Худ. выразительные средства

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
1. Все художественные средства делятся на три большие группы:
-- лексические (зависят от значения слова),
-- синтаксические (зависят от построения фразы или предложения)
-- фонетические (зависят от звучания).


-- лексические:
а. Эпитет. Художественное определение, обычно выраженное прилагательным, которое подчёркивает особенность предмета. Пример: «золотые руки», «бархатная ночь».
б. Сравнение. Сопоставление двух предметов или явлений, в котором один сравнивается с другим с помощью союзов (как, словно, будто). Пример: «тихий, как листок», «яркий, словно солнце».
в. Метафора. Перенос значения одного предмета на другой по сходству. Пример: «река времени», «огонь любви».
г. Метонимия. Замена одного слова другим на основе смежности. Пример: «читать Пушкина» (вместо «читать произведения Пушкина»).
д. Гипербола. Преувеличение с целью усиления впечатления. Пример: «он тысячу раз повторил».
е. Синонимы. Слова с близкими или идентичными значениями, используемые для обогащения текста, избегания повторений и точного выражения мысли. Пример: «Скорбь, печаль, грусть окутали его душу после потери друга».
ж. Антонимы. Слова с противоположными значениями, используемые для создания контраста или подчёркивания различий. Пример: «Живой — мёртвый».


-- синтаксические:
1. Инверсия — изменение привычного порядка слов в предложении для достижения эмоционального или ритмического эффекта. Пример: «В небе тихо плыли облака».
2. Эллипсис — умышленное опущение одного или нескольких слов в предложении, которые легко восстанавливаются из контекста. Пример: «И ночь, и море, и молчанье, и луна...».
3. Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, используемый для усиления выразительности или для подчёркивания очевидности сказанного. Пример: «Куда прёшь ты? Стой! Ответ дай!».
4. Риторический повтор — повторение слов или фраз для усиления эмоционального заряда текста. Пример: «Всё спит, и ветер спит, и дома спят...».
5. Асиндетон — отсутствие союзов между словами, фразами или предложениями, что придаёт тексту динамичность и напряжённость. Пример: «Я пришёл, увидел, победил».
6. Ряды однородных членов предложения — последовательность схожих по роли в предложении элементов, усиливающая динамику и выразительность изложения. Пример: «Он приехал, увидел, и понял, и простил...».
7. Вопросно-ответная форма изложения — структура текста, строящаяся на чередовании вопросов и ответов, способствующая логическому и последовательному изложению материала. Пример: «Что такое доброта? Доброта — это солнце...».
8. Вводные конструкции — фразы или слова, вводимые в предложение для организации текста, выражения отношения автора к сказанному или указания на источник информации. Пример: «По моему мнению, зима — самое волшебное время год


-- фонетические:
Фонетические средства выразительности — речевые обороты, которые придают языку выразительность и эмоциональность на уровне фонетики.


1. Упорядоченность звукового строения стихотворной речи.
2. Рифма. Композиционно-звуковой повтор, средство создания красоты звучания стиха и выделения важных в художественном отношении слов путём их созвучия в окончании.
3. Эвфония (благозвучие). Соотношение гласных и согласных звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.
4. Звукопись. Применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.
5. Звуковые повторы:
-- Аллитерация — повторение сходных или одинаковых согласных звуков. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
-- Ассонанс — повторение гласных звуков. Например: «Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела» (Б. Л. Пастернак).
-- Анафора — повторение начальных согласных в словах. Например: «Задремали звёзды золотые, / Задрожало зеркало затона...» (С. А. Есенин).
-- Эпифора — повторение конечных звуков в словах. Например: «Шумели, сверкали / И к дали влекли, / И гнали печали, / И пели вдали...» (К. Д. Бальмонт).
-- Диссонанс — использование созвучных, но нерифмуемых слов.
-- Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение: хрустеть, трещать, охать.
-- Звукоподражание — воспроизведение природного звучания: ку-ка-ре-ку, кря-кря, чик-чирик.
-- Фоносемантика — звуковой символизм, ассоциативная связь звуков с какими-либо незвуковыми ощущениями, образами, качествами.
-- Каламбур — рифма, которая построена на игре слов и звуков.



Все теоретические пояснения терминов даны ниже.


4. Лексика делится на 2 группы: тропы и лексические средства.
Тропы:
; Эпитет – это троп, образное определение. Чаще всего это прилагательное или причастие в переносном значении. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.


; Сравнение – это троп, сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Существует 3 способа сравнения:


1. С помощью сравнительного оборота, в котором используются слова: как, будто, словно, точно, похож. Глаза, как небо, голубые.


2. С помощью формы Творительного падежа. Веселым треском трещит затопленная печь.


3. С помощью формы сравнительной степени прилагательного или наречия. На груди твоей снега белей.


; Метафора – это троп, скрытое сравнение. В отличие от обычного сравнения, когда явно сопоставляются по сходству два предмета, в метафоре один из них скрыт, что и создает многозначность и образность. Проще говоря, метафора – это то, чего не может быть. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.


; Олицетворение – это троп, подвид метафоры, когда что-то неживое наделяется свойствами живого организма. Ветер выл, кричал и плакал.


; Метонимия – троп, подвид метафоры, сопоставление предметов или явлений по смежности, при этом одно из понятий пропускается. В разговорной речи мы постоянно используем метонимию, но не замечаем этого. Основные виды метонимии:


1. Фамилия автора используется в качестве обозначения его произведений. Вчера я Пушкина читал. Слово произведение или роман пропущено.


2. Название города используется для обозначения его жителей. Говорит Москва.


3. Сосуд, в который помещена еда или жидкость, используется в качестве обозначения пищи. Я три тарелки съел.


4. Материал, из которого изготовлено изделие, обозначает само изделие. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.


; Синекдоха – это троп, подвид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. «- Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?» (не одному французу, а всей французской армии).


; Гипербола – троп, сильное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал…


; Литота – троп, сильное преуменьшение. Старичок с ноготок, мальчик с пальчик.


; Ирония – вид комического, легкая, чуть заметная насмешка, троп, при котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ну, ты мастер! (по отношению к человеку, который что-то сломал).


; Аллегория – троп, изображение абстрактного, отвлеченного явления через конкретное понятие. Часто применяется в баснях, где под животными подразумеваются люди, обладающие определенными особенностями характера: лиса символизирует хитрость, муравей – трудолюбие, осел – упрямство и т.д.


Лексические средства:
; Книжная лексика;


; Слова высокого стиля;


; Разговорная (просторечная) лексика;


; Оценочная лексика;


; Профессиональная лексика;


; Жаргонизмы;


; Устаревшая лексика;


; Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;


; Диалектизмы – это слова, характерные для людей, живущих в определенной местности и не относящихся к литературному языку. Автор может использовать их для придания речи героя индивидуальных черт. Бурак – свекла, вязно — озеро, ажно — даже.


; Синонимы – слова разные по написанию, но сходные по значению. Симпатичный, привлекательный, красивый.


; Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте (предложении, тексте), свободно употребляясь в речи, синонимами не являются. Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его.


; Антонимы – слова разные по написанию и противоположные по значению. День – ночь, сила – слабость.


; Контекстные антонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте. Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой…


; Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Девичья коса – острая коса – песчаная коса.


; Паронимы – слова, сходные по написанию, но различающиеся оттенками смысла. Абонемент – абонент, зрительный – зрительский.


; Фразеологизм – устойчивое выражение, часто употребляющееся в переносном значении. Его можно заменить одним словом. Делать из мухи слона – преувеличивать, белая ворона – странная, плыть по течению – не сопротивляться.


5. Синтаксические средства также делятся на 2 группы: приемы и средства.
Приемы:
; Антитеза – противопоставление. В ЕГЭ используется и то, и другое обозначение приема. На антитезу указывают союзы а, но, да (в значении но).


; Анафора – прием единоначатия строк. В стихотворении применяется с начала каждой строки, в прозаическом тексте – с начала каждого предложения. И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый… или О, времена! О, нравы!


; Эпифора – прием обратный анафоре, одинаковая концовка строк. Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь.


; Инверсия – непрямой порядок слов в предложении. Прямой порядок: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Любая перестановка – это уже применение инверсии. В огромном городе моём — ночь. / Из дома сонного иду — прочь.


; Парцелляция – это дробление предложения на части точкой для постановки дополнительного логического ударения. Это была моя вина. Неизбывная и непреодолимая.


; Градация – это прием постепенного возрастания или убывания признака, действия. Он шептал, говорил, кричал.


; Цитация (цитирование)– применение любых цитат в тексте.


; Лексический повтор – это повтор слов или словосочетаний в любом месте предложения. При этом слово дается в неизмененной форме. Это была долгая дорога, долгая и полная волшебства.


; Синтаксический параллелизм – это повторение одинаковых синтаксических конструкций внутри одного предложения или в рядом стоящих. Происходит повтор грамматических конструкций, который может быть полным или неполным. Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами…


; Вопросно-ответная форма изложения – развитие мысли с помощью постановки вопросов и ответов на них. Вопросы могут быть как риторическими, так и конкретными. Что такое любовь? Это страсть, увлечение, близость. Ответ будет у каждого своим, но…


; Оксюморон – сочетание несочетаемого, намеренный парадокс. Горячий снег, живой труп.


; Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Баснь эту можно бы и боле пояснить -/ Да чтоб гусей не раздразнить...


; Многосоюзие - это намеренное увеличение количества союзов в предложении, что ведёт к подчёркиванию каждой детали и замедлению поэтической речи. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,/ И лазурь, и полуденный зной...


Синтаксические средства:
; Все виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.


; Вопросительные предложения;


; Восклицательные предложения;


; Побудительные предложения;


; Обращения;


; Вводные слова;


; Вставные конструкции;


; Уточнения (уточняющие конструкции);


; Сравнительный оборот;


; Ряд однородных членов;


; Риторический вопрос;


; Риторическое восклицание;


; Риторическое обращение.


6. Фонетические средства.
Основным фонетическим средством является звукопись.


Звукопись – это усиление звуковой выразительности речи, создание атмосферы с помощью описания определенных звуков или повтора одинаковых гласных или согласных букв. У нее есть 2 разновидности:


; Аллитерация – это повтор одинаковых согласных звуков. Лебедь уплыл в полумглу, / Вдаль под луною белея.


; Ассонанс – это повтор одинаковых гласных звуков. Тихо лечу я по рельсам чугунным, / Думаю думу свою.




Другие статьи в литературном дневнике: