип «Чероки», вилла на Канарах, что-нибудь от Версаче…
Интересны и произошедшие с начала XX в. изменения представлений о внешнем облике бизнесмена: от идущего от карикатур на акул капитализма образа ожиревшего, рыхлого, старого человека до портрета дельца во фланелевом костюме, рубашке в мелкую полосочку, однотонном галстуке, дорогих очках, а затем – импозантного, вальяжного, респектабельного вида подтянутого мужчины в свежей сорочке и галстуке, чьи брюки и пиджак тщательно проутюжены.
Что касается нравственных и деловых качеств, то довольно редко отмечается честность, принципиальность, благородство, добропорядочность и законопослушность (проявляющаяся и в легальности бизнеса), среди положительных характеристик доминируют опытность, дальновидность, предусмотрительность, изобретательность, инициативность, подвижность, энергичность, культурность, цивилизованность, но гораздо больше отрицательно-оценочных определений: изворотливый, ушлый, прожженный, ловкач, шальной, циничный, наглый, жестокий, самоуверенный, настырный, хитроватый, суетливый, торопливый, мерящий время на деньги и т.п. Если вначале оценкой успеха были преуспевание, процветание и удачливость, то к концу 2000-х на вершине оказались успешные и нормальные, правильные бизнесмены.
Определенную пищу для размышлений дает и сопоставление слова бизнесмен с его синонимами: буквальным переводом деловой человек, положительно-оценочным человек дела, нейтральным делец, отрицательно-оценочными деляга, барыга, спекулянт, игрок, «купи-продай», богатый бездельник, ироничным опора экономики…


полностью http://echo.msk.ru/blog/govorimporusski/1860090-echo/



Другие статьи в литературном дневнике: