Кирилл Анкудинов. Знамя 10 хорошие стихи и плохиеВ октябрьском "Знамени" - привычное засилье воспоминаний. В т. ч. воспоминания первого заместителя главреда "Знамени" Натальи Ивановой; там процитирована эпиграмма. Вчера под действием весны, (тоном Велюрова): Заметьте, не я это опубликовал. Пример № 1. Какое терпкое лето! Пахнет пылью забор. А это просто день, без свершений и без прикрас. И нам останется - тишина, пустота А на улице - лето - всё терпче и всё звончей. Бывают необычные хорошие стихи. Это стихотворение - обычное хорошее стихотворение. В нём не происходит ничего; в нём точно и убедительна показана психофизика мгновенья, оптимально соответствующая ритмическим решениям. В каждой строке этого стихотворения присутствует продуманный индивидуальный смысложест. Спазм истошный горловой Светит болью ножевой Больше нечего беречь Сколько ни просись назад Из этого текста ясно лишь одно: его лирическая героиня сильно переживает отчего-то. Выявить причину переживаний не представляется возможным, поскольку автор, вместо того, чтобы говорить своими словами, говорит чужими словами. Не словами конкретно кого-то чужого, а словами "поэзии вообще". Образы этого текста не свидетельствуют ни о чём; они не имеют никакой привязки к реальности - ни к объективной реальности, ни к субъективной (лирической) реальности. "Сизый ямб над головой никого не красит" - что это значит? Ничего не значит. Отчего ямб - "сизый"? Ниотчего. С такими же последствиями ямб мог бы быть "серым", "чёрным", "жёлтым" - каким угодно. Если б стишок был бы написан ямбом, это давало бы хоть какую-то привязку к реальности. Увы, он написан хореем. Частичное отсутствие знаков препинания также ничего не даёт семантике текста. Оно "нипочему". В этом тексте всё "нипочему". В современном поэтическом мейнстриме словно бы идёт соревнование в игре "да и нет не говорить". Поэты состязаются в том, чтобы показать, что они тоже чувствовать умеют - но так, чтобы их чувства ни в коей мере не передались бы читателю (и так, чтобы не осталось ни одной привязки к причинам этих чувств). Всё это идёт от инстинкта "не выделяться из прочих". Ведь показать себя реального - дать компромат на себя реального, а предъявить поэтичный знак чувства - не сказать о себе ничего. Это - не поэзия; это - унылый "театр кабуки" со знаками чувств вместо чувств. http://ankudinovkirill.livejournal.com/76019.html © Copyright: Ольга-Верн, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|